Сохраним Тибет > Принести свет в изображение божества ‒ в Бурятии завершил работу первый международный симпозиум о современном буддийском искусстве
Принести свет в изображение божества ‒ в Бурятии завершил работу первый международный симпозиум о современном буддийском искусстве27 июля 2013. Разместил: savetibet |
О первом дне работы симпозиума
Второй день работы международного научного симпозиума «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» начался с доклада профессора Нирмалы Шармы (Индия, Дели, Международная академия индийской культуры) «Восстановление буддийского искусства и практики в Индии». Профессор Нирмала Шарма призналась, что впервые принимает участие в научном форуме, который проходит внутри буддийской ступы, «подобной великой индийской ступе Санчи». Сам факт проведения научного симпозиума внутри ступы, и весь храмовый комплекс «Ринпоче Багша», по ее словам, служат свидетельством возможности «совмещения традиции и инновации». Нирмала Шарма рассказала об истории развития буддизма и буддийского искусства в Индии. Профессор подробно остановилась на истории традиции древнеиндийского университета Наланда, которая в течение 500 лет передавалась из Индии в Тибет, где успешно развивалась на протяжении тысячелетия. В связи с известными историческими событиями в XX столетии эта традиция, утраченная на родине, вновь вернулась в Индию благодаря трудам Его Святейшества Далай-ламы и тибетских монахов, нашедших пристанище в этой стране. При поддержке правительства Индии тибетские монахи смогли воздвигнуть в Индии буддийские монастыри, ставшие оплотом древней традиции университета Наланда. Доклад профессора Нирмалы Шармы имел особое звучание на симпозиуме в храмовом комплексе «Ринпоче Багша», так как Его Святейшество Далай-лама неизменно называет последователей тибетской формы буддизма наследниками философской мысли Наланды, давшей миру таких величайших мыслителей как Нагарджуна, Арьядева, Шантидева и Чандракирти. С докладом на тему «Иконография фресок ступы Миндролинг в Дехрадун, Индия» выступил известный художник-тханкописец Роберт Бир (Великобритания, Оксфорд). Роберт Бир изучал искусство тханкописи на протяжении тридцати лет, из них пять лет с мастерами-художниками Джампой (личный художник Его Святейшества Далай-ламы XIV) из Дхарамсалы и Кхамтрулом Ринпоче из Ташиджонга. Бир ‒ один из первых европейцев, посвятивших свою жизнь глубокому изучению и освоению этой формы искусства. Доклад Роберта Бира был посвящен ступе Миндролинг, освященной в 2002 году Его Святейшеством Далай-ламой и считающейся на сегодняшний день самой большой ступой в мире. Двадцать семь стен этой ступы расписаны фресками, рассказывающими о событиях истории буддизма, предыдущих воплощениях Будды, о восьмидесяти четырех махасиддхах и ста восьми тертонах. Среди внутренних храмовых помещений ступы: храм Падмасамбхавы, храм Будды Шакьямуни, храм Четырех неизмеримых, храм Древа жизненной силы и мандалы. Роберт Бир особенно подробно рассказал о фресках храма Падмасамбхавы, детально отснятых его коллегой-фотографом Габриэлем, которому потребовалось возводить леса, чтобы сфотографировать запечатленные на фресках страницы буддийской истории. Большой интерес вызвал доклад Людмилы Класановой (Болгария, София, Софийский университет) «Традиции и новации в создании тибетских живописных тханок». Говоря об искусстве создания сакральной живописи, Людмила Класанова, подчеркнула, что видит в тибетской тханке отражение подлинной природы ума. «Тибетская тханкография полна священных символов, создание тханки ‒ это духовный акт, ‒ рассказала докладчик. ‒ Согласно тибетской традиции, художник-тханкописец должен быть сведущ в основах буддийского учения, должен получить посвящение, а все материалы и инструменты должны быть освящены ламой». По словам Людмилы Класановой, ритуалы в работе тханкописца необходимы для того, чтобы «принести свет в изображение божества». «Тханка ‒ инструмент просветленного сознания, а ее восприятие зависит от уровня пробужденности, созерцающего ее человека», ‒ подчеркнула докладчик. Людмила Класанова рассказала об известных тханкописцах. Полемизируя с Робертом Биром, посетовавшим на то, что ему как художнику подчас кажутся тесными рамки канонической живописи, преподаватель Софийского университета привела слова Тиффани Гьяцо, первой западной женщины-тханкописца, принятой на обучение в Тибетский институт искусств «Норбулингка» в Дхарамсале: «В творчестве мне нужна свобода и дисциплина. И то и другое присутствует в тибетской традиции». Завершили второй день конференции доклад Светланы Бардалеевой (Россия, Улан-Удэ, Национальный музей Республики Бурятия) «Традиции школы Санжи-Цыбик Цыбикова и их влияние на творчество современных мастеров», на также краткое выступление нгарампы Лобсанга Церинга, прибывшего в Бурятию в составе большой группы монахов монастыря Гьюдмед, о девяти стадиях шаматхи. Два дня первого в российской практике международного симпозиума о современном буддийском искусстве, проходившего под личным патронажем досточтимого Ело Ринпоче, были наполнены фото- и видеопрезентациями, а также оживленными обсуждениями не только вопросов, связанных с искусством, но и положением дел в буддизме в целом. Высоко оценив работу форума, участники высказались о необходимости доносить озвученные на симпозиуме научные изыскания и открытия до художников, работающих в четырех буддийских регионах Российской Федерации, а также студенчества, приобретающего творческие профессии. Такой подход позволит восполнить пробел, который существует сегодня между научной мыслью и практической работой творческой интеллигенции. Доклады, прочитанные на симпозиуме, войдут в сборник научных работ, который будет выпущен по итогам международного форума. Следующий симпозиум «Современное буддийское искусство: традиции и инновации» состоится в храмовом комплексе «Ринпоче Багша» в 2016 году. Хонгор Эльбиков Фото: Роман Сухоставский, Лобсанг Церинг Статьи по теме:Искусство, создающее художника Роберт Бир родился в 1947 году в южном Уэльсе. С детства он интересовался живописью и буддизмом. В двадцатилетнем возрасте увлекался психоделикой, а после провёл шесть лет в Индии и Непале, где изучал буддизм и искусство тибетской танкописи. Его изображения тибетских святых и адептов иллюстрируют книгу «Буддийские мастера-маги» (Buddhist Masters of Enchantment: The Lives and Legends of the Mahasiddhas. Перевод тибетских текстов – Кит Доуман; издательство Inner Traditions; 1988 и 1998г.). Shambhala Publications и Serindia Publications издали «Энциклопедию тибетских символов и орнаментов» с текстом и иллюстрациями Роберта Бира. Это обширное собрание, проливающее свет на символизм тибетской живописи и ритуальных объектов. Работа над энциклопедией продолжалась десять лет, но, в сущности, это итог тридцатилетних исследований Роберта Бира... Чистые миры Роберта Бира Говорят, к Дхарме ведет множество дверей. Некоторые приходят через чтение текстов, кто-то – слушая поучения, а кто-то – благодаря искусству. Некоторые учителя (среди них мистик Г.И. Гурджиев и учитель медитации Чогьям Трунгпа Ринпоче) упоминали о произведениях искусства, которые являются воплощением высокой степени осознавания и которые способны передавать это осознавание. Рисунки и живописные работы самого Роберта Бира, а также работы современных неварских мастеров [неварцы – коренные жители долины Катманду в Непале], о которых он рассказывает в этом интервью, быть может, и являются такими воплощениями... |