Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Стальная Шляпа под официальной крышей. Распространение культа Шугдэна в Тибете

13 октября 2014 | Версия для печати
| Еще
С каждым годом Тибет становится всё популярнее среди туристов всего мира. Из далёкой и почти недостижимой легендарной Страны Снегов он стремительно превращается в ординарную туристическую достопримечательность с заботливо восстановленными историческими и культурными памятниками, развитой инфраструктурой и разнообразным сервисом. Бесчисленные адепты популярных духовных учений, йоги, уфологи, криптоисторики и эзотерики устремляются сюда ежегодно, чтобы открыть третий глаз, очистить карму, разыскать Шамбалу или приобщиться к «мистическим тайнам тибетских монахов». На фоне поисков следов пришельцев и гробов учителей человечества реальное культурное наследие Тибета подобных туристов мало интересует. Часто мотивацией для поездки служит иррациональная надежда изменить судьбу, магическими методами поправить дела в бизнесе или привлечь удачу.

Надо сказать, что паломничество в Тибет с подобными целями стало популярным и среди китайских туристов. Помимо студентов-автостопщиков и любопытных пенсионеров, Тибет посещают бизнесмены, привлечённые практическими аспектами буддизма, как они его видят.

В последние годы в крупнейших монастырях Тибета открыто практикуется культ гьялпо Шугдэна, или Долгьяла. История его появления и развившегося впоследствии конфликта неоднократно описывалась.

Стальная Шляпа под официальной крышей. Распространение культа Шугдэна в Тибете
Храм Шугдэна в монастыре Ганден с китайскими охранниками.

Напомним, что противоречивый дух возник в XVII веке, во времена Далай-ламы V, после того как один из высших гелугпинских тулку умер загадочной насильственной смертью. Якобы после этого он воплотился в форме гневного духа гьялпо, которого, впрочем, долгое время почитали как локального защитника в школах Сакья и Гелуг. Однако с конца XIX века влияние Долгьяла стало неуклонно расти, соответственно росли и титулы, которыми он наделялся, став одним из важнейших покровителей. На современном сайте Западного общества Шугдэна он назван «Буддой мудрости» и «манифестацией Манджушри». Одновременно растёт и противопоставление Шугдэна Далай-ламе XIV, апогеем которого стало убийство последователями Шугдэна директора философской школы в Дхарамсале Ловсана Гьяцо и двух его учеников.

Раньше присутствие Шугдэна было почти незаметно, однако сейчас, на фоне открытой конфронтации его последователей с Далай-ламой, в Тибете происходит усиление позиций шугдэновцев, его храмы и изображения есть в главных тибетских монастырях.

В Гандене, одном из четырёх великих монастырей Тибета, где и началась эта история четыреста лет назад, сейчас существует отдельный храм Шугдэна, который охраняется китайской армией от возможных посягательств возмущённых тибетцев. Следует заметить, что Ганден был почти полностью разрушен во время Культурной революции, и в теперешнем виде восстановлен относительно недавно.

Недалеко от Шигадзе расположен монастырь Гангчен, считающийся главным монастырём шугдэновцев в Западном Тибете, а на востоке, в Каме возводится величайшее в мире изваяние Долгьяла.

Нынешний, официально опознанный и признанный китайскими властями "Панчен-лама", открыто преподносится как последовательный практик Шугдэна. В резиденции Панчен-ламы, монастыре Ташилхунпо, есть храм Шугдэна, на одной из часто встречающихся фотографий фальшивый Панчен позирует под изображением своего покровителя.

Храм Шугдэна в монастыре Ганден с китайскими охранниками.Храм Шугдэна в монастыре Ганден с китайскими охранниками.Монастырь Ганг Гьен ГомпаМонастырь Ганг Гьен ГомпаМонастырь Денма Гонсар Ринпоче. За ним достраивается большой храм ШугдэнаМонастырь Денма Гонсар Ринпоче. За ним достраивается большой храм ШугдэнаНазначенный китайскими властями фальшивый Панчен-лама Гьялцен Норбу под портретом Шугдэна.Назначенный китайскими властями фальшивый Панчен-лама Гьялцен Норбу под портретом Шугдэна.

Обычно тибетцы неохотно говорят на эту тему, из суеверного страха они даже стараются не произносить имени мстительного духа, называя его Чакша, «Стальная шляпа». Также они избегают приближаться к его изображениям, а когда доводится быть поблизости, не смотрят на них. Дело в том, что в соответствии с тибетскими воззрениями, Шугдэн относится к чрезвычайно могущественному классу существ – гьялпо, любой контакт с которыми смертельно опасен. Некоторые из них, связанные обязательствами, являются защитниками Учения, как например Гьялпо Пекхар, охранитель монастыря Самье. Однако природа этих существ такова, что просто их присутствие в нашем мире провоцирует конфликты, кровопролитие, самоубийства и вражду.

Чем же привлекателен Долгьял и почему число его последователей увеличивается во всём мире? Мангуст, изрыгающий драгоценности, изображаемый на его левом предплечье объясняет эту привлекательность. Такой же мангуст является атрибутом Жёлтого Дзамбалы, или Вайшраваны, бога богатства. Именно эффективность в земных делах притягивает бизнесменов, в том числе и китайских, которые совершают ритуалы поклонения Шугдэну, в надежде на его покровительство. Этим же объясняется и значительный приток пожертвований монастырям, в которых есть его храмы.

К тому же оппозиционная направленность по отношению к Далай-ламе обеспечивает культу не только лояльность, но и поддержку китайских властей. Косвенно это подтверждается также и тем, что в идеологической борьбе с Правительством Тибета в изгнании шугдэновцы пользуются теми же методами и материалами, что и официальные китайские пропагандисты. Давно и неоднократно опровергнутые «факты» из коммунистических агиток иллюстрируют «ужасы правления» Далай-лам и на современном сайте Западного общества Шугдэна. Ирония в том, что здесь совпали интересы атеистической китайской Компартии и заявляющих себя буддистами последователей Шугдэна, и даже методы у них одни и те же. Послабление режима, демонстрируемое сейчас китайскими властями, на деле оказывается очень избирательным.

Помимо безобидного развешивания молитвенных флажков и наматывания кругов вокруг горы Кайлаш, неразборчивые и суеверные «духовные туристы» из России очень любят участвовать в ритуалах и получать различные посвящения и благословения. Особенно это касается всего связанного с успешностью и удачей. Однако следует знать и помнить, что без ясного понимания традиции Махаяны, любые ритуалы – не более чем колдовство, возвращающее человека в тёмные времена спиритизма, магии и проклятий. В систему отношений с миром духов, в который вход – копейка, да выход – рубль.

Михаил Черепко


Статьи по теме:


Роберт Турман. Далай-лама и культ Долгьяла (Шугдена)

В последнее время в европейских странах и США, которые посещает с учениями и лекциями Его Святейшество Далай-лама, участились выступления протеста сторонников культа Долгьяла (Шугдена). Они обвиняют Далай-ламу в том, что, «налагая запрет» на эту практику, он тем самым нарушает свободу вероисповедания. Однако Его Святейшество лишь настоятельно просит тех, кто продолжает поклоняться Долгьялу (Шугдену), не посещать даруемые им самим посвящения. Дело в том, что подобные посвящения требуют особой духовной связи между учителем и учеником, что, очевидно, отсутствует в подобных обстоятельствах. Желая предоставить нашим читателям объективную информацию о положении дел с культом Долгьяла, мы открываем серию публикаций, посвященных этому вопросу...

Видео по теме:




Во время Дзогчен Форума, который проходил в Москве с 26 по 30 апреля 2011 года, современный учитель Дзогчен, известный исследователь буддийской религии и культуры профессор Чогьял Намкай Норбу передал много объяснений по различным аспектам учений Будды, их древней истории и современной. Фрагмент из его учений, который представлен в этой публикации, относится к правильному поведению, и касается известной проблемы в буддийском мире - распространению культа Гьялпо Шугдена. Чогьял Намкай Норбу подробным образом рассказывает историю возникновения этого культа и раскрывает причины, почему этот культ несет опасности для людей, кто возлагает свои надежды на связь с Гьялпо Шугденом.

Перевод: Игорь Берхин
Материал предоставлен Московской Дзогчен Общиной и Институтом "Шанг Шунг"
Просмотров: 6738  |  Тэги: Шугден, Тибет

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru