Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В Пекине скончался основатель компартии Тибета, призывавший к возвращению Далай-ламы

3 апреля 2014 | Версия для печати
| Еще
30 марта в Пекине в возрасте 92 лет скончался один из основателей компартии Тибета Пхунцок Вангье (Phuntso Wangye), выступавший в конце жизни с критикой репрессивной политики Пекина в отношении своего народа.

"Он ушел от нас этим утром, - сообщил Reuters его сын Пхункхам (Phunkham). – До своей смерти он был членом компартии. После смерти мы пригласили лам прочесть молебен в соответствии с тибетской традицией". Его отец, лежавший с июля в одной из больниц Пекина, страдал от проблем с легкими. Соболезнования в связи с кончиной Пхунцока Вангье выразил Его Святейшество Далай-лама XIV.

В Пекине скончался основатель компартии Тибета, призывавший к возвращению Далай-ламы
Пхунванг рядом с Мао Цзедуном и юным Далай-ламой на снимке 1955 года (фото: scmp)
Пхунцок Вангье, известный также как Пхунванг (Phunwang), родился в 1922 году в тибетском уезде Батханг округа Карцзе исторической провинции Кхам (ныне включенном в Ганьцзы-тибетский автономный округ провинции Сычуань). В 1940-х он командовал атаками тибетских партизан и основал компартию Тибета, которую в 1949-м слил с партией Мао Цзедуна. В 1951-м он вел в Тибет солдат народно-освободительной армии Китая, а в 1954-м служил переводчиком для таких китайских лидеров, как председатель Мао и Чжоу Эньлай, на переговорах с Далай-ламой.

В 1958-м, за год до вынужденного побега Далай-ламы в Индию, он был схвачен и провел 18 лет в одиночном заключении. Как отмечает его биограф, антрополог Мелвин Голдстейн (Melvyn Goldstein), Пхунцок рассказывал, что, хотя в годы заключения в тюрьме Цинчэнь (Qingchen) подвергался "неописуемым" испытаниям, его ждала еще худшая судьба в "хаотические" времена ‘культурной революции’ в Китае. Его реабилитировали в 1978-м, после смерти Мао Цзедуна и прихода к власти Дэн Сяопина. С тех пор Пхунванг жил в Пекине.

Потом он, воспользовавшись возможностью занять пост председателя районного правительства Тибета, стал более критически оценивать позицию политбюро в отношении Тибета и Далай-ламы. Пхунванг написал ряд писем тогдашнему генсеку Ху Цзиньтао, осуждая местных руководителей, которые использовали кампании против "раскола" в Тибете для удовлетворения своих карьерных амбиций и для того, чтобы отказаться от признания той роли, которую играл в тибетском обществе Далай-лама. Он также просил руководителей компартии, включая генсека Си Цзиньпина, позволить Далай-ламе вернуться на родину, говоря, что это способствовало бы обеспечению стабильности в регионе.

Его смерть "вызывает глубокое сожаление", отметила для Reuters тибетская поэтесса Церинг Осер. "Он надеялся, что китайское руководство сможет провести переговоры с Далай-ламой и разрешит Далай-ламе вернуться в Тибет", - сказала она. Как указывает ее муж, автор нескольких книг по проблеме Тибета Ван Лисюн (王力雄), с его смертью в китайской компартии "среди сочувствующих Далай-ламе будет одним голосом меньше".

В своей автобиографической книге "Долгий пусть к равенству и единству" (A Long Way to Equality and Unity), выпущенной 7 марта гонконгским издательством New Century Press, ранее опубликовавшим автобиографию Чжао Цзыяна, Пхунванг пишет, что обращался к бывшему председателю Ху Цзиньтао и членам постоянного комитета политбюро с просьбой "позволить сотням тысяч тибетских соотечественников в изгнании во главе с Далай-ламой вернуться домой, [чтобы] жить и работать в мире". Но его призыв проигнорировали.

Пхунванг в своей книге обвиняет центральное правительство за разжигание напряженности между ханьским большинством и этническими меньшинствами Китая. В главе под названием "Нам нельзя двигаться к Китайской империи" он предостерегает правительство в Пекине, что для утверждения своей власти над тибетским населением ему не стоит полагаться лишь на насилие и экономическое развитие.

Как отметил издатель книги Бао Пу (Bao Pu), "имеет большое значение то, что один из тех, кто потратил свою жизнь на работу с центральным правительством, проявляет подобное разочарование его политикой". По его словам, Пхунванг три года работал над этой книгой, написанной по-китайски. В его биографии "Тибетский революционер" (A Tibetan Revolutionary), которую трое ученых опубликовали на английском в 2006 году, содержатся отчетливые признаки той резкой критики нынешнего положения в Тибете, какая появилась в автобиографическом труде.

"КНР считает себя многонациональным государством, в котором все группы имеют равные права и власть", – пишет в предисловии Мелвин Голдстейн. "Пхунванг полагает, что на самом деле оно действует как государство ханьских китайцев".

В комментарии, полученном South China Morning Post еще до известия о смерти Пхунванга, министр информации и международных отношений центральной тибетской администрации (ЦТА) Дики Чоянг (Dicki Chhoyang) приветствовала рациональные оценки, с которыми он выступил насчет китайской политики в Тибете. "Есть надежда, что китайское руководство со всей серьезностью отнесется к озабоченности, выраженной человеком с таким политическим положением. Он равным образом предан как благосостоянию китайского государства, так и выживанию своего народа и его особой идентичности", подчеркивается в заявлении ЦТА.

Валерий Никольский
Просмотров: 2275  |  Тэги: Валерий Никольский

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru