Сохраним Тибет > Вегетарианство: за и против

Вегетарианство: за и против


21 августа 2013. Разместил: Ing
В выпуске журнала «Мандала» за февраль-март 2007 года была опубликована статья «Почему не надо есть своих друзей» с изложением различных доводов в пользу вегетарианства. Позже тема, затронутая в этой статье, вылилась в пылкие обсуждения: нас завалили электронными сообщениями, почтовыми конвертами, а однажды даже оставили послание на кулере для воды. Два известных учителя традиции тибетского буддизма досточтимая Сангье Кхадро, автор бестселлера «Как медитировать», и досточтимая Робина Куртин, основатель проекта «Освобождение в тюрьме» и бывший редактор журнала «Мандала», делятся своими мыслями по этому неоднозначному для буддийских кругов вопросу.

Что же говорил Будда о вегетарианстве?


Вегетарианство: за и противДосточтимая Сангье Кхадро

В буддизме до сих пор ведутся споры о вегетарианстве. Есть буддисты-вегетарианцы, которые отказались от мяса и рыбы, есть буддисты-веганы, которые вообще не употребляют пищу животного происхождения, включая молочные продукты и яйца. И есть буддисты, которые едят мясо.

Что же говорил по этому поводу сам Будда? Похоже, в разные времена он высказывался по-разному. Может показаться, что Будда противоречил сам себе, однако, по утверждению тибетцев, Будда был столь искусным учителем, понимающим особенности умов живых существ, а также их нужды, что каждому слушателю он даровал учения, соответствующие его уровню. Поэтому некоторым Будда разрешал есть мясо при условии, что животное не было убито ими самими или по их приказанию. Другим Будда говорил, что последователям пути бодхисаттвы, обладающим истинным состраданием, не следует есть мясо, и рассказывал о неблагих последствиях мясоедения.

Более того, в махаянской Ланкаватара-сутре (Сутре о нисхождении на Ланку), переведенной на английский язык, есть целая глава, где Будда твердо высказывается против мясоедения. Я понимаю это так: Будда не запрещал своим последователям употреблять в пищу мясо, но предоставлял каждому право самостоятельного выбора в этом вопросе. Тем самым Будда проявил сострадание к людям, проживающим в местности, где мясо – в сущности, единственный источник пропитания. Если бы им, как последователям буддийского учения, нужно было бы непременно становиться вегетарианцами, они попросту не смогли бы этого сделать.

К тому же, некоторым людям противопоказана строгая вегетарианская диета в силу особенностей их телосложения или состояния здоровья. Его Святейшество Далай-лама тому пример. Он пытался стать вегетарианцем, но его здоровье резко ухудшилось, и врачи порекомендовали ему не отказываться от мяса. Но, уверена, он ограничивается минимальным употреблением мяса, потому что в своих учениях он часто поощряет людей (в особенности тибетцев, больших любителей мясных продуктов) либо совсем не употреблять мяса, либо сократить его долю в своем рационе. Похоже, к его совету прислушиваются, потому что по моим наблюдениям за последние годы все больше тибетцев отказываются от мяса. Кроме того, появляются тибетские организации, пропагандирующие вегетарианство. Я слышала, что монастырь Сера на юге Индии стал зоной, свободной от мяса!

Если ваше здоровье позволяет обойтись без мяса или сократить его потребление, а также если в местности, где вы проживаете, доступны другие продукты, было бы замечательно попробовать стать вегетарианцем. Приведу несколько доводов в поддержку вегетарианства, основанных на книге «Капли нектара» индуистского учителя Его Святейшества Свами Чидананды Сарасвати:

1) Ненасилие. Животные страдают, когда их убивают, а также от того, как с ними обращаются, когда их выращивают на убой. Необходимые человеку калории, белки, витамины и минералы содержатся и в немясных продуктах, поэтому нет никакой необходимости подвергать других существ столь ужасным мучениям.

2) Прямо и честно. Ради нас другие люди убивают животных, потрошат туши, стараются придать товару привлекательный вид и присваивают мясу другие наименования, называя его «гамбургером», например. Мы едим гамбургер, не задумываясь о том, чем он является на самом деле, не осознавая, что гамбургер − это плоть живого существа, которое совсем недавно дышало. Разве это не обман? Если бы мы своими глазами увидели, как режут и убивают животных, то мясоедение, скорее всего, вызывало бы у нас совсем другие чувства. Кроме того, люди, убивающие животных, накапливают отрицательную карму, которая в будущем принесет им страдания, а мы, покупая и поедая мясо, оказываемся причастными к их неблагим деяниям.

3) Вкус страха. Перед смертью животное испытывает неописуемый ужас, в его теле вырабатываются гормоны стресса, которые пропитывают мясные волокна. Впоследствии, поедая мясо, мы наполняем этими гормонами свое тело. Сейчас люди едят гораздо больше мяса, чем прежде, и, вполне вероятно, что именно по этой причине они живут в постоянном стрессе и крайне ожесточены.

4) Экология и экономика. Использовать землю под кормовые культуры для коров, выращиваемых на убой, менее эффективно, чем использовать те же земельные участки под пшеницу. Ведь этим мясом можно накормить не так уж и много людей, большинство останутся голодными. Тит Нат Хан в своей книге «Преобразование и исцеление» цитирует Чарльза Перро, экономиста Парижского университета, который писал: «Если западный мир наполовину сократит потребление алкоголя и мяса, во всем мире люди больше не будут гибнуть от голода».

Неравнодушным к проблемам окружающей среды, будет интересно узнать, что один гамбургер – это приблизительно пять квадратных метров вырубленного тропического леса и около двухсот тридцати килограммов углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу (главной причины глобального потепления). Еще один драгоценный и невосполнимый природный ресурс – это вода. Для производства одного килограмма мяса требуется почти двадцать тысяч литров воды, в то время как для производства одного килограмма хлеба – около двухсот литров. То есть, если заменить мясо пшеницей, потребление воды сократится в сто раз.

5) Здоровье. Мясоеды в десять раз чаще умирают от сердечных заболеваний и рака, нежели вегетарианцы. Более того, животных пичкают антибиотиками и гормонами, которые мы употребляем в пищу вместе с их мясом. Вырабатывается стойкий иммунитет к антибиотикам, и потому когда нам действительно нужна их помощь, они оказываются неэффективными. Перенасыщение организма гормонами приводит к болезням.

Означает ли это, что нужно испытывать неистребимое чувство вины от того, что ваш организм не может обойтись без мяса или рыбы? Вовсе нет. От этого нет особой пользы. Лучше всегда помнить о том, что мясная еда – это плоть живого существа или нескольких живых существ, которые не хотели расставаться с жизнью, и молиться о том, чтобы они как можно быстрее обрели счастье и освобождение от страданий. Посвятите энергию, извлеченную из мясной пищи, трудам ради достижения пробуждения, чтобы, став просветленным, вы сумели помочь всем существам прийти к освобождению и пробуждению.

Досточтимая Сангье Кхадро (Кэтлин Макдоналд) получила посвящение в буддийские монахини в 1974 году в монастыре Копан, в Непале. По просьбе своих учителей в 1979 году досточтимая Сангье Кхадро стала обучать Дхарме и с тех пор дарует учения во многих странах мира. На протяжении одиннадцати лет она служит учителем в буддийском центре «Амитабха», в Сингапуре. Также досточтимая Сангье Кхадро − учитель второго модуля «Как медитировать» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма». Ее книга «Как медитировать», вышедшая в издательстве «Виздом Пабликейшнз» стала бестселлером. После семнадцати дополнительных тиражей первого издания подготовлено ее второе издание.

Есть мясо – то же самое, что и убивать?


Вегетарианство: за и противДосточтимая Робина Куртин

Прекрасно быть вегетарианцем. С этим не поспоришь. По крайней мере, ради собственного блага. Помню, как несколько лет тому назад Лати Ринпоче в Институте Ваджрапани, в Калифорнии, сказал: «Возможно, от употребления мяса в нас уменьшается сострадание». Эти слова я запомнила навсегда.

Однако не думайте, что отказавшись от мяса, мы прекратим чинить вред живым существам. Конечно, нет. Мы вредим им день и ночь – когда дышим, ходим, водим машину. Во всей вселенной нет ни единого атома, где бы ни обитал живой организм. Подумайте о существах, которые гибнут, когда люди сажают овощи, выращивают их, собирают урожай и, в конце концов, отправляют выращенное на прилавки. Мы печемся о цыплятах и рыбах, но никогда не задумываемся о миллиардах гибнущих насекомых − их топчут, разрубают на куски, они разбиваются о лобовые стекла автомобилей. Самим своим присутствием на земле мы причиняем им вред. Мир, в котором мы живем, по природе пронизан страданием.

Часто спрашивают: потребление мяса и убийство – равнозначные ли это действия? Основа любого действия – намерение его совершить (и, конечно, мотивация, определяющая намерение). «Намерение» − это состояние ума, сопровождающее действие, мысль и ли слово. В действительности «намерение» – синоним слова «карма», или «действие». Разумеется, когда мы отправляемся в гости, где нас угощают мясным блюдом, или в супермаркет, где мы сами покупаем мясо, у нас нет намерения убить живое существо.

Вспоминаю, как несколько лет назад мы обсуждали тему намерения с геше Давой в Сиднее. Занятия проходили на верхнем этаже Института Ваджраяны. Геше указал на окно и сказал: «Если вы случайно опрокинете цветочный горшок, а он упадет на голову прохожему и убьет его, то, возможно, этим действием вы не накопите никакой кармы». А все потому, что у вас не было намерения убивать.

Нельзя с уверенностью утверждать, что мы вообще не создаем никаких кармических последствий, употребляя мясо или случайно убивая человека. Но все же эти действия несравнимы с намеренным убийством.

Тем не менее, если вы не собираетесь отказываться от мяса, существуют практики, которые принесут пользу как животному, чью плоть вы едите, так и лично вам. Как говорит лама Сопа Ринпоче: «Живое существо погибает ради нас. По меньшей мере, мы должны сделать для него хоть что-то». Вот один из советов Ринпоче: перед тем, как съесть мясо, произнесите мантру и дуньте на мясо («даже, если это кости, которым тысячу лет») и сознание, которое когда-то находилось в этой плоти, получит благословение. Любая мантра обладает такой силой. Мантра благословит наше дыхание, которое в свою очередь, благословит сознание погибшего живого существа независимо от того, где оно находится в эту минуту. Более того, мы проявим добродетель, которая поможет уменьшить нашу привязанность к мясу.

Досточтимая Робина Куртин получила посвящение в монахини от ламы Сопы Ринпоче в 1978 году. В настоящее время она возглавляет проект ФПМТ «Освобождение в тюрьме», который приносит пользу тысячам заключенных в США, Австралии, Испании, Мексике и Великобритании. Она путешествует по миру, даруя буддийское учение ученикам разных возрастов и уровней. Досточтимая Робина также является учителем третьего модуля «Общий обзор пути» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма».


Журнал "Мандала"
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой