Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Диалог Его Святейшества Далай-ламы и о. Лоренса Фримена об учителях и учениках

18 января 2013 | Версия для печати
| Еще
Сарнатх, штат Уттар-Прадеш, Индия. 12 января 2013 г. – Сегодняшний день был посвящён беседе Его Святейшества Далай-ламы с его давним духовным другом о. Лоренсом Фрименом, директором Международного общества христианской медитации. Темой их беседы в Центральном университете высшей тибетологии было обсуждение роли учителя на примере Иисуса и Будды, а также отношения между учителем и учеником.

Диалог Его Святейшества Далай-ламы и о. Лоренса Фримена об учителях и учениках

Вначале состоялась частная встреча Его Святейшества и о. Лоренса с некоторыми из его друзей и благотворителей. Один из них задал вопрос об истине и Его Святейшество ответил: «Когда мы приучаем себя к истине, то это оказывает воздействие на наш ум. В своих учениях Будда описывал реальность разными способами, в зависимости от склонностей и темперамента своих последователей. Когда встречаются христианин и буддист, то можно сказать, что у них две версии истины, а если к ним присоединяется мусульманин, то версий истины становится три».

На вопрос о том необходима ли религия, он ответил: «Религия - это один из инструментов позитивного преобразования ума. Каждый стремится к счастью, и в двадцать первом веке материальное развитие достигло высокого уровня. Мы нуждаемся в материальном развитии, поскольку вокруг по-прежнему так много бедных людей. Однако, очень многое зависит от того, насколько мы отдаем себе отчет в ограниченности материальных ценностей, от нашей готовности заглянуть внутрь себя. До сих пор материальное развитие само по себе не смогло породить счастливое общество».

В более просторной аудитории, в которой собралось примерно 250 человек, о. Лоренс открыл дискуссию, вспомнив, что ранее, он уже просил Его Святейшество прокомментировать отрывки из евангельских текстов: «Мы были глубоко тронуты тем, как вы отнеслись к словам наших священных писаний и вашим проникновением в истину евангельских текстов. Это потребовало большого мужества».

Его Святейшество ответил: «Я обнаружил идеи, которые перекликаются с буддийским учением, и у нас тогда получилась очень хорошая встреча. После этого вы с друзьями посетили Бодхгаю и впервые буддисты и христиане помолились под деревом Бодхи».

О. Лоренс объяснил, что он будет говорить об Иисусе и о своей связи с ним, как с учителем, а затем Его Святейшество расскажет о своем взгляде на Будду. Он также сказал, что Его Святейшество может прерывать его в любой момент, на что тат ответил:

«Мы все человеческие существа. Когда я встречаю кого-либо то я думаю, что еще один человек, который как и я. Формальности создают между нами ненужные барьеры; как члены одной общечеловеческой семьи мы не нуждаемся в формальностях, поэтому, если мне будет, что сказать, то я обязательно выскажусь».

О. Лоренс открыл беседу: «Я думаю об Иисусе как о человеке, об исторической личности, в которой позже признали Сына Божия. Я отношусь к нему как к выдающемуся человеку, одному из немногих, кто стали вселенскими учителями. Нам мало известно о его ранней жизни, но мы знаем, что, получив крещение у Иоанна Крестителя, он испытал пробуждение и вслед за этим ушел в пустыню на сорок дней. Иисус учил собственным примером, а потому его жизнь не расходится с его учением. Я спросил вас много лет тому назад, как вам удается оставаться таким спокойным и умиротворенным и получил ответ “я стараюсь быть одним и тем же и с собой, и с близкими друзьями, и на людях".

Иисус для меня - это пример, как нужно прожить свою жизнь. Я считаю его вселенским учителем, примером целостной личности, обладающей природным авторитетом и олицетворяющей истину. Он тот, у кого я с уверенностью могу найти прибежище и кому я могу довериться. Моя связь с Иисусом исправляет меня».

Диалог Его Святейшества Далай-ламы и о. Лоренса Фримена об учителях и учениках

Он заметил, что, судя по всему, есть некоторое между христианской идеей о том, что все люди созданы по образу и подобию Божьему и идеей о природе Будды. Когда он ощущает Христа внутри себя, он видит его отражение и в других людях.

«Иисус это лекарство, врач, но не судья; он тот, кто приносит исцеление миру. Он учитель, наставник и путь. Благодаря этому я чувствую, что в моей жизни есть смысл».

Его Святейшество ответил: «Чудесно, чудесно, и я тоже именно так понимаю Иисуса. Благодаря этому тонкому анализу вы достигли понимания, которое изменило вашу жизнь».

«Все буддисты принимают исторический факт, что Будда был сыном местного царя. Осознав, что даже жизнь принца исполнена проблем и трудностей, он начал поиск глубокого смысла жизни и понимания реальности. Он покинул дворец и провел шесть лет, медитируя, соблюдая посты и живя в нищете. Он занимался практикой нравственности, сосредоточения и мудрости. Он достиг просветления и пришел сюда, в Сарнатх, чтобы начать даровать свое учение. Он не признавал социальный статус и одинаково относился к царям и нищим. Самым важным для него была практика.

Покинув дворец, он остриг волосы и сменил свои королевские одежды на желтые одеяния монаха. Кроме основных заповедей, новые монашеские обеты формулировались всякий раз, когда Будда исправлял ошибки, сделанные монахами, таким образом свод монашеских обетов – это не просто набор правил, которые существовали прежде. Будда объяснил, что не существует независимого "я", а есть лишь ментальное обозначение, накладываемое на нашу психофизическую совокупность. Главная цель учения об отсутствии независимого "я" – это уменьшение эгоцентричности. К этому же результату может привести и однонаправленная вера в Бога. Все наши религии несут одно и то же послание о любви, сострадании, терпимости, прощении, хотя их философские воззрения и отличаются друг от друга».

Во время перерыва на обед, накрытый под навесом на университетской территории, обсуждение продолжилось. На обратном пути в аудиторию Его Святейшество поприветствовал нескольких своих знакомых, которые пришли встретиться с ним, в том числе слабовидящих девочек из близлежащего института Дживан Джиоти для инвалидов и их учителей, которому Далай-лама уделяет пристальное внимание. Во время послеобеденной сессии участники сосредоточились на обсуждении того, что значит быть учеником. О. Лоренс начал выступление, заметив, что Иисус собрал своих учеников, призвав их: «Идите за мной». Он отметил, что образ ученика является существенным для понимания смысла христианства и личности христианина, но в то же время присущие ему качества являются универсальными. Ученик должен быть открыт, доверять учителю и говорить правду. Учитель должен оставаться верным ученику. Взаимоотношения учителя с учеником характеризуются верностью. Он выразил мнение, что настоящие взаимоотношения с учителем становятся путеводной нитью в жизни ученика.

Диалог Его Святейшества Далай-ламы и о. Лоренса Фримена об учителях и учениках

Его Святейшество сказал, что учитель должен обладать опытом, в особенности духовным опытом. Важно, чтобы, следуя за учителем, ученик становился более спокойным человеком. Ответственность лежит на обеих сторонах таких отношений: учитель отвечает за благополучие ученика, а учитель обязуется действовать с уважением по отношению к учителю.

Далай-лама отметил, что мы слишком часто уделяем внимание внешнему виду, например, молодые женщины много времени проводят, украшая себя при помощи косметических средств, в то время как по-настоящему важную роль играет красота внутренняя. Из нее проистекает внутреннее умиротворение, которое порождает ощущение счастья у личности, у семьи, и у сообщества. Если у нас есть внутреннее умиротворение, то когда мы сталкиваемся с проблемами во взаимоотношениях, мы можем легко их разрешить. Умиротворенность приносит внутреннюю силу.

Один из слушателей спросил, можно ли одновременно быть последователем Иисуса и Будды. О. Лоренс отметил, что Библия говорит о том, что мы должны принимать совет от любого мудреца, из чего следует, что мы должны принимать истину независимо от того, где мы находим её. Он также процитировал Его Святейшество, который как-то сказал, что можно быть некоторое время одновременно буддистом и христианином, но в конечном итоге вы почувствуете, что что-то из этого привлекает вас больше. Его Святейшество полностью согласился с о. Лоренсом.

Был также задан вопрос о христианах, практикующих буддийскую медитацию Его Святейшество ответил, что существует много методов для тренировки ума и можно выбрать для себя те практики, которые являются для вас наиболее эффективными.

На вопрос о том, что происходит с людьми после смерти, Его Святейшество ответил: «Простая истина заключается в том, что пока мы всё ещё живы, нам следует каждый день вести жизнь, исполненную смысла. Это означает помогать другим, когда у нас есть для этого возможность, или, по крайней мере, не причинять им вреда. Тогда, когда придет смерть у нас не будет сожалений, и мы сможем думать, что попадем в рай или обретем благоприятное рождение. Это то, как поступаю я сам. Даже в своих снах я помню что прежде всего я буддийский монах, а не Далай-ламой. Если смерть наступит сегодня, то у меня не будет никаких сожалений, и я надеюсь, что смогу испытывать такую уверенность и в будущем».

В завершение были сделаны общие фотографии, произнесены слова благодарности, и все участники выразили надежду на скорую новую встречу.

Перевод: Дмитрий Гринев
Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ)

dalailama.ru

Статьи по теме:


Далай-лама о паломничестве по святым местам
Эксклюзивное эссе духовного лидера буддистов журналу «NEWSWEEK»

"Лхаса, столица Тибета, на протяжении многих веков являлась одним из главных мест паломничества. И по сей день жители даже самых отдаленных уголков Тибета стараются посетить ее хотя бы раз в жизни. Нередко они отправляются в путь пешком и даже босиком. Некоторые особенно крепкие паломники «простираются» - распластываются по земле в полный рост на протяжении всего пути. Когда они добираются до города, то часто, не останавливаясь даже на чашку чая, спешат в Джоканг, главный храм, чтобы вознести почтение образу Будды, Джово Ринпоче..."

Комментарии:

Jeki (Посетители) | 18 января 2013 19:56  
> христианской медитации.

К сожалению, такого нет.

Конечно, в английском переводе Библии можно найти слово "meditation" (оно же на латыни "meditatum"), что в простом смысле означает "размышление", "созерцание". Но в целом, в христианстве (в основных традициях) нет практики медитации, т.е. нет того, что ведет к просветлению. И более того - медитация там считается чем-то сродни демонологии. :)

> Международного общества христианской медитации.

Наверно, это сообщество христиан, которые считают для себя приемлемым медитировать. Но вот интересно:

1. Что за медитации они выполняют?
2. Какие техники используют при этом?
3. Есть ли визуализация или работа с дыханием?
4. Какая цель медитации в рамках их религии?

А так конечно хорошо, я всегда за добрый межрелигиозный диалог! :)
savetibet (Администраторы) | 18 января 2013 20:36  
Международное общество христианской медитации
www.wccm.org.ua (на русском языке)
Русскоязычная страница Лоренса Фримена в фейсбуке: http://www.facebook.com/freemanosb
Jeki (Посетители) | 18 января 2013 21:08  
Эх, только порадовался! Но похоже, наши православные товарищи не разделяют этой радости. Из этой статьи я понял, что отец Лоренс Фримэн, является по их мнению сектантом, отошедшим от католической веры. Вот, что мне никогда не нравилось в христианстве - нет в нем гармонии и согласия, каждая конфессия и традиция сама по себе, и каждый готов наброситься на каждого. Но может так оно и правильно? Нет ведь никакой медитации в христианстве. А может и была когда-то в ранние времена, но информации и фактов об этом нет. Была такая практика в православии - исихазм. Но монахи сочли его "ересью" и больше не практикуют, видимо им стали открываться видения прошлых жизней, и они сочли это "впадением в прелесть". :)

По теме:
http://stavroskrest.ru/content/о-христианской-медитации
savetibet (Администраторы) | 19 января 2013 00:15  
Спасибо за ссылку! Интересно почитать.
ПМ (Посетители) | 19 января 2013 09:28  
Вот ссылка на отголоски древней традиции духовных упражнений в христианстве: http://texts.vniz.net/loyolat.html#p316 В православии существует подобная традиция - старцев. Они говорят, что к обычному человеку приставлен один бес (Мара в нашем понимании), а к практикующему духовное приставлены трое бесов. Сравните с Мачиг Лабдрон - концепция четырех Мар в практике Чод. В исламе мощнейшая традиция духовных упражнений. Трое из пещеры, как я это понимаю, провели три сотни лет в состоянии самадхи, ожидая назначенного часа. А, вообще, технику медитации трактуют разнообразно и столь же разнообразно практикуют ее. Но самый яркий пример реализации этой практики - достижение Бхагаваном полного и всеохватного Пробуждения. Еще раз перечитайте Маха-саччана Сутту, собственно, в ней изложена вся духовная практика Бхагавана до достижения им пробужденного состояния и некоторые аспекты момента пробуждения сознания. И в ходе этой практики он избегал как концептуализации, так и не концептуализации. Сутра кратка, более подробно практики изложил Лама Цонкапа в Ламрим Ченмо. В сутре Бхагаван раз за разом повторяет: "Когда ум был подобным образом сосредоточен, очищен, ярок, безупречен, избавлен от загрязнений, гибок, податлив, устойчив и непоколебим, я направил его к познанию..." К познанию, а не безмыслию, либо каким-то неведомым глубинам человеческой психики. Ум - это инструмент, тонкий, опасный при неумелом обращении. Но ум - это и Драгоценность, исполняющая желания. Все зависит от того, какими желаниями этот ум пропитан. Наставники говорят, что мы, люди, и без того тупы от природы. Давайте, не будем отуплять себя еще больше. С рейек все началось, с мишуры этой. Групповая практика йоги и т.д. Это все клубы по интересам. Истинное наше знание, пока что крупицы его, отправятся с нам в грядущее. Всем мира!
слово (Посетители) | 23 января 2013 18:11  
Если ничего не путаю , Его Святейшество объяснял , какая именно медитация могла бы подойти современным христианам - однонаправленное сосредоточение . Она даёт ясность и сосредоточенность ума и не содержит ничего иного , никакой привязки к любой философии . Христиане такие же люди как и буддисты . Их умы точно так же могут блуждать и притуплятся , как и умы современных буддистов . И точно так же им поможет Шаматха , однонаправленность .

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru