Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Лама Сопа Ринпоче о преданности учителю

30 сентября 2012 | Версия для печати
| Еще
В тот момент, когда вы спонтанно осознали, что нет Будды, кроме учителя и нет учителя, кроме Будды, вы развили в себе преданность учителю, способность видеть в учителе Будду. Всякий раз, когда вы встречаетесь с учителем или думаете о нем, вы в ту же секунду осознаете, что учитель – истинный Будда. Всякий раз, когда вы видите Будду или думаете о нем, вы в ту же секунду признаете в нем учителя. Понимание того, что учитель и Будда – единое целое, возникает естественно, без усилий, из глубины сердца. Вначале вы воспринимаете учителя и Будду отдельно, но достигнув преданности учителю, видите его и Будду как единое целое, как воду, слившуюся с водой.

… Если вы развили преданность учителю, то с легкостью медитируете на любую тему. Вашему уму можно придать любую форму, подобно тому как из теста можно вылепить и хлеб, и лапшу. Взрастив преданность учителю, вы без особых усилий можете прочувствовать любую тему для медитации. Как правило, при чтении молитвы, ваше сердце существует отдельно от произносимых слов. Но если вы развили преданность учителю, то смысл возносимой вами молитвы наполняет все ваше сердце. Если вы молитесь или думаете о сострадании, то ваш ум испытывает сострадание. Если вы молитесь или думаете о непостоянстве, смерти, бодхичитте или пустоте, то они мгновенно преобразуют ваш ум. Вы без труда усмиряете свой ум, подобно тому как укрощают собаку. Вы легко обретаете духовные достижения, связанные с любой медитацией. Если вы развили преданность учителю, то в повседневной жизни омрачения возникают все реже. А когда они появляются, то настолько слабы, что вы устраняете их без особого труда. Как следствие, практиковать Дхарму становится очень легко.

Не так уж важно, можем ли мы интеллектуально постичь преданность учителю и объяснить ее своими словами, главное – ощущать ее так, как это изложено в учениях. Если мы чувствуем, что учитель – Будда, мы достигли цели. Тем не менее, интеллектуальное понимание также играет здесь важную роль: оно помогает упрочить переживание. Ведь если мы утратим это переживание, то благодаря логическим доводам и медитации сможем вновь ощутить преданность учителю.

Насколько быстро и легко мы осуществим духовный путь и достигнем просветления, зависит от силы нашей преданности учителю. Самый искусный способ медитации и обретения духовных достижений в традиции ламрим – полное развитие преданности учителю. Как только мы осуществим это, все остальные достижения на духовном пути будут обретены так же легко, как дождь падает с неба.

Лама Сопа Ринпоче о преданности учителю
Лама Сопа Ринпоче и лама Еше в Новой Зеландии, 1975 г.
Фото из Lama Yeshe Wisdom Archive (Архив мудрости ламы Еше).


Однако для развития бодхичитты и обретения иных достижений нет необходимости ждать, когда же мы увидим в учителе Будду. Ведь на это может уйти несколько жизней. Если мы станем дожидаться такого момента, то в течение все этих многих жизней вообще не добьемся никаких достижений.

Увидеть в учителе Будду, а в каждом живом существе ‒ свою мать для большинства людей в целом ‒ самая трудная задача на постепенном пути к просветлению, хотя, конечно, все зависит от личности. Вот почему крайне важно тренировать ум именно в таких медитациях, по крайней мере один раз в день. Проснувшись утром, в первую очередь постарайтесь уделить время развитию преданности учителю. Как говорили Шантидева и геше Чекава, на свете нет ничего, чем бы наш ум не мог стать вследствие тренировки. В процессе упражнений ум принимает ту форму, которую мы стремимся ему придать. Если каждое утро медитировать о преданности учителю и помнить о ней в течение всего дня, то со временем эта практика будет получаться все лучше и лучше. Благодаря медитации и тренировке ума мы сможем осознать всю ошибочность привычки видеть изъяны, стоит только ей проявиться. Сможем понять, что она создает препятствия на пути к просветлению и мешает неустанно трудиться на благо всех живых существ.

Мы должны постараться выработать преданность учителю уже в этой жизни. Однако если мы хотим со всей искусностью упражнять свой в ум соответствии с ламримом и как можно скорее достичь просветления, то не стоит посвящать всю свою жизнь только стараниям увидеть в учителе Будду. Ведь тогда мы упустим возможность развить отречение, бодхичитту, постичь пустоту и обрести другие духовные достижения, и тогда после смерти в нашем уме не останется никаких достижений, обретаемых на постепенном пути к просветлению. Мысли об учителе, основанные на предрассудках, препятствуют обретению всех остальных достижений духовного пути. Если мы научимся не допускать подобных мыслей, то сможем упражнять свой ум и в других аспектах пути к просветлению.

По мере развития более глубокой и сильной преданности учителю происходит постепенное очищение ума от омрачений, и любая медитация, выполняемая нами согласно ламриму, наполняется глубоким смыслом. Наш ум уже не похож на твердый камень, он становится пластичнее. Выполняя любую медитацию, чувствуйте уверенность в том, что упорные старания на протяжении недель или месяцев непременно приведут вас к обретению связанных с ней достижений. То, что поначалу было всего лишь словами, мы ощутим всем сердцем.

Развивая такую преданность учителю, мы затем обретаем духовные достижения на постепенном пути к просветлению. Породив бодхичитту, мы вступаем в махаяну, которая в свою очередь делится на пять путей. Первый, путь накопления заслуг, включает три ступени. Когда мы осуществим великий путь накопления заслуг, то увидим учителя в теле нирманакаи. Когда достигнем махаянского пути видения и станем арьей бодхисатвой ‒ увидим учителя в теле самбхогакаи, а вступив на путь не-учения-более ‒ очистим даже тончайшие завесы, и наш поток ума обретет все необходимые духовные достижения. Когда поток сознания, присущего нам на сегодняшний день, будет приведен к состоянию всеведения, наш ум станет дхармакаей ‒ наивысшим учителем. Мы достигнем состояния наивысшего учителя. Когда мы достигаем его, происходит наша встреча с наивысшим гуру. Она происходит на ментальном уровне ‒ мы сами становимся гуру.

Отрывок из книги «Сердце пути», первой в серии книг с комментариями по ламриму, опубликованной в «Архиве мудрости ламы Еше». Книга «Сердце пути» содержит сущностные наставления ламы Сопы Ринпоче о преданности учителю.

Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
Просмотров: 4433  |  Тэги: Лама Сопа Ринпоче, учитель

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Сентябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100