Сохраним Тибет > Лама Сопа о привязанности к алкоголю и наркотикам
Лама Сопа о привязанности к алкоголю и наркотикам4 марта 2013. Разместил: savetibet |
Кьябдже лама Сопа Ринпоче даровал это учение о привязанности в 1977 году, во время десятого учебного курса в монастыре Копан, в Непале. Огромные беды, с которыми сталкиваются многие люди, употребляющие алкоголь, вызваны неудовлетворенным умом, полным привязанности. Именно привязанность не позволяет уму сдерживать свои желания. Не вдаваясь в подробности на предмет того, чем опасен алкоголь для человеческого ума, отметим только, что весь мусор, зарытый в его глубинах, ‒ потаенные чувства, желание винить других в своих неудачах, ‒ все это, стоит нам выпить, всплывает на поверхность. Такое ощущение, словно кто-то запустил кинопленку… Алкоголь влечет за собой и много других несчастий. Пьяный приходит в ярость на пустом месте ‒ там, где обычные люди не видят никаких оснований для гнева. Не способный сдержать свой ум, он безо всякой причины может рассвирепеть и затеять драку. Одурманенный ум не знает ни страха, ни стыда. Не контролируя ум, пьяный ‒ если есть под рукой оружие, ‒ подвергает опасности жизнь окружающих: свою семью, детей и других людей, порой не щадя даже собственной жизни. Примеров тому не счесть. Алкоголик разбазаривает имущество своей семьи, которое они с женой создавали с огромным трудом, то, ради чего работали день и ночь. Он не способен усердно трудиться и его увольняют с работы. Потеря работы обрачивается семейными неурядицами, ведь из-за отсутствия денег пьяница не может обеспечить необходимым семью и детей. Родители и жена живут в постоянном страхе, им тяжело заботиться о нем. Все эти страдания порождены неудовлетворенным умом, привязанностью. Это так очевидно. То же можно сказать и о курении. Человек, который много курит, укорачивает свою жизнь. Если бы он не курил, то прожил бы дольше, но он сам сокращает себе жизнь. Естественный жизненный срок достаточно продолжителен, но курильщик не понимает, как его пагубная привычка влияет на ум и тело. Не другие люди ‒ он сам уничтожает себя. Он наносит вред своим легким и печени, а быть может, подвергает себя риску сердечного приступа. Из-за курения его телесные органы становятся похожими на прогнившие фрукты. Эта привычка вызывает столько опасных болезней, таких как рак, что врачам с ними не справиться. Кроме ущерба телу табачный дым, несомненно, наносит вред и уму – лишает его ясности, делает грязным. Курение загрязняет и тело, и ум. Табачный дым забивает «нади» ‒ энергетические каналы и чакры, о которых говорят практикующие йогу. Загрязняя чакры, курение наносит огромный ущерб уму. Постепенно курильщики превращаются в людей нездоровых умом и телом, что влечет за собой все перечисленные проблемы. Их зубы желтеют, лицо теряет здоровый цвет, даже на ногтях видны признаки курения: они кажутся обгоревшими. Одного взгляда на лицо курильщика достаточно, чтобы понять ‒ этот человек курит. Это заметно по его лицу, это чувствуется по его вибрациям. Даже если курильщик не держит сигареты в руках, с ним неприятно стоять рядом ‒ от него пахнет. Пусть он не курит в эту минуту, дым пропитал его тело изнутри, мы чувствуем запах. В чем же [коренная] причина всех трудноизлечимых болезней, вызванных курением? Наши поиски приведут к выводу, что это привязанность. Вывод лежит на поверхности, ведь отказ от курения не чреват ни смертью, ни истощением. Итак, мы понимаем, что все эти проблемы вызваны привязанностью, неудовлетворенным умом. То же можно сказать о наркоманах, не контролирующих свои желания и привязанности. Они не могут отказаться от своей привычки, оказывающей так много побочных эффектов, портящих их собственную жизнь. Родители наркоманов ненавидят своих детей, отказываются заботиться о них. Со временем привязанность к наркотикам становится все сильнее, наркоманы все меньше контролируют свой ум и все чаще пребывают в бессознательном состоянии. Все трагедии, связанные с наркозависимостью: тюремное заключение, огромные денежные долги вызваны неудовлетворенным умом, привязанностью. Даже терроризм – это явление, причина которого неудовлетворенный ум. В Германии [в 1970-х] было немало подобных случаев: террористы подвергали опасности жизнь многих людей, стреляли в заложников и друг в друга, причиняли столько страданий. Они приводили людей в смятение, правительства многих стран были вынуждены проводить заседания по этой проблеме. Все эти события, опять же, происходят из-за привязанности, неконтролируемой привязанности. Из-за того, что люди не сдерживают свои привязанности, случается столько дурного – они создают трудности для других, лишают их счастья. Та же ситуация с похищениями. Столько проблем в западных странах связано с похищением людей. Это один из самых страшных проступков, немыслимый, очень опасный. Мы оказываемся перед выбором ‒ отдать похитителю жизнь или все деньги с наших счетов, которые мы копили всю жизнь. Чтобы вызволить ребенка, сын или дочь, родителям приходится занимать такие заоблачные суммы, каких им не выплатить за всю жизнь. Столько денег, что придется заново родиться и прожить еще одну жизнь, работая не покладая рук, чтобы рассчитаться с долгами. Сумма выкупа так велика, что одной жизни не хватит, чтобы оплатить все счета. Так что это ужасный проступок. Подобные беды ‒ тоже порождения человеческого ума. Их создали ни горы, ни земля, ни камни, ни вода и ни погода. Эти проблемы созданы умом, пагубными мыслями. В прошлом году мой ученик из Италии, с которым я давно знаком, дважды оказывался на грани гибели. Он жил один и был один дома, когда ворвались вооруженные люди, привязали его к стулу. Они приставили пистолет к его горлу и забрали все деньги. К счастью, его крики услышала дама с нижнего этажа и немедленно вызвала полицию. Грабителям удалось скрыться, но они продолжали звонить и требовать еще денег. Не помню точную сумму, но очень-очень много! Кажется, несколько миллионов. Они назначали дату и говорили: «Не принесешь деньги, мы тебя убьем». Его жизнь была под угрозой, но, кажется, ему удалось спастись. Лама Еше направил к нему итальянского монаха из нашего монастыря, чтобы тот охранял его и защищал. Этот ученик жил один и был уже в годах, так что лама Еше подумал, что монах сможет его защитить. Мораль такова ‒ мы должны понять, как опасен ум, полный привязанности, как опасны омрачения и пагубные мысли, например исполненные привязанности. В наших силах осознать, что привязанность лишает счастья нас самих и других существ. Привязанность постоянно влечет за собой беды и страдания, связывает нас по рукам и ногам, не дает нам выбраться из самсары, освободиться от мук, которые само же и порождает. Привязанность неизменно усиливается, удерживая нас в страдании. Поэтому чрезвычайно важно всеми силами стараться отречься от привязанности. Привязанность – это мысль, захваченная предметом желания, который кажется нам прекрасным. Ум зацикливается на этом предмете, вязнет в нем, и становится трудно от него оторваться. В этом природа привязанности. Нужно понять, что такое привязанность, и что ‒ непривязанность. Ум зацикливается на привлекательном объекте и оторваться трудно... От этого вся запутанность ума, все беды, все трудности. Перевод Дели Лиджи-Гаряевой Фото: www.lamayeshe.com, 1975 г., Непал. Видео по теме: |