Сохраним Тибет > Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин

Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин


5 февраля 2015. Разместил: savetibet
24 января 2015 г., монастырь Тергар, Бодхгая, Индия – Во время второго зимнего дхармического собрания Арья Кшемы в Бодхгае Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о том, что, начиная со следующего года, он предпримет конкретные шаги по восстановлению полных монашеских обетов для женщин в тибетском буддизме.

Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин

Этот процесс начнется в следующем году при помощи монахинь традиции дхармагупта с восстановления обетов гецулмы – монахинь-послушниц – и обетов шикшаманы – монахинь-послушниц, готовящихся принять полные монашеские обеты. Это заложит необходимую основу для последующего восстановления полных монашеских обетов для женщин (тиб. гелонгма, санскр, бхикшуни).

«Наиболее значимым событием Третьего зимнего дхармического собрания Арья Кшемы в следующем году будет восстановление обетов монахинь-послушниц и обетов монахинь, готовящихся к принятию полных обетов, в тибетской традиции. Это станет историческим событием», ‒ заявил Его Святейшество Кармапа.

«Многие могут подумать, что я восстанавливаю эти обеты потому, что этого от меня ждут другие, ‒ объяснил Е.С. Кармапа. ‒ Но я делаю это не для того, чтобы угодить кому-либо, и не по чьей бы то ни было просьбе. Как бы другие ни относились к восстановлению полных обетов для женщин, я чувствую, что это важно. Для того чтобы сохранить буддийское учение, необходимо наличие сообщества, состоящего из четырех частей: монахов с полным набором обетов (тиб. гелонг), монахинь с полным набором обетов (тиб. гелонгма), а также женщин и мужчин, держащих обеты практикующих мирян. Как сказал Будда, четырехчастное сообщество – это четыре колонны, поддерживающие буддийское учение. Именно по этой причине я иду на этот шаг».

В настоящее время в тибетской системе, следующей традиции винаи муласарвастивада, нет линии передачи полных обетов бхикшуни. Поэтому для её восстановления будут приглашены десять или двадцать монахинь-бхикшуни традиции дхармагупта, известной чистотой соблюдения винаи. Приглашение монахинь, держащих полные обеты бхикшуни в традиции дхармагупта, станет гарантией того, что посвящение в монахини-послушницы и монахини, готовящиеся взять полные обеты, будет произведено должным образом по непрерывной линии передачи обетов. Эти обеты станут основой для последующего восстановления полных монашеских обетов для женщин.

Во время учений зимнего дхармического собрания Арья Кшемы Гьялванг Кармапа довольно подробно изложил вопрос восстановления полных обетов для женщин. «Когда Будда предоставил женщинам возможность принимать монашеские обеты, он дал им всё необходимое для того, чтобы практиковать во всей полноте все пути и уровни. В наши дни многие люди боятся того, что если женщины получают монашеские обеты, и в особенности, если они получают полные монашеские обеты бхикшуни, это принесет вред учению. Однако я думаю, что эти страхи безосновательны, поскольку сам Будда уже разрешил это.

Для того чтобы практиковать во всей полноте три вида духовных тренировок, прежде всего, необходимо осуществить высшую тренировку в нравственной дисциплине (шила). Затем, основываясь на ней, ‒ высшую тренировку в сосредоточении (самадхи), а после этого – высшую тренировку в мудрости (праджня). Можно сказать, что в тибетском буддизме у женщин нет возможности полностью осуществлять высшую тренировку в нравственной дисциплине, поскольку у них нет возможности получить обеты бхикшуни. Более того, поскольку нет обетов бхикшуни, мы не можем считать, что у нас в полной мере имеются обеты монахинь-послушниц. А без наличия должным образом полученных обетов монахинь-послушниц трудно утверждать, что есть подлинная сангха монахинь, соблюдающая обеты личного освобождения (обеты пратимокши). Это теперешнее положение вещей и несчастливое стечение обстоятельств для буддизма в целом.

На протяжении последних десяти-двадцати лет под руководством Его Святейшества Далай-ламы многие наставники тибетского буддизма, включая многих высоких лам, геше и кхенпо, проводили дискуссии, движимые благими намерениями. Много было таких дискуссий, и люди приложили к этому немало усилий, я сам принимал в этом участие.

Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин

Мы много обсуждали эти вопросы и исследовали учения Будды, трактаты индийских учителей, а также тибетские тексты. Иногда кажется, что на протяжении последних двадцати лет мы лишь обсуждали и исследовали, но так и не перешли от слов к делу. И такое положение вещей сохраняется уже долгое время.

Я полагаю, что обеты бхикшуни могут дароваться либо сангхой, состоящей лишь из монахов-бхикшу, либо сангхой, состоящей как из монахов-бхикшу, так и монахинь-бхикшуни. Если мы хотим иметь признанную, законную передачу обетов бхикшуни, правильнее взять за основу сангху, состоящую как из монахов-бхикшу, так и монахинь-бхикшуни. А для этого необходима линия преемственности обетов бхикшуни, которая в настоящий момент сохранилась лишь в китайской традиции.

Однако для того чтобы сангха, состоящая из монахов-бхикшу и монахинь-бхикшуни, могла даровать женщинам полные обеты, эти женщины должны соответствующим образом получить обеты монахинь-послушниц и обеты шикшаманы, то есть обеты монахинь, готовящихся к принятию полных обетов. Чтобы осуществить это правильно, потребуется, по крайней мере, три-четыре года. Начиная со следующего года, мы можем начать процесс подготовки ограниченного числа монахинь из каждого монастыря и обеспечить их всем необходимым. С этого начнется процесс, который продлится три-четыре года, и я надеюсь, что мы сможем приступить к нему в следующем году.

Для того чтобы сделать это, прежде всего, мы должны даровать обеты личного освобождения (обеты пратимокши), затем обеты монахинь-послушниц (обеты шраманери), и затем обеты монахинь, готовящихся принять полные монашеские обеты (обеты шикшаманы), которые необходимо соблюдать несколько лет. И, наконец, через четыре года мы сможем даровать полные женские монашеские обеты (обеты бхикшуни). После того, как будут дарованы обеты бхикшуни, потребуется еще десять лет перед тем, как эти бхикшуни смогут даровать полные обеты другим монахиням. Таким образом, на это уйдет много времени, и мне будет за сорок, когда мы завершим этот процесс.

После того, как я впервые упомянул об этом несколько дней тому назад, произошло удивительное событие. Чтобы даровать обеты, необходимо участие монахинь-бхикшуни. И недавно во время пуджи Махакалы в храм пришла группа монахинь. Я спросил их, не принадлежат ли они к женскому монастырю традиции дхармагупта, славящейся строгостью соблюдения винаи, и они подтвердили это. Это действительно восхитительное совпадение, и чрезвычайно благоприятно то, что это произошло спонтанным образом. Мы обсудили с ними мои планы, я объяснил им свои намерения, и они приняли мое приглашение. В следующем году они направят к нам десять или двадцать монахинь-бхикшуни. Это действительно чудесная, непредвиденная, благоприятная связь».

Гьялванг Кармапа также сказал, что обеты будут дарованы лишь небольшой группе монахинь, которые будут готовы их принять. Он добавил: «Я [восстанавливаю эту традицию] не для того, чтобы угодить кому-либо и не по чьей бы то ни было просьбе, и вам также следует помнить об этом. Вы не должны идти на этот шаг, чтобы ублажить других или по любой другой подобной причине. Если, заглянув в свое сердце, вы увидите, что ваши устремления чисты и вы готовы приложить необходимые усилия, тогда [принятие полных обетов] придаст смысл вашей человеческой жизни».

Офис кагью
Перевод Марии Васильевой


Статьи по теме:


Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщин 14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней Тензин Пелмо

Тибетцы называют Лахул Гарша Кхандо Линг, или Царство дакинь. Это и в самом деле священное место их обитания, и я очень сильно ощущала их присутствие, поэтому в молитве я искренне обратилась к ним с просьбой: «Если я твердо обещаю выполнять практику, поможете ли вы найти мне подходящее место для ретрита?». Я была уверена, что все сложится само собой. На следующее утро я отправилась к одной из монахинь и сообщила ей, что решила построить небольшое жилище над монастырем. Она спросила: «Как ты собираешься это сделать? Чтобы построить дом, нужны деньги, а у тебя их нет. Почему бы тебе не поселиться в пещере?».



Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщинУдовольствие от учёбы: интервью с первой женщиной-геше Келсанг Вангмо

В апреле 2011 года геше Келсанг Вангмо вошла в историю, став первой женщиной-геше. Это возвестило о начале новой эры для монахинь, которые могут теперь получать высшие ученые степени и занимать важные посты в системе буддийского духовного образования, где традиционно доминировали мужчины. «Было огромным удовольствием видеть, как досточтимой Келсанг Вангмо присуждают степень геше, и я надеюсь, что многие монахини, среди которых есть те, кто уже много лет назад закончил учебу, очень скоро последуют ее примеру, рассказала журналу «Мандала» досточтимая Кунпхен, координатор духовных программ в медитационном центре «Тушита» в Дхарамсале. Это большой шаг вперед, который существенно поднимет авторитет и уважение к монахиням».




Гьялванг Кармапа сделал историческое заявление о восстановлении полных монашеских обетов для женщинМелодии Дхармы. Чоинг Долма

Само слово «мантра» в переводе с санскрита, насколько мне известно, означает «защита ума». Мантра защищает ум от негативности. Конечно, для этого также требуются визуализации, глубокое внутреннее расслабление, которое, без сомнения, является естественным состоянием нашего ума. Если говорить языком буддийской философии, то наш ум движется с помощью тонкой дыхательной энергии. Пение мантр позволяет нам очиститься от негативных энергий и зарядиться позитивными. Такие ощущения я обычно переживаю, я знаю их на опыте...