Сохраним Тибет > Далай-лама принял участие в беседе о важности образования и встретился с тибетцами
Далай-лама принял участие в беседе о важности образования и встретился с тибетцами16 июля 2015. Разместил: savetibet |
Его Святейшество Далай-лама дает интервью Кристине Паскуччи. Фото: Сонам Зоксанг Госпожа Паскуччи спросила о наибольшей, по его мнению, угрозе, нависшей над современным миром, и Его Святейшество ответил без промедления: «Насилие». На вопрос, что лежит в сумке, которая всегда при нем, Далай-лама ответил, что там статуэтка Будды – подарок, который ему вручили во время посвящения в монашеский сан, немного конфет, ручки и кепка с козырьком, которую ему иногда приходится надевать, чтобы защитить глаза от яркого света. Всю дорогу до университета Калифорнии моросил дождь. Первую остановку сделали в центре «Живой мир», где Его Святейшество встретила директор центра Келли Смит. Она проводила его к только что сооруженной песочной мандале Авалокитешвары. Его Святейшество обратил внимание на символическое значение тысячи рук и тысячи глаз Авалокитешвары. Взяв в руки ваджру и колокольчик, он заметил, что ваджра символизирует метод – сострадание, а колокольчик – мудрость, понимание пустоты. Они всегда сопутствуют друг другу, показывая, что мудрость побуждает к действию сострадание, а сострадание направляется мудростью. В конференц-центре им. Брена собравшимся показывали фильм о жизни и деятельности Его Святейшества с комментариями друзей и сторонников. Энн Карри, ведущая встреч и третьего дня празднования юбилея Далай-ламы, первым делом попросила Раджива Мехротру сказать несколько слов о практике сострадания, которой занимается Его Святейшества. Тот объяснил, что каждый день Далай-ламы посвящен тренировке ума и накоплению знаний, которые он черпает из традиции древнеиндийского монастыря-университета Наланда. Профессор Роберт Турман развернул тему, подчеркнув, что Его Святейшество делает упор на важности всестороннего и сбалансированного образования, развивающего не только ум, но и сердце. Энн Карри представила сегодняшних докладчиков, сидящих на сцене рядом с Его Святейшеством: среди них были Армаан Раутер, учредитель инициативы «Скачок веры»; директор «Гугл идеи» Джаред Коэн; актриса Зендая; директор программы стипендий Далай-ламы при университете Калифорнии Карина Хамильтон; кинопродюсер Джастин Наппи; юный посол доброй воли от организации «STOMP Out Bullying», борющейся с жестокостью в отношениях между детьми в школах, Даниэль Низим; соучредитель Экологического клуба для детей Макс Гуин; актриса Регина Кинг; основатель фонда «Межрелигиозный молодежный центр» Эбу Патель; и представитель коренных гавайцев Найноа Томпсон. Его Святейшество Далай-лама выступает на заключи- тельной сессии саммита "Глобальное сострадание". Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество упомянул, что характерная черта традиции Наланды, привлекательная для многих и сегодня, – это свобода бросать вызов учению с опорой на обоснование и логику. Он также добавил, что буддийскую литературу можно разделить на три большие категории: и если буддийская религия интересна только буддистам, то буддийская наука и философия могут стать предметами широкого академического изучения. Его Святейшество проиллюстрировал возможности анализа, заметив, что все зрители видят перед собой оратора на сцене – Тензина Гьяцо, Далай-ламу, но если они задумаются, кто он такой или где находится этот самый Тензин Гьяцо – говорит ли сейчас его ум, или Тензин Гьяцо – это его тело, его голова, его руки или пальцы рук, то окажется, что невозможно точно определить, кто же такой Тензин Гьяцо. Его Святейшество добавил, что неверные представления и цепляние за внешнюю видимость, без опоры на должное понимание реальности, – благодатная почва для произрастания беспокоящих эмоций, являющихся зачастую лишь проекциями нашего ума. Его Святейшество сказал, что сам он принадлежит 20-му веку, время которого миновало, и обратился к молодым людям, истинному поколению 21-го столетия. Он сказал, что если они на самом деле приложат усилия с опорой на дальновидность и реалистичный подход, то смогут сделать нынешнее столетие эрой мира и счастья. Он с юмором заметил, что не рассчитывает увидеть перемен на своем веку, ведь к тому времени ему придется уже отправиться в рай или в ад. «Однако, – пошутил он, – даже если я попаду в ад, я буду иногда брать отпуск, чтобы проверить, как вы здесь поживаете. Если больших успехов вы не добьетесь, то придется мне попросить тамошних работников взять вас под свою опеку». Энн Карри попросила докладчиков поделиться своими мыслями и переживаниями. Раджив Мехротра отдал должное буддийской практике обмена себя на других, которую используют для тренировки ума. Роберт Турман признался, что сам он плохой ученик Его Святейшества, ведь в тибетском буддизме в первую очередь его привлекло не совершение добрых дел, а получение знаний с опорой на анализ. К концу обсуждения Его Святейшество поделился, что питает огромное уважение ко всем основным религиозным традициям. Его сердце покорил католический монах Томас Мертон, впервые открывший для него мир христианства. Он также выразил восхищение многими своими мусульманскими друзьями, подчеркнув, что слово «джихад» вовсе не означает причинения зла другим. На самом деле оно относится к битве со своими собственными разрушительными эмоциями. Сессию завершила Найноа Томпсон, подарившая Его Святейшеству гирлянду из листьев и цветов – традиционное гавайское подношение. Она предложила всем гавайцам в зале присоединиться к ней и исполнить в честь Далай-ламы традиционную гавайскую песню. Его Святейшество покинул зал под дружный хор зрительских голосов, повторявших: «Долгих лет Далай-ламе!» Майкл Франти выступает во время обеда с Его Святей- шеством Далай-ламой в университете Калифорнии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Общественный деятель и исполнитель рэпа Майкл Франти поднялся к микрофону и рассказал о своей поездке в Ирак, где пел и для искалеченных детей, и для раненных солдат. Затем он исполнил песню, в которой говорилось, что каждому из нас изо дня в день требуется дружеское объятие, наполнив зал духом радости и дружбы. Вскоре на встречу приехал Стивен Чой, мэр Ирвайна, «города нововведений». Он вручил Его Святейшеству подарок и грамоту с выражениями благодарности. Сказав несколько слов на прощание, Его Святейшество отметил, что все больше людей начинают уделять внимание внутренним ценностям, и это вселяет добрые надежды. В беседе с Франти, тибетский духовный лидер поделился, что ему первым делом бросились многочисленные татуировки музыканта, однако на самом деле впечатляют напор и сила его выступлений. Затем Его Святейшество вернулся в конференц-центр им. Брена, где собралось более тысячи тибетцев, монголов и бутанцев, желающих поздравить своего духовного лидера с днем рождения. Первыми выступили дети, исполнившие песню радости в честь Его Святейшества, за ними на сцену поднялся взрослый коллектив, однако возникли технические сложности и было решено, не теряя времени даром, начинать лекцию. Его Святейшество отметил, что на протяжении последнего тысячелетия тибетцы тщательно хранят традицию монастыря-университета Наланда. Вопреки тому, что в силу политических причин тибетцы оказались рассеяны по миру, их связывают тесными узами родной язык и почтение, которое они все питают к собраниям Кангьюра и Тенгьюра. Он призвал и монахов и мирян в равной мере уделять внимание чтению и обучению. И не только таких произведений как «Этапы на пути к пробуждению», но и сочинений, подобных «Пламени рассуждений» (Таркаджвала) Бхававивеки. Отвечая на вопрос о протестах сторонников Шугдена (Долгьяла) на улице близ конференц-центра, Его Святейшество сказал: «Их присутствие не имеет значения. Я испытываю по отношению к этим людям сострадание, ведь они попали в сети неведения. С 1951 года и до начала 70-х я сам по неведению выполнял практики поклонения Долгьялу. Но, заподозрив неладное, я решил провести собственное расследование и обнаружил, что Пятый Далай-лама считал, что так называемый тулку Дракпа Гьялцен не был настоящим ламой и воплотился в виде злого духа. Пятый Далай-лама называл его “злым духом, порожденным искаженными молитвами, чинящим вред Дхарме и живым существам”. Его Святейшество Далай-лама на встрече с представите- лями тибетской, монгольской и бутанской общин. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В ту пору, когда я еще поклонялся Долгьялу и жил в ашраме Сварг, мне приснился сон: будто я отложил в сторону «Пема Катанг», биографию Гуру Ринпоче, и эта книга исчезла. Я рассказал об этом геше Рабтену и тот заметил, что это дело рук Долгьяла. В желтой книге Земея Ринпоче “Священные слова могущественного отца” подробно излагаются основы взаимоотношений между ламами, правительственными чиновниками и Долгьялом. Нечунг предупреждал меня и раньше, что связь с Долгьялом ошибка, но я просил его замолчать. Когда появилась эта книга, я выслушал все, что нечунг хотел мне сказать. Долгьял – это “дрекпа”, злой дух, на которого можно было бы не обращать внимания, если бы он не вредил Дхарме. Практики поклонения Долгьялу ведут к крайнему сектанству и запугиванию. Первый, Второй, Третий, Пятый и Тринадцатый Далай-ламы, все придерживались экуменистических, несектантских взглядов на духовную практику. Будучи их преемником, я должен следовать по их стопам. Как я уже говорил, больше всего меня беспокоит сектантство, неотделимое от этой традиции, и возникающее в результате разобщение. Эти бедные протестующие не знают истинного положения вещей. Мы должны наставить их на верный путь, но нет никаких оснований злиться, раздражаться или отгораживаться от них. Протестующие пользуются своей свободой слова, но и у меня есть такое право». Когда Его Святейшество спускался со сцены, тибетцы скандировали «Долгих лет жизни Его Святейшеству Далай-ламе». Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж по теме:7 июля 2015 г., в заключительный день саммита "Глобальное сострадание", Его Святейшество Далай-лама принял участие в беседе о важности образования и встретился с тибетцами. |