Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Тензин Приядарши. Ценности общества слишком догматичны

2 декабря 2014 | Версия для печати
| Еще
Несколько лет назад при Массачусетском технологическом институте был создан «Центр за этику и ценности, ведущие к трансформации» под эгидой Его Святейшества Далай-ламы XIV.

В одном из лучших мировых научных центров появилась площадка для исследования вопросов морали и этического поведения, поскольку гармоничное развитие науки и технологий невозможно без учета нравственного аспекта жизни человека и общества.

Это не религиозный, а этический центр. Мы анализируем различные обучающие программы, чтобы дополнить их, если потребуется, своими рекомендациями, а также разрабатываем курсы по изучению этических вопросов для студентов, ученых, политиков и бизнесменов.

Не в наших правилах строго указывать: это лучшая практика, это вы должны делать, а это – нет. Мы создаем инструменты и методики, с помощью которых люди сами могли бы научиться с большей ясностью понимать, что будет полезным и хорошим в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Так сказать, инструменты для рефлексии. Лично для меня важно построение не столько духовного общества, сколько гуманного.

Тензин Приядарши. Ценности общества слишком догматичны
Досточтимый Тензин Приядарши в Калмыкии. Апрель 2014 г. Фото: Константин Мамышев.

В разговорах о человеческих ценностях порой прослеживаются две совершенно разные линии. Большинство верующих имеют свой набор принципов и конкретных методов нравственного развития, порой очень догматичных.

Из-за жесткого давления: «Будешь соблюдать моральные нормы – попадешь на небеса, не будешь – тебя ждут наказания», обычные люди сторонятся религиозной морали. Догматичность выхолащивает саму суть того, зачем нам надо стремиться быть хорошими людьми. В то время как размышления о человеческих ценностях подталкивают к пониманию, что люди взаимозависимы, и действия каждого из нас отражаются на всем обществе.

Речь идет о секулярном, светском понимании ценностей. Конечно, знание различных религиозных и философских традиций Востока и Запада помогает нам в осмыслении ценностных основ. Ведь уже на протяжении столетий ведутся разговоры о том, каковы они, эти человеческие ценности, которые стали бы благом для индивида и общества. Но дело в том, что ценности изменчивы.

Со временем важность одних ценностей относительно других меняется. Ценности одного общества могут быть не так важны в другом. Принципы конкретных людей также меняются в течение жизни. Какие у вас были ценности в 20 лет? В 40 или 50 у вас уже другие ориентиры. И людям стоит учитывать, что такие ценности не являются константой.

Вот пример, который я часто привожу студентам. Допустим, вы заявляете, что правдивость во всем – это ваш жизненный принцип. Вы решили все время говорить только правду. Теперь представим, что мы сидим с вами на террасе у кафе и видим, как в здание вбегает перепуганный парень. А через несколько минут появляется группа агрессивных вооруженных людей и останавливается у нашего столика. Они спрашивают: «Вы не видели здесь пробегавшего человека?» и детально его описывают.

Очевидно, что их намерения не очень добрые. Как быть? Ведь вы очень дорожите своей честностью. Скажете ли вы, что парень спрятался в кафе, или промолчите, чтобы не лгать и не ставить под угрозу жизнь этого человека?

Получается, что в зависимости от контекста и ситуации вам надо выбрать, какие ценности для вас сейчас будут более актуальны – правдивость или благополучие другого человека. Порой, как в нашем примере, они могут вступать в конфликт. Ценности – это функции, зависящие от того, где вы и в какой ситуации. При этом у вас должен быть четкий набор ценностей, которыми вы оперируете. Не одна ценность, а набор. Человек может проанализировать ситуацию и сказать: «Так, сейчас мне надо поставить эту ценность выше остальных».

Значимость одних ценностей относительно других меняется и в обществе. Раньше в Индии семья была большой ценностью, и существовало множество уз, объединявших человека с его семьей. Еще 20 лет назад под одной крышей уживалось, несмотря на возникавшие разногласия, три поколения родственников. Сегодня представления о форме и ценности семьи изменились. Больше нет семьи из нескольких поколений, есть «моя семья», состоящая только из самых близких – мужа, жены и детей.

В этих изменениях есть свои плюсы и минусы. Проживание нескольких поколений вместе в одном доме иногда провоцировало сложности и ограничения свобод некоторых членов семьи – патриархат, матриархат или диктат старших поколений над младшими. С другой стороны, распад прежних форм семейных отношений порой разрушает чувство ответственности за близких и необходимости заботиться о них, особенно о пожилых родственниках.

Если говорить о наиболее актуальных ценностях сегодня, то, на мой взгляд, современному обществу очень нужны честность и доброта.

Большинство из нас верит, что мы честные и добрые. Но, оказавшись перед реальным жизненным выбором, когда должны проявляться наши честность и доброта, люди бывают не способны поступать в соответствии с высокими этическими принципами.

Мы есть то, что мы в себе воспитываем, и то, о чем постоянно думаем. И чтобы этические принципы стали частью нашей ежедневной практики, требуются дополнительные умственные усилия. Одними фоновыми размышлениями «конечно, я буду стараться развивать в себе честность» не обойтись. Нужна ежедневная тренировка. Трансформация личности возможна с помощью образования.

Но современное образование отличается от того, что было 30–40 лет назад. Оно больше ориентировано на приобретение умений. В школе и университете ценятся «рыночные» навыки, которые позволят ученику в будущем найти престижную работу. Человеческие ценности не обязательно помогут вам устроиться на хорошую работу. Они могут сделать вас лучше как человека, дают возможность подняться выше над собой и своими ограничениями, достичь новых результатов в жизни.

Нужен особый образовательный подход, который будет побуждать людей задумываться, кто они и что они, как они могут привнести смысл в свою жизнь и достичь счастливого благополучия для себя и окружающих. Такая форма образования будет намного полезней, чем простое заучивание навыков и умений.

Взгляд

Видео по теме:




18 апреля 2014 г. в рамках проекта «Практика. Персона» состоялась встреча с досточтимым Тензином Приядарши, буддийским монахом, директором «Центра за этику и ценности» при Массачусетском технологическом институте. Встреча состоялась в Атриуме Отдела частных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина.

С Тензином Приядарши беседует Иван Вырыпаев ― драматург, актер, режиссер, художественный руководитель театра "Практика".
Просмотров: 4980  |  Тэги: Тензин Приядарши

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Декабрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100