Сохраним Тибет > Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг
Заключительный день конференции института «Ум и жизнь» в монастыре Дрепунг26 января 2013. Разместил: savetibet |
Дрепунг Лачи, Мандгод, штат Карнатака, Индия, 22 января 2013 года — Сегодня рано утром в храме Дрепунг Лачи участники 26-й конференции института «Ум и жизнь» собрались на заключительную сессию; это важное событие посетили около 8000 человек, из них большинство тибетские монахи. Закрытие конференции вызвало неподдельный интерес по всему миру — было зарегистрировано около 240,000 просмотров прямой трансляции заключительной сессии, проводившейся на веб-сайте Его Святейшества Далай-ламы.
Его Святейшество Далай-лама прибыл в монастырь Дрепунг Лачи а заключительный день конференции. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) Поприветствовав присутствующих и произнеся слова благодарности, геше Лхакдор сказал: «Диалог между наукой и буддизмом имеет своей целью сделать людей более счастливыми и уменьшить их страдания. Слово “наука” означает знание, а, как нам известно, неполнота знаний ведет к страданиям. Поэтому, чтобы облегчить страдания, нам необходимо стремиться к новым открытиям и озарениям в познании мира, и в этом задачи науки и буддизма сходятся». Геше Лхакдор сказал, что независимо от того, какую форму примут выработанные здесь инициативы, важно, чтобы идеи не остались только на бумаге, но были воплощены в жизнь. Множество буддистов не вполне понимают, как работают буддийские практики, также как и огромное число обычных людей не вникают в суть научных теорий, хотя и пользуются их результатами. Этот диалог был попыткой улучшить понимание обеих традиций. Десять лет назад в Библиотеке тибетских трудов и архивов была начата разработка научной программы. У ее истоков стоял Амчок Ринпоче, а затем программа была расширена под руководством геше Лхакдора, когда он присоединился к ней в 2005 году. Научной литературы на тибетском языке было очень мало, поэтому начали с подготовки учебников. На обучение в Университет Эмори в Атланте (штат Джорджия, США) была направлена группа из шести тибетцев; сейчас обучение проходит уже вторая группа. Были организованы ежегодные летние программы для монахов и монахинь из 24 монастырей всех традиций тибетского буддизма. В дополнение к изучению естественнонаучных дисциплин, был введен также курс «Лидерство в науке», для подготовки научных руководителей, лидеров, организаторов. Сегодня практики медитации изучают не только монахи и монахини в монастырях, но также и ученые исследуют эти практики с поразительной тщательностью. В связи с этим, сказал Геше Лхакдор, нам необходимы люди хорошо владеющие медитативными практиками. В культуре тибетского буддизма принято желать блага всем живым существам-нашим матерям, но эту заботу нужно проявлять на деле. В западной культуре принято организовывать популярные общедоступные программы, чтобы информировать общество о животрепещущих темах. Примером может служить здравоохранение. Геше Лхакор с горечью отметил, что очень часто монахи усердно работают и получают звание учителя, а в итоге подрывают свое здоровье. Нам необходимо предпринять хотя бы элементарные усилия, чтобы уменьшить подобные потери. «Его Святейшество часто напоминает, что тибетцы посещают монастыри и храмы, восхищаются зданиями и священными изображениями, но не придают значения той сокровищнице знаний, которая в них содержится». В прошлом году была вынесена резолюция о введении в монастырях курсов по изучению естественных наук. Программа будет начата в трех великих цитаделях знания: монастырях Дрепунг, Сера и Ганден, но, разумеется, посещать ее смогут не только монахи и монахини традиции гелуг, но и все желающие, принадлежащие к другим традициям. Необходимым требованием для будущих студентов будет успешное окончание 10-летнего основного монастырского курса обучения, тогда как посещающим летние программы достаточно проучиться в своем монастыре хотя бы два года. Предполагается, что ученики должны иметь хорошие базовые знания о своей собственной традиции, прежде чем приступать к изучению естественных наук. Насколько известно, пока не обнаруживается никаких недостатков такого углубленного монастырского образования, и оно получает поддержку настоятелей и администрации монастырей. Когда один из участников спросил Его Святейшество, когда, по его мнению, сколь долго придется ждать конкретных результатов этого начинания, он ответил: «Через 100 лет». Геше Лхакдор рассказывает о проекте внедрения преподавания естественных наук в монастырскую программу обучения. Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) «В 1987 году вы помогли учредить диалоги под эгидой института «Ум и жизнь», что явилось еще одним доказательством вашей дальновидности. Затем, чтобы обеспечить введение естественнонаучных дисциплин в монастырях, вы попросили Университет Эмори помочь Библиотеке тибетских трудов и архивов воплотить эти планы в жизнь». Геше Лобсанг Тензин Неги сказал, что осуществление проекта протекает в три этапа: с 2006 по 2007 год тибетские и западные исследователи под руководством Его Святейшества разрабатывали план, в частности, было решено ввести шестилетние курсы по физике, нейронауке и биологии с преподаванием на двух языках; с 2008 по 2013 год проходила стадия разработки, в ходе которой эти курсы были фактически созданы. В 2014-2023 годах нас ждет фаза осуществления. Геше Лобсанг Тензин Неги добавил, что стадия разработки уже близка к завершению, и все участники испытывают огромное желание приступить к воплощению программы в жизнь. Три великие цитадели буддийского знания просуществовали уже шестьсот лет, и, конечно, ввести изменения, не нарушая устоявшегося порядка обучения, будет непростой задачей. Первые четыре года естественные науки будут преподаваться одновременно с курсом высшей абхидхармы, оставшиеся два года совпадут с курсом карам (подготовительный курс к университетским экзаменам традиции гелуг). Преподаватели из-за границы будут помогать с проведением непродолжительных курсов, которые, как правило, будут проводиться в летнее время, когда у иностранных профессоров больше возможностей приехать. Однако, если курсы предполагают проведение диспутов по типу тех, что практикуют в монастырях, то такие курсы безусловно будут проходить под руководством тибетских учителей. В заключение геше Лобсанг Тензин Неги сказал: «Мы все участвуем в претворении в жизнь дела, которому посвятил себя Его Святейшество, и мы полны благодарности за возможность участвовать в этом мудром начинании. Все достижения и плоды своей работы мы подносим нашим духовным учителям». Диана Чэпмен Уолш попросила Его Святейшество сказать ответное слово. «Эта конференция была особенной. В 26-й раз мы встречаемся с учеными и научными работниками, но на этот раз в необычном месте. Здесь, в монастыре Дрепунг, сотни лет велись упорные духовные искания, и этот монастырь тесно связан с линией Далай-лам. Участники конференции были исполнены большого воодушевления, и хотя я не посещал сессии, на которых можно было задавать вопросы докладчикам, я слышал, что абсолютно все были удовлетворены и этими сессиями тоже. Это была очень содержательная конференция, чему я искренне рад. Его Святейшество Далай-лама и участники 26-конференции институ- та «Ум и жизнь». Фото: Джереми Рассел (Офис ЕСДЛ) Затем Его Святейшество вернулся в прошлое, к началу взаимного интереса между современной наукой и буддийской наукой и философией. Он сказал, что, еще будучи ребенком, интересовался тем, как устроены вещи, и разбирал на части свои игрушки и часы, чтобы посмотреть, что у них внутри. Начав изучать буддийскую теорию познания и логику, он еще острее стал интересоваться, почему вещи работают так, а не иначе. С течением времени Его Святейшество все больше привлекала наука. Испытывая настоящее чувство гордости касательно аналитических методов тибетского буддизма, он в то же время не мог не видеть, что современная наука ищет истину другим, но безусловно дополняющим буддизм образом. Он захотел поделиться этим открытием с другими, а не хранить его только для себя. Конечно, в монастырских кругах были люди, думающие, что изучение естественных наук может нанести ущерб монастырскому образованию, и в 1999 году Амчок Ринпоче попросил Его Святейшество дать ему решительный ответ, нужно ли вводить изучение естественных наук в монастырях. Его Святейшество сказал, что нужно, добавив, что и монастыри, в свою очередь, должны поделиться пониманием и опытом в вопросах, касающихся того, что такое сознание. Программы по обучению осознанности под эгидой института «Ум и жизнь» в Северной Америке и Европе имели большой успех, ведь люди ощутили на себе их благие результаты. Есть планы начать подобные программы в Японии и в других странах мира. Обращаясь к тибетским школьникам, Его Святейшество сказал, что в 21 веке для мирян также возможно изучать буддизм, и он посоветовал делать это. Тибетская логика и философия срединного пути (мадхьямака) представляют собой огромную ценность, также нельзя переоценить традицию желать блага всем живущим и склонность защищать жизнь во всех ее проявлениях. «Тибетцы, особенно те, кто находятся сейчас в Тибете, оказались в плачевных условиях, и все же люди по всему миру отмечают, что в целом мы очень добрые, честные и теплые люди. Мы можем гордиться этим по праву, также как нашим языком и буддийским наследием. В последнее время я много говорю о светской этике, о здравом смысле с опорой на науку, о важном значении этих вещей для мира. Наша цель помогать другим в соответствии с их нуждами и потребностями. На прошлогодней конференции института «Ум и жизнь» я предложил вам посетить монастыри южной Индии, и хотя здесь жарковато и это причиняет некоторые неудобства, все прошло прекрасно. С нетерпением жду будущих встреч в Дхарамсале и других частях мира. Спасибо вам». Артур Зайонц, президент института «Ум и жизнь» тоже сказал на прощание несколько слов: «Мы уделили много внимания основам и в то же время затронули весьма серьезные вопросы. Мы все получили истинное наслаждение от основательного погружения в суть двух наших традиций. Мы надеемся, что наш скромный вклад пойдет на пользу монастырскому сообществу. Миру нужны примеры для подражания, и вы, Ваше Святейшество, совершаете беспримерный труд, соединяя два наших сообщества. Два года тому назад, в Стэндфордском университете вы говорили о дружбе, о том, что нет ничего прекрасней дружбы. Я надеюсь, что наша совместная работа и дружба будут продолжаться. Я начал эту конференцию, показав вашу фотографию с телескопом, сделанную в юности. Ваш взгляд на мир с тех пор расширился, а энергия не убывает. Спасибо вам». Его Святейшество завершил конференцию словами молитвы: Пусть все живые существа-наши матери обретут счастье, Пусть все страдающие существа освободятся от боли и страдания, Где бы они ни находились. Да осуществятся устремления бодхисаттв (тех, кто полностью посвятил себя деяниям на благо всех живых существ). Перевод: Ольга Селезнева dalailama.ru Материалы по теме:Четыре дня, которые потрясли мою душу. Краткие впечатления о конференции "Созерцательная наука" Петр Брежестовский, директор по науке Национального Института Медицинских Исследований (Марсель, Франция): "За более чем 40-летний период жизни в науке мне приходилось принимать участие в десятках конференций самых разных уровней организации: от закрытых, в примерно 20 участников, до огромных форумов собирающих несколько тысяч человек. Конференция, которая проходила в Дели ― сверхособенная, выходящая далеко за рамки привычных научных форумов"... "Ум и жизнь". Начало диалога между буддизмом и наукой (Часть 1) В конце октября 1987 года пять западных ученых в течение недели обсуждали с Его Святейшеством Далай-ламой буддизм и науку о процессе познания. Встречи проходили в приемной Его Святейшества в Дхарамсале, Индия, и носили неофициальный характер дружеской беседы. Предлагаем вашему вниманию выдержки из стенограммы диалога, опубликованные в журнале в журнале "CHÖ YANG. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. "Ум и жизнь". Начало диалога между буддизмом и наукой (Часть 2) Предлагаем вашему вниманию окончание статьи "Ум и жизнь", в которой приведены выдержки из стенограммы диалога между Его Святейшеством Далай-ламой и западными учеными, опубликованные в журнале в журнале "CHÖ YANG. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. |