Сохраним Тибет > Далай-лама посетил храм Джоканг и школу Джамьянг в Ле
Далай-лама посетил храм Джоканг и школу Джамьянг в Ле30 июля 2015. Разместил: savetibet |
Ле, штат Джамму и Кашмир, 28 июля 2015 года – Второй день визита Его Святейшества Далай-ламы в Ле начался с посещения храма Джоканг. На улицах толпились радостные ладакцы, многочисленные тибетцы и жители других стран мира; каждый стремился подойти к тибетскому духовному лидеру поближе и выразить свое почтение. По дороге Его Святейшество встретил множество стародавних друзей. Поклонившись изображениям просветленных существ, он сел к ним лицом. По правую руку от него уселись Ганден Три Ринпоче и другие известные ламы, а по левую – члены ладакской администрации. Все вместе прочли «Восхваление взаимозависимого возникновения» Цонкапы и «Восхваление семнадцати пандитам славной Наланды», после чего подали чай с маслом и сладкий рис.
Его Святейшество Далай-лама в храме Джоканг в Ле. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) «Однако, – добавил он, – Кангьюр и Тенгьюр не просто объекты для поклонения или тексты для чтения вслух во время церемоний – их содержимое нужно изучать. Учения Будды основаны на его собственных переживаниях. Они раскрывают его великие достоинства. Вы, жители Ладака, миряне, монахи и монахини, должны изучать буддийскую Дхарму». Затем Его Святейшество с улыбкой повернулся в сторону собравшихся политиков и пошутил: «Если будете изучать буддийскую Дхарму и воплощать полученные знания на практике, вас переизберут на следующих выборах. Более того, когда выйдете на пенсию, у вас будет возможность наполнить смыслом остаток своих дней». Покинув Джоканг, Его Святейшество отправился в школу Джамьянг, где собралось несколько тысяч человек, в основном ученики из разных школ Ле. Первым делом Его Святейшество принял участие в торжественном открытии нового общежития для девочек. Далай-лама и его друзья-политики вместе сняли покрывало с памятной доски. Затем тибетский духовный лидер разрезал ленточку у дверей и подбросил в воздух лепестки цветов и крупу, читая благоприятствующие молитвы. Его Святейшество Далай-лама приветствует собравшихся в школе Джамьянг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Затем пришел черед Его Святейшества сказать речь. Он говорил то на тибетском, то на английском, и его слова переводились на местный ладакский диалект. «На этот раз я приехал в Ладак по приглашению монастыря Спитук-Гомпа, чтобы понаблюдать за их летними диспутами о совершенной мудрости. Три Ринпоче сказал, что было бы замечательно, если бы я приехал. Некоторое время назад я познакомился с пожилой женщиной из Да-Хану и от нее узнал об этом народе с их неповторимыми головными уборами. Я узнал, что эти люди живут очень бедно, и их понимание буддизма оставляет желать лучшего. Мы учредили школу в основном ради их детей. Сегодня меня попросили обратиться к ученикам Джамьянга, а также к ученикам других окрестных школ. Я от всего сердца благодарю устроителей за предоставленную возможность и хочу сказать всем вам спасибо». Его Святейшество попросили рассказать об оживленном диалоге между буддийской и современной наукой. В самом начале он подчеркнул, что никогда не пытается продвигать буддизм и не утверждает, что эта религия лучше других традиций. Он считает, что в каждой религии можно выделить религиозный, философский и культурный аспекты. Теистические религии проповедуют веру в бога-творца; такие традиции, как джайнизм или буддизм, учат закону причино-следственных связей и отвергают идею создателя. Но как бы ни различались философские воззрения разных вер, их общая цель одна – поддерживать практику любви и сострадания. Его Святейшество Далай-лама выступает в школе Джамьянг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Изменения в мире происходят благодаря активным действиям, а не молитвам. Мы возносили молитвы на протяжении столетий, но проку от этого было немного. Очень важно для начала осознать основополагающее единство всего человечества, понять, что все люди одинаковы. Вместо этого мы склонны делать чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами, таких как раса, национальность, вероисповедание, социальное положение и тому подобное». Вернувшись к обсуждению диалога между буддийской и современной наукой, Его Святейшество еще раз повторил, что никогда не продвигает буддизм в странах, где он не является исконной религией, однако Индия – родина буддизма. Он напомнил слушателям, что когда тибетский царь Трисонг Децен пригласил в Тибет Шантаракшиту, то сделал это неслучайно – он хотел получить буддийское учение из его непосредственного источника. Его Святейшество упомянул, что только что в храме Джоканг он дал совет по поводу собраний Кангьюра и Тенгьюра: ведь зачастую мы выражаем почтение Будде, но не уделяем должного внимания его учению. Добавив, что пришло время изменить старую привычку полагаться только лишь на слепую веру, он спросил слушателей, согласны ли они с ним, и те дружно закивали головами. Во время выступления Его Святейшества Далай-ламы в школе Джамьянг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Отметив, что в современной системе образования господствуют материалистические воззрения, Его Святейшество призвал развивать душевную теплоту, вводя в учебные программы светскую этику. Это означает, что нужно учиться обуздывать свои разрушительные эмоции и развивать созидательные. Он порекомендовал собравшимся прочесть недавно изданный на тибетском языке сборник «Сжатое изложение буддийской науки», составленный на основе трудов из собраний Кангьюра и Тенгьюра. В настоящее время книгу уже переводят на другие языки мира. Затем Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы. Спросили, как буддисты относятся к вере в бога-творца, и Его Святейшество ответил, что это необыкновенно мощная концепция, которая может подарить нам большую уверенность в своих силах. На вопрос, признавал ли Будда существование других религий, Его Святейшество ответил утвердительно, и добавил, что Будда даже советовал изучать и исследовать точки зрения других, поскольку это прекрасный способ углубить собственные представления. Знакомство с другими религиозными традициями делает наш ум более открытым. Его Святейшество сказал, что Индия, страна с многорелигиозным обществом и тысячелетней традицией межрелигиозной гармонии, могла бы созвать межконфессиональную встречу, подобную той, что прошла во время праздника Будды Джаянти в 1956 году. Более того, Его Святейшество считает, что необходимо пригласить на нее представителей воинствующих мусульман для взаимного обмена мнениями. Когда эмоции немного поостынут, можно будет искать мирное, взаимовыгодное решение. Один из учеников школы Джамьянг задает вопрос Его Святейшест- ву Далай-ламе. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Отвечая на один из последних вопросов, Его Святейшество объяснил: «Все живые существа стремятся к счастью, но только у людей есть способность анализировать его причины. Хотя ум по сути своей чист, когда мы испытываем гнев, привязанность или даже сострадание, эта эмоция заполняет наш ум. Гнев – это разрушительная эмоция, опирающаяся на неверные представления, ложную идею о том, что вещи обладают самобытием; сама эта идея строится на кажущейся видимости. Созидательные эмоции возникают на основе правильных воззрений на реальность. Будда учил тому, что постиг на собственном опыте. Буддисты 21-го века должны понимать, что учение Будды зиждется не на слепой вере, ритуалах и благословениях. Водою Будды не смывают скверны, Страдания существ рукой не устраняют, Другим не переносят прозрения свои, Они учением существ освобождают». Его Святейшество пообедал в школе Джамьянг, а затем вернулся в монастырь Спитук-Гомпа. Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:28 июля 2015 г. Его Святейшество Далай-лама посетил храм Джоканг и школу Джамьянг в Ле. |