Сохраним Тибет > Дочери Горной Великанши
Дочери Горной Великанши12 марта 2013. Разместил: savetibet |
54-й годовщине восстания тибетских женщин посвящается
"Одним вздохом женщина способна сказать больше, чем мужчина целой проповедью" – Арнольд Холтон Современная история Тибета знает немало выдающихся женщин, чьи стойкость, мужество, несгибаемый дух и патриотизм помогли борьбе за свободу не угаснуть по сей день. Это самые разные люди из всех регионов Тибета – монахи, странники, крестьяне и отшельники. Автор картины: Мэй Дуншен В этой статье рассказывается о некоторых женщинах-борцах, полных доброты, милосердия и сочувствия, но без колебаний взявших в руки оружие, когда их привычная жизнь оказалось под угрозой, а родную землю стала вытаптывать марширующая армия. Они вдохновили целое поколение тибетских женщин, имена многих из которых до сих пор неизвестны. “В большинстве случаев Anonymous в истории – это женщина”, как сказала Вирджиния Вульф. Тем не менее, они были истинными дочерьми Мадаг Синмо – той самой великанши, жившей в горах и, согласно тибетской легенде, вышедшей замуж за обезьяну и родившей шестерых детей, которые стали первыми тибетцами. Эти женщины держали на своих плечах свою половину неба Тибета. Кунделинг Кунсанг была одним из лидеров Мартовского восстания 1959 года, направленного против войск китайской оккупации, в ходе которого тысячи тибетских женщин, собравшись напротив Дворца Потала, кричали: “С сегодняшнего дня Тибет будет независимым!” После того, как 17 марта 1959 года Далай-лама бежал в изгнание, переодевшись простым солдатом, китайцы жестоко подавили тибетское народное восстание. Десятки тысяч людей были убиты, сотни – арестованы и подвергнуты пыткам. В 1969 году, после 10 лет, проведённых, в тюрьме, Кунделинг Кунсанг организовала акцию против печально известной опустошительной Культурной Революции Мао, убедив участвовать в ней других заключенных. В результате Кунсанг и 30 других тибетских женщин были расстреляны, что произошло невдалеке от монастыря Сера, одного из самых больших и авторитетных в Тибете. В своей книге, Гора Печали, Ани Пачен, её подруга в заключении, пишет, что Кунсанг стояла неподвижно; на её опухшем лице читалось только спокойствие. Она не вздрогнула, ни когда ей завязывали руки, ни когда солдаты потащили её через площадь к ожидающему рядом грузовику. Она высоко подняла голову, с вызовом на лице. Кунсанг была практически на девятом месяце беременности, когда произошло восстание, и родила ребёнка в тюрьме. Досточтимый Палден Гьялцо, который провёл больше трёх десятков лет в китайском концлагере, назвал её “героиней тибетского восстания 1959 года”. В том же году, когда китайцы казнили Кунсанг и других, сотни наездников, вооружённых примитивными орудиями, под руководством молодой монахини Тринле Чодон (Чодрон), атаковали штаб-квартиру китайской армии в Дракоре, округе Ньемо в Центральном Тибете. Тринле Чодон была по преданию медиумом божества, и в своём трансе она командовала тибетским отрядом, призывая “убивать людей в жёлто-голубой форме”. 3 июня её отряд убил 22 китайских солдат и руководящих кадров. Но силы НОАК (Народной Освободительной Армии Китая) безусловно превосходили силы повстанцев. Тринле и 15 её последователей были арестованы и доставлены в Лхасу для публичной казни. В предшествующие этим событиям годы противостояние тибетских женщин коммунистическому Китаю было ничуть не менее отважным. В марте 1956 года Гьяри Дордже Юдон, вторая жена Гьяри Ньима, вождя повстанцев в Ньяронге, Кхам, возглавила войска сопротивления в форте Другмо Дзонг (тиб. Форт Самки Дракона), где часть войск НОАК остановились на пути к наступлению на Чамдо. Осада длилась около месяца, Китай понес большие потери. Когда Юдон и её бойцы были оттеснены 15-тысячной китайской армией, они скрылись в близлежащих холмах и продолжили партизанскую войну. Автор картины: Ай Сюань Примерно в это же время Ама Аде (Адхе), мужа которой китайцы отравили за разработку плана противостояния в 1956 году, создала подпольную женскую организацию, которая снабжала всем необходимым повстанцев, воевавших в горах. Однако в 1957 году один из пленных, не выдержав китайских пыток, раскрыл Аде как лидера группы. Её арестовали 16 октября 1958 года, в заключении она провела 27 лет. На момент ареста, её сыну было всего три, а дочери не было и года. “Пока меня арестовывали”, – пишет Аде в своих мемуарах “Голос, который помнит”, – моя маленькая дочка проснулась и радостно засмеялась, сидя на своей кроватке. Ей, наверное, казалось, что мы играем в какую-то игру”. В том же году Ани Пачен, тибетская монахиня и воин, также попала в заключение. Пачен, единственная дочь Подма Гонора, главы клана Лемда (Лемдха) в Каме, простилась со своей жизнью отшельника и возглавила клан после смерти отца в 1958. Вскоре Пачен возглавила партизанский отряд из шестисот всадников. Они нападали на китайские караваны с припасами, военные лагеря и другие объекты китайской армии. Однако количественное и качественное превосходство китайской армии спустя какое-то время привело к подавлению сопротивления. Многие были убиты, взяты в плен, половина отряда умерла с голоду во имя сохранения относительной безопасности Лхасы. Ани Панчен Ла оказалась среди тех, кто попал в заключение, и провела там 21 год. В восьмидесятых годах новая партия молодых женщин приняли эстафету борьбы за свободу во время мирных выступлений тибетского населения с требованием независимости. Тотальной смены “лидеров движения” не произошло, “старые воины”, вроде Ани Пачен, также присоединились к протестам после своего освобождения. Однако возраст протестующих в целом пошел на снижение – многие были ещё подростками. Наванг Сангдрол родилась в семье активистов-патриотов, и уже в тринадцатилетнем возрасте подверглась дознанию за участие в мирной демонстрации. В 1992 году она была повторно арестована и заключена в тюрьму Драпчи, пользующуюся весьма дурной славой. Сангдрол и другие монахини, несмотря на бесконечные пытки, допросы и наблюдение, тайком записали серию патриотических песен на кассеты, которые были контрабандой вывезены за пределы тюрьмы. В результате этим смелым монахиням, известным так же как “Драпчи-14”, тюремный срок был продлён. Сангдрол была приговорена в общей сумме к 23 годам. Тем не менее, и в тюрьме, и за её пределами, они все оставались неутомимыми провозвестниками борьбы за свободу и ненасилие перед лицом китайской оккупации. Пока Сангдрол и другие женщины проводили свои дни в тюремных камерах, Церинг Осер, одна из главных представительниц интеллектуального и литературного мира Тибета, использовала ручку в качестве орудия борьбы с коммунистическим режимом в своей стране. В январе 2003 г. Осер опубликовала книгу “Записки о Тибете”, собрание из 38 коротких новелл, в Гуанчжоу в Китайе Спустя девять месяцев книга была запрещена цензурой. Осер официально предъявили обвинение в том, что она “вступила на ложную политическую тропу”, “восхваляла Далай-ламу и Кармапу, поддерживая религиозные верования”, и в целом “имела ложные политические убеждения”. В 2004 Осер была уволена с поста главного редактора журнала Tibetan Literature, базирующегося в Лхасе. Китайское правительство распорядилось, чтобы отныне всё своё рабочее время она посвящала политическому перевоспитанию. Международная Организация Писателей утверждает, что Осер переносила регулярные длительные притеснения, включая допросы, домашний арест, подписки о невыезде, отказ в получении работы, лишение средств связи и информации, беспрестанный надзор и цензуру. В данный момент она живёт в Пекине, где, по словам самой Осер, чувствует себя “будто на краю скалы, с которой в любой момент можно сорваться”. Автор картины: Ван Игуан Примечание переводчика: В марте 2013 Осер получила награду International Women’s Courage Award, которую посвятила тибетцам, совершившим самосожжение. Её блог "Невидимый Тибет" получил наивысшую оценку аудитории на голосовании в конкурсе "Лучший блог", организованном радиостанцией Немецкая Волна (Deutsche Welle). Подруга Осер, Джамьянг Кьи, писатель и певица, была арестована в 2008 по дороге на работу. Её обвинили в пересылке друзьям сообщений о протестах 2008 года и посадили в тюрьму, где она подвергалась пыткам и допросам. В своей книге “Этапы пытки: дневник допросов”, она вспоминает свои дни под надзором китайцев. Она писала о том, что надзиратели выходили в туалет или умыться всегда по очереди, и что всё, что она могла делать в камере – это смотреть на падающие хлопья мокрого снега. “Одиноко стоящая ива была покрыта снегом, её ветви слегка прогнулись под собственной тяжестью. Снег на мгновение увлажнил моё сердце, втекая внутрь меня”. В изгнании, вдали от жёсткости и напряжённости Тибетского нагорья, вдали от сочных зелёных пастбищ и снежных вершин, высотой достигающих неба, женщины Тибета шагают вперёд, не отставая от своих предшественниц. От шумных, всегда оживлённых улиц Нью-Йорка и тротуаров Лондона до кривых улиц Дхарамсалы, образованные и красноречивые тибетские женщины возлагают на свои плечи роль лидеров противостояния. Поле битвы изменилось, изменились и орудия борьбы, но основное требование осталось прежним – независимость Тибета. Во главе этой группы женщин, которой так опасается Китай, стоит Ладон Тетонг (Лхадон Тетхонг), активист с большой буквы, много лет возглавлявшая организацию "Студенты за свободный Тибет" (Students for a Free Tibet). Сейчас она является руководителем Института Действий за Тибет (Tibet Action Institute). Ладон родилась и выросла на Западе, и с ранних лет понимала, что в её настоящей родной стране, на родине её отца, не всё так хорошо. Осознав острую необходимость, Ладон вместе с сообщниками-активистами собрала “Студентов за Свободный Тибет” и сделала этой организации всемирное имя. Одна из её громких акций произошла в августе 2007, за неделю до начала годового обратного отсчёта до открытия Олимпийских игр в Пекине. Ладон приехала в столицу Китая, где запустила блог “Широко-распахнутый Пекин”, чтобы докладывать о подготовке к Олимпиаде и о том, как Олимпийские игры используются правительством для легитимации оккупации Тибета. Она открыто путешествовала по китайской столице, общалась с журналистами, обращалась к президенту Международного Олимпийского Комитета Жаку Роже с площади Тяньаньмэнь, выступала в качестве представителя "Студентов за свободный Тибет", вывесивших протестный баннер на Великой Китайской стене в канун годового отсчёта до начала Олимпиады. Ладон – воплощение женщины 21 века – независимой, красноречивой и несомненно храброй. В то время как Ладон возглавляет мощное молодежное движение в защиту Тибета, Долма Гьяри, бывший со-руководитель Конгресса тибетской молодёжи (Tibetan Youth Congress), много лет занимавшая пост вице-спикера тибетского Парламента в изгнании, ведёт активную работу внутри находящихся в изгнании правящих кругов. С момента своего избрания в 1991 году Долма работает с теми, кто находится в менее привилегированном положении. Возможно, наиболее сильная её сторона заключается в том, что она, казалось бы, непринужденно обращается как к простым людям, так и к политикам. Кроме того, в 2011 году Долма стала первой в истории тибетской женщиной среди кандидатов на пост тибетского премьер-министра в изгнании. В отличие от Долмы Гьяри, Дечен Пемба, родившаяся в Англии – “мирный повстанец”. Будучи редактором сайта High Peaks Pure Earth, Дечен следит за ресурсами, посвященными Тибету, на китайском, английском и тибетских языках, наблюдая за общественными течениями и возможными признаками перемен внутри Тибета и за его пределами. Её сайт – уникальный и зачастую единодушный голос всей тибетской блогосферы, где проводит время огромное количество представителей подрастающего поколения. Для тех, кто живёт в оккупированном Тибете, шанс заявить о себе и своих стремлениях в обход Великого Китайского файервола даёт надежду на спасение своих жизней от режимного гнёта. Работая с блогами и переводя материалы, взятые из них, на английский язык, Дечен противостоит пекинской пропаганде и сокрытию фактов. Опубликованные ею записи из дневника Осер особенно важны для того, чтобы внешний мир имел представление о происходящем в Тибете. В солнечной Калифорнии, вдали от дождливого Лондона, живет Тензин Селдон, отличница Стэнфордского университета и активистка студенческого движения за освобождение Тибета, доставляющая Пекину немало проблем. В начале 2010 года её компьютер подвергся хакерской атаке из Китая. “Печально, что китайское правительство боится человека, которому всего 20 лет”, заметила Селдон. Но её достижения значат действительно много. В 2011 году за успехи в учёбе и лидерскую активность она стала стипендиатом престижного фонда имени Гарри Трумана, что увеличивает её шансы в будущем стать лидером тибетского движения на мировом уровне. По всей видимости, обеспокоенность Пекина связана именно с этим. Это не единственный случай, когда тибетская женщина получает престижную стипендию. Кунчок Долма, бывшая студентка Лемановского Колледжа при Городском университете Нью-Йорка, стала стипендиатом фонда Кларендон для продолжения обучения в Оксфорде, где она намерена получить докторскую степень в международных отношениях. Другой пример – Таши Ламо (Лхамо), родившаяся в семье кочевников в Тибете и впоследствии бежавшая в изгнание, которая стала стипендиатом фонда Билла и Мелинды Гейтс, взявшего на себя все расходы на её обучение на степень доктора. Ламо заканчивает учёбу в этом году с одним из лучших результатов в своей группе. Другая молодая тибетская женщина добилась успеха в совершенно иной области. Дардон Шарлинг, активистка Тибетской женской ассоциации, была выбрана в парламент в изгнании, обойдя некоторых политических ветеранов. Учитывая появление нескольких других новых лиц в парламенте, это может означать большие перемены для законодательной ветви тибетской демократии. Новое поколение тибетских женщин – это уверенные, конкурентоспособные и полные сострадания люди, которые не пойдут на компромисс в своей решимости бороться за Тибет. Они уверенно идут по следам старших борцов, таких как Кунделинг Кунсанг, Тринле Чодон, Ама Аде и Ани Пачен, которые при всех ужасающих обстоятельствах пожертвовали столь многим во имя Тибета. И, наконец, единственное, что я могу добавить ко всему вышесказанному – остерегайся, Коммунистический Китай – женщины Тибета наступают! Автор: Бучунг Д. Сонам (Bhuchung D. Sonam) Перевод: Вадим Пронин и Валерия Миллер Объединение "Рангцзен" Видео по теме:Протестный баннер на Великой Китайской стене |