Сохраним Тибет > Видео. Каллиграф Таши Мэннокс. Сакральный смысл дхармических искусства и практики

Видео. Каллиграф Таши Мэннокс. Сакральный смысл дхармических искусства и практики


6 ноября 2014. Разместил: savetibet


Перевод: дост. Лобсанг Тенпа

Открытая лекция мастера тибетской каллиграфии Таши Мэннокса о роли искусства в традиции тибетского буддизма. Таши Мэннокс находился в Москве с 24 октября по 3 ноября 2014 года по приглашению Фонда Контемплативных Исследований. В рамках своего визита он провел практический семинар по тибетской каллиграфии стиля у-чен, прочел две открытые лекции и выступит в Московском Музее Каллиграфии.

Выставка работ Таши Мэннокса
доступна для посещения до 16 ноября. Работы экспонируются в клубе восточной культуры «Две Империи» (Вознесенский переулок, д.16, вход со двора, м. Пушкинская / Охотный Ряд).

Время работы выставки:
Понедельник — четверг : с 12.00 до 21.00.
Пятница — воскресенье: с 12.00 до 18.00.

Просмотр экспозиции свободный.

Таши Мэннокс

Уроженец Великобритании, Таши на протяжении последних 35 лет изучал различные виды художественных дисциплин Запада и Востока, в том числе семнадцать лет учился у прославленного мастера тибетской каллиграии Шераба Палдена Беру и мастера каллиграфии санскрита ламы Пема Ладрупа. За годы своей творческой деятельности Таши осуществил бесчисленное множество проектов в рамках буддийской традиции (в т.ч. изготовил личные печати нынешнего Калу Ринпоче и других мастеров) и принял участие в бесчисленном множестве выставок и фестивалей.

В 22 года Таши принял монашеские обеты в шотландском монастыре Самье Линг, основанном Чогьямом Трунгпой и Аконгом Тулку Ринпоче, где на протяжении многих лет проходил интенсивное обучение. В рамках своего монашеского образования с 1988 по 1992 год Таши (тогда носивший монашеское имя Церинг Таши) выполнял строгий четырехлетний ретрит. Главными его учителями являются Аконг Тулку Ринпоче, Тай Ситу Ринпоче и Его Святейшество Кармапа XVI. Путешествуя по свету в качестве аттенданта Аконга Тулку Ринпоче, Таши был одним из первых выходцев с Запада, которым довелось в Тибете встретиться с Семнадцатым Кармапой Ургьеном Тринлеем Дордже; в этой же роли он участвовал в основании одного из первых в России Дхарма-центров, московского «Кагью Самье Дзонга», в котором позже сам давал учения.

В 2000 году Таши вернул монашеские обеты, чтобы более полно посвятить себя искусству каллиграфии; в этом же году он начал изучение санскритской каллиграфии в Дхарамсале. На сегодняшний день работы Мэннокса хранятся в лучших музеях каллиграфии, частных коллекциях, экспонируются в рамках временных выставок, и служат неизменным источником вдохновения как для ценителей каллиграфического искусства, так и для практикующих Дхарму.

Материал предоставлен для публикации Фондом Контемплативных Исследований.


Статьи по теме:


Джамьянг Дордже Чакришар, новатор в искусстве тибетской каллиграфии

Джамьянг Дордже ‒ бывший младший секретарь правительства Сиккима, впоследствии, до добровольного выхода в отставку, работавший в правительстве Тибета в эмиграции. Теперь он выводит на новый уровень искусство тибетской каллиграфии, превращая простую, лаконичную буддийскую символику в произведения искусства, где центральные фигуры ‒ Будда и другие буддийские божества.

Он установил мировой рекорд, создав самый длинный каллиграфический свиток на бумаге ручной работы, изготовленной из волокон коры растения локта. На свитке длиной 163 метра изображены 65000 тибетских букв, из которых складываются тексты молитв о долголетии Его Святейшества Далай-ламы XIV, составленные 33 великими наставниками Тибета.


Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии


События, о которых я хочу рассказать, произошли летом 2013 года. Стоит признаться, что взволновали они меня чрезвычайно. Настолько сильно, что я не думаю, что смогу хотя бы отчасти передать словами гамму чувств, которые меня тогда охватили. Для этого нужно быть даже не столько мастером художественного слова, коим я, конечно, не являюсь, сколько мастером недосказанности, а точнее, заимствуя термин из философии тибетской каллиграфии, мастером выразительной тишины, способным максимально снизить уровень визуального, вербального и концептуального шума, отвлекающего ум от непосредственного восприятия реальности...