Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама: учение о пустоте и альтруизм ведут к свободе22 декабря 2014 | Версия для печати
Фото: Игорь Янчеглов На учениях для буддистов России, которые проходили в Дели 17-19 декабря 2014 года, Далай-лама XIV призвал проявлять альтруизм и размышлять о пустоте — эти практики, по словам духовного лидера буддистов мира, приводят к освобождению от страданий и просветлению, сообщает РИА Новости. "Цепляние за постоянство, самобытие, себялюбие приводят нас к погибели. А постижение пустоты (в буддизме это взаимозависимость всех явлений) в сочетании с заботой о других существах — помогает достичь освобождения, просветления", — сказал Далай-лама на учениях для российских буддистов, которы проводились в Дели 17-19 декабря. По его словам, погоня за приятным и стремление к постоянству ведет к страданию. "Медитация о непостоянстве и пустоте сотрясает сами основы цепляния за постоянство и самобытие. Я посвятил этой практике не один десяток лет — и более грубые уровни эмоций перестают во мне проявляться", — отметил буддийский лидер и посоветовал всем побольше размышлять о пустоте. По его словам, ум "способен осознавать, светоносен", но при этом "лишен самобытия". Далай-лама напомнил слова известной буддистам "Сутры сердца": "Форма есть пустота, пустота есть форма". "Современные научные исследования в области квантовой физики показывают, что нет ничего, что существовало бы независимо и объективно… Наука не черпает знаний в буддизме, но сама приходит к выводам о бессамостности и взаимозависимости всех вещей", — добавил Далай-лама. По его словам, по неведению люди приписывают вещам истинное существование и из себялюбия испытывают привязанность к ним, а вследствие этого гнев и другие отрицательные эмоции. "Но если мы будем понимать, насколько полезен альтруизм и вреден эгоизм, сможем ослабить хватку нашего "я", развивать способность ценить других превыше себя", — считает духовный наставник. Фото: Алексей Юрков Отвечая на вопросы российских буддистов Далай-лама XIV призвал себялюбивых людей стать "разумными эгоистами". "Если уж мы хотим быть эгоистами, то мы должны быть разумными эгоистами", — сказал он. По его словам, разумный эгоист — тот, кто понимает тесную взаимозависимость всех живых существ и то, что он может стать счастливым, только способствуя счастью других. "Самый лучший способ достичь собственных целей и помочь другим — практиковать бодхичитту (стремление к обретению состояния будды ради блага всех живых существ). Так мы преодолеваем присущее нам от рождения себялюбие", — пояснил Далай-лама. Он также призвал не гневаться и не падать духом в ситуациях, когда не находится возможности помочь другим людям или животным, а опираясь на сострадание, продолжать развивать в себе способность поддерживать других. Применение силы допустимо в определенных ситуациях, но только при альтруистической мотивации — из сострадания, заявил Далай-лама XIV в четверг в ответе на вопрос одного из полутора тысяч россиян, приехавших на его учения в Дели. "Если за жестким противодействием злу стоит сострадание, такое противодействие допустимо", — сказал Далай-лама, рассуждая о возможности использования силы ради защиты близких, восстановления справедливости и в других особых случаях. По его словам, человек, совершающий неблагие поступки, вредит себе и может себя погубить. "Нужно постараться остановить его, не позволить ему совершить неблагое деяние, но руководствуясь альтруистической мотивацией", — подчеркнул духовный лидер буддизма. В пример он привел буддийские божества, предстающие в гневном облике, за которым тем не менее скрывается сострадание. "Терпение не означает, что мы должны мириться с любыми неблаговидными поступками других людей. Терпение означает не гневаться на совершающего что-то дурное, прощать", — пояснил Далай-лама. Фото: Алексей Юрков Далай-лама также призвал объявить битву отрицательным эмоциям, развивать терпение и скромность и заявил, что при должном отношении даже сильное страдание может стать благословением. "Страдание может быть скрытым благословением — преодолевая его, мы растем духовно. Испытывать страдания, в том числе гнев и привязанность, нас заставляют омрачения ума. Мы должны постараться объявить битву своим отрицательным эмоциям ", — сказал Далай-лама, разъясняя философскую поэму мыслителя VIII века Шантидевы об альтруизме "Бодхичарья-аватара" ("Путь бодхисаттвы"). Особое внимание всемирно известный духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, уделил пониманию терпения как "противоядия от гнева". По его словам, ментальные страдания (как и ментальные удовольствия) сильнее физических. "Страдания тела в принципе можно вытерпеть. А страдания в уме являются порождениями наших клеш (омрачений), цепляний за мнимое "я" и мнимое постоянство. Если кто-то говорит о вас дурно, не надо гневаться на него, потому что если он говорит это со зла или по глупости, то сам является объектом для сострадания", — отметил Далай-лама. Он предостерег не только от гнева, но и от эгоистического стремления присваивать себе все и всех, говоря "мой", и от "ребячества" погони за славой, порождающей гордыню, и от зависти, даже по отношению к "врагу". "Нужно радоваться тому, что другие существа развивают в себе какие-то достоинства, радоваться всем устремлениям к добру", — сказал буддийский лидер. Вслед Шантидеве он призвал проявлять "благородное свойство терпения" во всех случаях жизни. В силу нашего терпения "враг", который должен был бы принести нам вред, приносит нам пользу… Когда нас унижают, мы становимся более скромными и улучшаем свою участь. Поэтому те, кто обижает нас, — наши учителя. Самая важная из практик- развитие терпения", — считает Далай-лама. Фото: Алексей Юрков Он отметил с юмором, что такими учителями могут быть даже комары, которым можно дать попить крови и от которых не стоит ждать благодарности, в отличие от собак или кошек. "Видимо, способность испытывать благодарность зависит от величины мозга. В Оксфордском университете я задал такой вопрос профессорам, но пока мне никто не смог ответить", — добавил духовный наставник. "Мы должны любить других, быть скромными, почтительными. Встречаясь с людьми, я никогда не думаю: "Я — Далай-лама!" Я — такой же, как вы, и это объединяет! А если человек говорит: "Я — Далай-лама", или "Я — миллионер", или "Я — профессор и очень много знаю", — это нас разъединяет. А человек- социальное существо. В человеческом сообществе очень важны любовь и взаимоуважение", — убежден духовный лидер. Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |