Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Тензин Приядарши. Сверхточная настройка ментального сознания5 апреля 2012 | Версия для печати
Фрагменты выступления в центре «Новый Акрополь», 5 марта 2011
Вторая часть: Вопросы и ответы о созерцании Основная цель созерцания ‒ помочь нам лучше понять, кто мы. Сегодня, в век развития новых технологий, нас больше всего занимают новые модели сотовых телефонов, компьютеров и т.д. С ростом благосостояния нас охватывает безудержное желание иметь последние модели, усовершенствовать то, что мы уже имеем, осуществить upgrade. Мы стараемся купить себе дом получше, мебель получше, телевизор получше. Мы постоянно производим какие-то изменения во внешнем мире, желая создать для себя более комфортные условия. Но вопрос в том, когда в последний раз мы обновляли самого себя? Когда совершали собственный upgrade? Совершенствовали не мир вокруг себя, но себя самого? Созерцание, или медитация, как раз и помогают нам создать более совершенную версию самого себя. Мы можем заглянуть в зеркало и спросить себя: насколько эта версия меня самого совершеннее той, что была у меня вчера или на прошлой неделе? Время продолжает свой бег, и на биологическом уровне мы постоянно меняемся. Меняется наше тело, наша внешность. Но спросите себя: что стало с нашим внутренним состоянием? Наш ум — насколько он изменился? И сыграли ли мы сами какую-то роль в этих изменениях? В разговоре о медитационных практиках, о созерцании, не так важно: религиозный вы человек или нет. Не так важно: верите вы в Бога или не верите. Мы — люди, мы ведем жизнь, присущую человеческим существам, и главный вопрос здесь: используем ли мы эту жизнь по назначению? Стараемся ли мы сделать свою жизнь и самого себя лучше? К созерцанию не стоит относиться исключительно как к религиозной практике. Конечно, религиозные люди — это те, кто посвящает созерцанию все свое время. Однако любое человеческое существо обладает способностью стать созерцателем, заниматься медитацией. Если вы человек неверующий, то это не должно служить оправданием тому, что вы себя не совершенствуете. Поэтому я хочу призвать вас попробовать посмотреть на созерцание, на медитацию, как на средство внутреннего самосовершенствования, которое помогает нам стать лучше. Если мы хотим достичь совершенства в любой области, то нам необходимо посвятить этому время и силы. Если вы хотите быть хорошим бегуном, чем вы занимаетесь? Вы бегаете, тренируетесь. Хотите быть хорошим пловцам, что вы делаете? Вы тренируетесь. Хотите быть хорошим пианистом ‒ вы упражняетесь на фортепиано. Почему же тогда медитация должна быть чем-то вроде магии? Хотите быть хорошим созерцателем?! Что ж, упражняйтесь, практикуйте! Для чего мы практикуем медитацию? Что я имею в виду, когда предлагаю вам создать более совершенную версию самого себя? Я говорю о наших внутренних состояниях. Способны ли мы самостоятельно определять то, что, как и когда мы ощущаем? Основополагающий вопрос для занятия созерцанием: можем ли мы быть счастливыми, когда того захотим, по собственной воле? Или же ощущение счастья — это случайный процесс? Оставлять счастье на волю случая значит превращать жизнь в одну большую азартную игру. Медитационная практика позволяет получить представление о том, что такое ум, его состояния и что такое счастье. Первое, что нам необходимо в медитации, — научиться сохранять внутренний покой. Покой — это очень важное присущее нам качество, которым, однако, мы не часто пользуемся. Наш ум в постоянных размышлениях, он то и дело хочет чего-то добиться, ему нравится быть занятым. Нам кажется, что если мы заняты, то мы весьма продуктивны. Однако покой ‒ столь же важный аспект нашего ума, как и занятость или продуктивность. Достигаемый нами внутренний покой способствует продуктивности. Как только вы позволяете себе достичь внутреннего покоя, вы начинаете распознавать различные состояния своего ума. Вы видите, что существуют определенные аспекты ума (эмоции), которые определяют окраску переживаемых нами внутренних состояний. Эти факторы определяют то, как именно мы будем переживать то или иное событие. Приведу пример. Вы просыпаетесь утром. Прекрасный солнечный день. Идете на прогулку, люди вокруг вас улыбаются. Улыбаются вам, вы улыбаетесь им. Прекрасный день… На другой день вы снова просыпаетесь. Может быть, в этот день вы поссорились со своим супругом, или дети что-то натворили, или просто вам не понравился утренний кофе, и ваш ум пришел в беспокойное состояние. Вы вышли на улицу. Люди улыбаются вам. Но первая мысль, которая приходит вам в голову: «Чего ты улыбаешься?» Как видите, в обоих случаях вы имеете дело с одним и тем же явлением — улыбкой другого человека. Но почему в первый день вы смогли ответить улыбкой на улыбку, а во второй ‒ чужая улыбка лишь добавила вам беспокойства? Ответ на этот вопрос напрямую связан с нашими ментальными состояниями. То, как мы воспринимаем вещи; как мы воспринимаем людей, которые присутствуют в нашей жизни; как мы перерабатываем определенные переживания, ‒ все это до некоторой степени определяется тем, в каком состоянии ума в данный момент мы находимся. Перед созерцателем стоит следующая основная задача: добиться такой сверхточной настройки своего ментального состояния, чтобы его базовое восприятие не позволяло воспринимаемым явлениям добавлять ему беспокойства. Рассмотрим пианино. Вы можете нажать на любую клавишу, и последует какой-то звук. Но когда вы правильно настроили пианино, то точно знаете, какой клавише соответствует тот или иной звук. То же самое и с нашими ментальными состояниями. Как только вы правильно настроили свое сознание, вы видите, какое из переживаний полезно для вас; какое ментальное состояние помогает при обработке того или иного переживания. В буддийской традиции говорится об «омрачающих», или негативных эмоциях. Буддист вы или нет, все равно у вас есть эти омрачающие, или разрушительные эмоции. Что это за эмоции? Это гнев, ревность, зависть, ненависть, страх, беспокойство и подобные эмоции этой природы. Все эти состояния в той или иной степени присутствуют в нашем уме. И они предопределяют то, какой будет наша жизнь на ежедневной основе. Обычно мы идем на поводу у омрачающих эмоций, будь то беспокойство, страх или гнев, особо не влияя на происходящее. Иногда нам удается найти «зону комфорта» в своем взаимодействии с омрачающими эмоциями. Однако, хотим мы того или нет, наша «зона комфорта» все равно остается в спектре омрачающих эмоций. Однажды вы просыпаетесь, и чувствуете, что не так обеспокоены, как обычно. Вы спрашиваете себя: «Наверное, что-то идет не так?! Что-то сегодня я недостаточно беспокоюсь?! Обычно мне гораздо беспокойнее на душе, чем сегодня. Интересно, что могло произойти, что изменилось? Почему я не испытываю обычного беспокойства?» Так вы находите для себя новую причину для беспокойства: вы беспокоитесь о том, почему вы не беспокоитесь. Вот так омрачающие эмоции влекут за собой цепную реакцию. Они становятся дороги нашему сердцу. Созерцатель, да и любой человек, размышляющий о внутреннем благополучии, должен распознать токсичный, ядовитый характер этих эмоций. Подобно тому как бы заботимся о своем теле, избегая любых токсичных продуктов и веществ, мы должны заботиться и о своем уме, избегая всего того, что его отравляет. Омрачающие эмоции токсичны по своей природе, но они в той или иной степени присутствуют в каждом из нас. Будучи созерцателем, вы сначала успокаиваете свой ум. Вы признаете тот факт, что омрачающие эмоции не полезны для вашего благополучия, и приступаете к процессу систематического искоренения некоторых из них. И чем больше времени вы посвящаете искоренению этих токсичных эмоций, тем больше пространства открывается в вашем уме для радости, творчества. Это первая стадия медитации. Я призываю вас смотреть на медитацию как на упражнение, способствующее процветанию человека. Не как на религиозную практику, ни как на что-то магическое. Речь идет лишь о процветании человека, о том, как сделать его лучше. Итак, вы приступили к работе с омрачающими эмоциями. На следующем этапе вы начинаете замечать также и положительные эмоции, которые тоже в вас присутствуют. Например: радость, уважение к себе, чувство уверенности в своих силах, бесстрашие. И вы начинаете учиться уделять больше внимания и времени именно этим положительным состояниям ума. Люди ‒ существа привычки. Мы становимся тем, чему уделили больше времени. Поэтому любые религиозные традиции учат: аккуратнее выбирайте себе друзей. Это не значит, что мы должны общаться только с верующими. Просто выбирайте таких спутников, таких друзей, с которыми вы сможете проводить свою жизнь мудро. Это утверждение можно распространить и на наши состояния ума. Если на протяжении дня вы уделяете больше внимания омрачающим эмоциям, то, скорее всего, именно эти эмоции вы и будете укоренять в своем сознании. Поэтому необходимо уделять больше внимания позитивным, благоприятным, здоровым эмоциям и состояниям ума. И если вы станете чаще проявлять позитивнее эмоции, то произойдет «нейронная перестройка». Ведь чем больше времени мы уделяем какой-либо эмоции, тем сильнее становится связь между нейронами, ‒ так формируется привычка. Вот почему привычки так трудно изменить. Долгие годы мы взращивали в себе определенные привычки, укрепляя определенные связи между нейронами. И если теперь мы попытаемся повлиять на укоренившуюся привычку, то поначалу это очень трудно. Таково уж устройство нашего ума ‒ он будет снова и снова возвращать нас в прежнее состояние. Пытаясь изменить привычку с помощью медитации, мы на самом деле пробуем изменить связи между нейронами мозга. Мы меняем структуру мозга и не в каком-то метафорическом смысле, но на физическом, телесном плане. Так мы начинаем движение по пути внутреннего совершенствования, делая осознанный выбор в пользу тех состояний ума, которые полезны для нашего благополучия. Мы стремимся к тому, чтобы нашим базовым переживанием на ежедневной основе было состояние счастья. Счастье… честно говоря, мы не знаем, как с ним обращаться. Когда вы чувствуете очень большую радость, вещи могут происходить по двум сценариям: вы либо прыгаете от радости, либо начинаете кричать или петь и хотите рассказать о своем счастье другим людям. Вы переживаете состояние восторга и возбужденности, и вам хочется, чтобы это состояние стало заразительным. Но можете ли вы на протяжении всего дня сохранять такое состояние восторга? Трудно будет целый день прыгать от радости под потолок. А если станете кричать: «Я счастлив! Я счастлив!» – то, скорее всего, к концу дня сорвете голос. Опять же, мы сформировали привычку реагировать на приятные, радостные события, переводя свой ум в состояние возбужденности. Но для того чтобы быть счастливым, необходимо добиться спокойного переживания радости, которое бы всегда оставалось с нами. В момент непосредственного переживания мы, конечно, будем испытывать повышенное чувство радости. Но когда что-то пойдет не так, в минуту печали, мы не позволим себе выпасть из радости в отрицательное состояние. С помощью практики мы создаем фундаментальное базовое состояние с положительным знаком. Одновременно мы начинаем прорабатывать и другие положительные аспекты, например: бесстрашие, в которых вы укрепляетесь, победив беспокойство. Представьте себе день, прожитый без ревности и зависти. Представьте себе день, прожитый без страха. Каким будет такой день? Постарайтесь в процессе практики спрашивать себя, каким был бы ваш ум, если бы на протяжении хотя бы одного дня вы не испытывали ни ненависти, ни зависти. В принципе, в этом и состоит практика медитации. И чем больше вы ею занимаетесь, тем больше она обогащает вашу жизнь. Ваши ощущения становятся более насыщенными, и вы начинаете замечать красоту происходящего вокруг вас, видеть благие качества в каждом человеке. Это не означает, что вы создаете вокруг себя иллюзорный мир. Грусть, печаль, по-прежнему присутствуют в вашей жизни. Но ни грусть, ни печаль не овладевают вами полностью. Если вы поддерживаете в себе базовое ощущение счастья, то вам намного легче справиться с печалью. Материал подготовлен Вероникой Крацбаршт на основе устного перевода Юлии Жиронкиной Программы с участием Тензина Приядарши в МосквеСеминар В ходе лекции, в частности, планируется освещение следующих тем: * Созерцание – ключ к раскрытию осознанности и интуиции * Созерцание – искусство исцеления Организаторы: Фонд «Сохраним Тибет» Межкультурный центр «Традиции Земли» При поддержке: Центра-музея им. Н.К.Рериха Центра тибетской культуры и информации Лекция состоится в Центре-музее им. Н.К.Рериха Москва, Малый Знаменский пер., 3/5 Проезд до ст. метро "Кропоткинская" 15 апреля 2012, 17.30 |
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |