Сохраним Тибет > В Пекине скончался основатель компартии Тибета, призывавший к возвращению Далай-ламы
В Пекине скончался основатель компартии Тибета, призывавший к возвращению Далай-ламы3 апреля 2014. Разместил: Ing |
30 марта в Пекине в возрасте 92 лет скончался один из основателей компартии Тибета Пхунцок Вангье (Phuntso Wangye), выступавший в конце жизни с критикой репрессивной политики Пекина в отношении своего народа.
"Он ушел от нас этим утром, - сообщил Reuters его сын Пхункхам (Phunkham). – До своей смерти он был членом компартии. После смерти мы пригласили лам прочесть молебен в соответствии с тибетской традицией". Его отец, лежавший с июля в одной из больниц Пекина, страдал от проблем с легкими. Соболезнования в связи с кончиной Пхунцока Вангье выразил Его Святейшество Далай-лама XIV. Пхунванг рядом с Мао Цзедуном и юным Далай-ламой на снимке 1955 года (фото: scmp) В 1958-м, за год до вынужденного побега Далай-ламы в Индию, он был схвачен и провел 18 лет в одиночном заключении. Как отмечает его биограф, антрополог Мелвин Голдстейн (Melvyn Goldstein), Пхунцок рассказывал, что, хотя в годы заключения в тюрьме Цинчэнь (Qingchen) подвергался "неописуемым" испытаниям, его ждала еще худшая судьба в "хаотические" времена ‘культурной революции’ в Китае. Его реабилитировали в 1978-м, после смерти Мао Цзедуна и прихода к власти Дэн Сяопина. С тех пор Пхунванг жил в Пекине. Потом он, воспользовавшись возможностью занять пост председателя районного правительства Тибета, стал более критически оценивать позицию политбюро в отношении Тибета и Далай-ламы. Пхунванг написал ряд писем тогдашнему генсеку Ху Цзиньтао, осуждая местных руководителей, которые использовали кампании против "раскола" в Тибете для удовлетворения своих карьерных амбиций и для того, чтобы отказаться от признания той роли, которую играл в тибетском обществе Далай-лама. Он также просил руководителей компартии, включая генсека Си Цзиньпина, позволить Далай-ламе вернуться на родину, говоря, что это способствовало бы обеспечению стабильности в регионе. Его смерть "вызывает глубокое сожаление", отметила для Reuters тибетская поэтесса Церинг Осер. "Он надеялся, что китайское руководство сможет провести переговоры с Далай-ламой и разрешит Далай-ламе вернуться в Тибет", - сказала она. Как указывает ее муж, автор нескольких книг по проблеме Тибета Ван Лисюн (王力雄), с его смертью в китайской компартии "среди сочувствующих Далай-ламе будет одним голосом меньше". В своей автобиографической книге "Долгий пусть к равенству и единству" (A Long Way to Equality and Unity), выпущенной 7 марта гонконгским издательством New Century Press, ранее опубликовавшим автобиографию Чжао Цзыяна, Пхунванг пишет, что обращался к бывшему председателю Ху Цзиньтао и членам постоянного комитета политбюро с просьбой "позволить сотням тысяч тибетских соотечественников в изгнании во главе с Далай-ламой вернуться домой, [чтобы] жить и работать в мире". Но его призыв проигнорировали. Пхунванг в своей книге обвиняет центральное правительство за разжигание напряженности между ханьским большинством и этническими меньшинствами Китая. В главе под названием "Нам нельзя двигаться к Китайской империи" он предостерегает правительство в Пекине, что для утверждения своей власти над тибетским населением ему не стоит полагаться лишь на насилие и экономическое развитие. Как отметил издатель книги Бао Пу (Bao Pu), "имеет большое значение то, что один из тех, кто потратил свою жизнь на работу с центральным правительством, проявляет подобное разочарование его политикой". По его словам, Пхунванг три года работал над этой книгой, написанной по-китайски. В его биографии "Тибетский революционер" (A Tibetan Revolutionary), которую трое ученых опубликовали на английском в 2006 году, содержатся отчетливые признаки той резкой критики нынешнего положения в Тибете, какая появилась в автобиографическом труде. "КНР считает себя многонациональным государством, в котором все группы имеют равные права и власть", – пишет в предисловии Мелвин Голдстейн. "Пхунванг полагает, что на самом деле оно действует как государство ханьских китайцев". В комментарии, полученном South China Morning Post еще до известия о смерти Пхунванга, министр информации и международных отношений центральной тибетской администрации (ЦТА) Дики Чоянг (Dicki Chhoyang) приветствовала рациональные оценки, с которыми он выступил насчет китайской политики в Тибете. "Есть надежда, что китайское руководство со всей серьезностью отнесется к озабоченности, выраженной человеком с таким политическим положением. Он равным образом предан как благосостоянию китайского государства, так и выживанию своего народа и его особой идентичности", подчеркивается в заявлении ЦТА. Валерий Никольский |