В начале октября в Калмыкии пройдут ежегодные ритуалы, которые являются одним из главных событий духовной жизни буддийской республики. Масштабные ритуалы, направленные на благополучие, устранение препятствий и развитие буддизма в Калмыкии и России в целом, проведут верховный лама Калмыкии
Тэло Тулку Ринпоче и прибывший из Бурятии
досточтимый Ело Ринпоче при содействии калмыцких и тибетских монахов главного храма республики «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В ритуалах также примет участие большая группа монахов монастыря Дрепунг Гоманг, чей визит в Россию организован фондом «Дрепунг Гоманг Центр».
Досточтимый Ело Ринпоче ‒ наставник буддистов Калмыкии, ежегодно посещающий республику по личному приглашению Тэло Тулку Ринпоче, ‒ в дни большой духовной программы дарует в «Золотой обители» посвящение Ваджрасаттвы и краткий комментарий к сочинению Первого Панчен-ламы Лобсанг Чокьи Гьялцена «Ритуал почитания Учителя».
В числе буддийский церемоний, которые пройдут в Калмыкии с 3 по 6 октября, ритуал устранения препятствий (торгьяк), ритуал призывания удачи и благополучия (янгдруб), а также ритуал обращения к защитным божествам (танграк кангсо).
Традиция проведения ежегодных тантрических ритуалов которая передавалась в Калмыкии из поколения в поколение, была прервана в годы Советской власти. По словам верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, эта традиция, которая «всегда продолжала жить в сердцах» калмыцких буддистов, была успешно возобновлена четыре года назад.
В ноябре 2004 года, приглашенные Тэло Тулку Ринпоче монахи тибетского тантрического монастыря Гьюдмед с калмыцкой Сангхой, впервые провели в Элисте древние тантрические ритуалы. За их проведением последовал долгожданный визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы, возведение самого большого в России и Европе буддийского храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в Элисте и стремительное развитие буддизма на территории республики.
«Я искренне верю, что эти ритуалы будут и впредь полезны для нашей буддийской республики, ибо с тех пор, как мы стали проводить их ежегодно, я сам видел те великие плоды, которые они приносят, ‒ отметил верховный лама Калмыкии. Я надеюсь, что многие люди примут участие в этих грандиозных и драгоценных молебнах, которые исполняются только один раз в году».
Созерцание внешней стороны тантрических ритуалов считается благоприятным для очищения негативной кармы и накопления позитивной. По словам духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы, «это рождает в нашем сознании связь с духовными практиками и раскрывает заложенный в нас положительный потенциал».
ПРОГРАММА ТАНТРИЧЕСКИХ РИТУАЛОВ И УЧЕНИЙ В КАЛМЫКИИ
3 октября, 9.00
Торгьяк – ритуал устранения препятствий
4 октября, 17.00
Досточтимый Ело Ринпоче дарует посвящение Ваджрасаттвы
5 октября, 9.00
Янгдруб – ритуал призывания удачи и благополучия
6 октября, 9.00
Танграк кангсо – молебен-обращение к защитным божествам
7 октября, 18.00
Досточтимый Ело Ринпоче дарует краткий комментарий к сочинению Первого Панчен-ламы Лобсанг Чокьи Гьялцена «Ритуал почитания Учителя».
8 октября, 11.00
Торжественное открытие восьми буддийских ступ у Одинокого дерева
ПОДРОБНЕЕ О ТАНТРИЧЕСКИХ РИТУАЛАХ
Торгьяк – ритуал устранения препятствий (3 октября)
В Тибете этот ритуал чаще всего проводился для устранения природных катаклизмов, вмешательства духов и вторжения чужеземных вражеских армий. Под словом "враг", которое нередко встречается в буддийских тантрических текстах, прежде всего, понимают неведение (в том, числе и неведение наших врагов, которое побуждает их причинять нам вред).
Настраиваясь на выполнение ритуала, ритуальный мастер желает уничтожить неведение в своих врагах, а не врагов как таковых. Он руководствуется исключительно состраданием, причем не только к тем, кому наносится вред, но и к тем, кто этот вред наносит. Он ясно осознает, что злобные духи и другие враждебные силы вредят лишь по неведению, и в конечном итоге причиняют вред и сами себе, накапливая дурную карму.
Для торгьяка готовится особое ритуальное оружие (торма), которое бросают в огонь на завершающей стадии ритуала. Ритуальный мастер просит просветленных божеств простить его за бросание тормы, подчеркивая, что целится не в них, а в мешающих вредоносных духов. Он просит божеств уйти с дороги; отвернуться в сторону, если они живут на земле, и поднять ноги, если их царства – выше. Монахи затем отправляются в единой процессии к месту сжигания ритуальной тормы. Они должны хранить молчание и пребывать в глубоком сосредоточении, словно направляются на поле битвы.
Перед тем как бросить торму в огонь, мастер отворачивается и представляет себя и всех живых существ внутри защитного купола из ваджр и огня, который полностью охраняет их от любой опасности и угрозы. Ритуальная торма затем бросается внутрь соломенного шалаша, который незамедлительно предается огню.
Как только огонь охватывает соломенный шалаш, монахи должны немедленно развернуться и уйти. Оборачиваться строго запрещено, они должны ощущать себя победителями великой битвы, покидающими поле сражения.
Подробнее о ритуале торгьяк:Торгьяк – устранение препятствий и усмирение враговОткрытие восьми буддийских ступ (4 октября)
Торжественное открытие и освящение восьми буддийских ступ, которые построены у Одинокого дерева. Досточтимые Ело Ринпоче, Тэло Тулку Ринпоче, монахи Дрепунг Гоманга и Калмыкии совершат ритуалы омовения, освящения ступ, построенных у Одинокого дерева, и окружающей местности. В 10.30. от северных ворот центрального хурула к Одинокому дереву на церемонию открытия буддийских субурганов отправятся автобусы.
Янгдруб – ритуал призывания удачи и благополучия (5 октября)
Во время этого ритуала ламы просят буддийских божеств послать всем живым существам удачу, долголетие, здоровье, благополучие и богатство. Они совершают подношение прекрасного сосуда с нанесенными на его поверхность священными символами. Этот сосуд наполняется драгоценными камнями и металлами, кристаллами аметиста, зернами и семенами разных сортов, благовониями, кусочками древесины от многовековых деревьев, почвой со святых земель по всему миру.
В ходе этого ритуала, монахи и миряне возносят молитвы и совершают подношения защитнику – Белому Махакале, чтобы накопить духовные заслуги, мудрость и богатство.
Ритуал янгдруб (в буквальном переводе «призывание богатства») будет, прежде всего, выполняться для нового буддийского храма «Золотая обитель Будды Шакьямуни», который был торжественно открыт в декабре 2005 года. Однако все жители Калмыкии и гости, ставшие свидетелями ритуала, ощутят силу его благословения.
Танграк кангсо – ритуал обращения к защитным божествам (6 октября)
Танграк кангсо – большой молебен, где традиционно используются музыкальные инструменты – барабаны и длинные трубы, чьи гортанные звуки являются непременным атрибутом ритуалов, связанных с защитными божествами буддизма, способными устранить препятствия как в духовной, так и обыденной жизни.
Ламы обращают свои молитвы к основным защитным божествам – просветленному Ямантаке, Махакале, Каларупе, Палден Лхамо и Дамчену и просят их даровать защиту и покровительство буддийским храмам и жителям Калмыкии, а также всем живым существам Вселенной.