Сохраним Тибет > 28 уроков медитации под руководством Игоря Берхина

28 уроков медитации под руководством Игоря Берхина


18 ноября 2012. Разместил: Ing
19 ноября стартует интерактивный проект Yoga Journal «Уроки медитации» под руководством Игоря Берхина — мастера медитации, ученого-буддолога, специалиста по Востоку. В течение 28 дней все желающие получат рассылку: аудио- и видеоролики с практиками медитации, пранаямы, асан, а также лекции, содержащие подробные объяснения созерцательных техник.

Партнер программы — чайная компания NEWBY.



Предлагаемая Игорем программа рассчитана на учеников самого разного уровня практики. Новички в процессе курса смогут познакомиться с основами созерцательной традиции Индии и Тибета, а также составить общее впечатление о предмете. Те ученики, которые уже пробовали медитировать и столкнулись с различными трудностями, найдут ответы на накопившиеся вопросы. А продвинутые практики откроют для себя новые грани медитации, освежат личную практику и познакомятся с рекомендациями опытного мастера.

28 уроков медитации под руководством Игоря Берхина

Интенсивность

Учитывая реалии современной жизни в мегаполисе, Игорь составил уникальный курс, не требующий длительных ежедневных занятий: на практику понадобится всего 20–30 минут в день. Этого, по мнению Берхина, достаточно, чтобы получить базовые знания о природе самосозерцания и углубить процессы понимания собственного «Я». Для чего нужно медитировать? Благодаря контролю над собственным умом, которому мы учимся в процессе медитации, в нашей жизни открываются дополнительные ресурсы. Берхин убежден, что «медитация в первую очередь нужна для того, чтобы обрести цельность. Современные люди привыкли отделять тело от ума. Ум никогда не бывает полностью изолирован от тела. Ум трудноуловим и неосязаем, а тело конкретно и находится в зоне нашего контроля».

Статика и движение

Берхин считает, что лучший способ подобраться к уму через тело — научиться расслаблять его. Поэтому курс «Уроки медитации» включает в себя специальные техники движения тела и статические позиции, помогающие выявить и снять многочисленные напряжения, которые накапливаются в нас. Когда тело уравновешено и хорошо себя чувствует, ум автоматически успокаивается.

Дыхание

Ум теснейшим образом связан с жизненной энергией — праной. Курс призван научить управлять важнейшей функцией тела — дыханием. Жизнь в ритме мегаполиса приводит к тому, что дыхание под воздействием множества впечатлений все время сбивается. Наш ум хаотически движется от одного объекта к другому. Пранаяма способствует ровному, свободному дыханию, что, в свою очередь, приводит к ясности, стабильности и проницательности ума.

Направление внимания

В процессе интерактивного обучения студенты научатся направлять ум на избранный объект и сохранять внимание к нему необходимое количество времени. Автор курса полагает, что «часто нам не хватает концентрации во всех сферах жизни: когда мы учимся, работаем, управляем автомобилем, общаемся со своими близкими. Способность сохранять внимание полезна в любой ситуации и предохраняет нас от множества проблем, возникающих в силу забывчивости или отвлечения. Обычно мы следуем туда, куда ведет ум. Благодаря медитации у нас есть возможность стать хозяином соб­ственного ума и из своего повелителя превратить его в друга и помощника. Эта способность помогает эволюционировать, опираясь на те знания, которые мы обретаем, когда медитируем. Самый эффективный контроль ума осуществляется через знание, которое мы обретаем в процессе самоисследования. Обращая внимание на то, что всегда было перед нами, но оставалось незамеченным, мы открываем новые горизонты, обнаруживаем и преодолеваем свои ограничения. Знание — это не просто услышанная или прочитанная информация, но живое понимание не только самих себя, но и своей среды обитания».

Мифы о медитации

Многие считают, что медитация — удел рожденных на Востоке. Однако у нас нет необходимости становиться индийцами, китайцами или тибетцами, чтобы овладеть созерцательными техниками и научиться применять их в повседневной жизни. Медитация помогает нам понять и принять себя такими, какие мы есть. Как объясняет тибет­ский учитель дзогчена Чогьял Намкай Норбу: «Подлинное созерцание означает пребывание в своем истинном состоянии». Поэтому нам не нужно переодеваться в экзотические одежды, воскуривать благовония и включать странную, приводящую в состояние транса музыку. Не нужно также менять имя, отказываться от своей родной культуры. Не нужно принимать новую веру, менять идеологию, принципы или убеждения. Не нужно уезжать в деревню, в пещеру или на необитаемый остров. Все, что необходимо, — это интерес к самопознанию, изучение и систематическое применение методов овладения собственным умом здесь и сейчас, там, где вы живете в данный момент.

Эффекты медитации

Сначала, как и в любой другой деятельности, могут потребоваться небольшие усилия и специальное время для тренировок. Но затем медитация станет чем-то совершенно естественным, превратится в созерцание, которое легко сочетается с любой повсе­дневной деятельностью, не требуя специальных усилий и времени. Тогда, как говорят тибетские учителя медитации, «даже если ты бросаешь медитацию, медитация тебя не бросит».

Руководитель курса

28 уроков медитации под руководством Игоря БерхинаИгорь Берхин работает с духовными традициями Востока с 1985 года. С 1991-го начал изучать цигун, тайцзицюань под руководством китайского мастера Фэн Шао-И, к которому впоследствии в 1994 году ездил в Китай на учебу. В том же 1991 году стал практиковать в корейской традиции сон (дзен) под руководством Вон-Мён Сынима, также будучи его русским переводчиком. С 1993 по 2003 год был переводчиком многих учителей тибетских традиций – ньингма, гелуг, карма-кагью, бонпо. Некоторых из этих учителей сопровождал в поездках по миру. Перевел на русский язык более 10 книг по буддизму различных традиций. С 1996 года практикует Дзогчен ати-йогу под руководством Чогьяла Намкай Норбу и Кьенце Еше (с 2008 года). Является переводчиком их устных и письменных учений на русский язык. В 2002 году был объявлен Чогьялом Намкай Норбу учителем Санти Маха Сангхи – системы теоретического и практического освоения важнейших методов буддизма и дзогчена. Провел около 150 ретритов и семинаров по теории и практике тибетского буддизма и дзогчена в более чем 40 городах Украины, России, Венгрии, Польши, Литвы, Латвии, Чехии, Словакии, Казахстана, Болгарии, Румынии, Германии, Италии и Венесуэлы. Тексты Игоря Берхина для аудиомедитаций были использованы в программе «Начинаем заниматься: 21 день с Yoga Journal».

yogajournal.ru