Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Видео. Далай-лама о глобальной ответственности

16 октября 2015 | Версия для печати
| Еще


Видео: Офис ЕСДЛ
Перевод: Ольга Селезнева
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Техническая поддержка: Максим Брежестовский
savetibet.ru


Выступление Его Святейшества Далай-ламы на открытии 92-й ежегодной конференции Ассоциации руководителей англо-индийских школ Индии в школе им. епископа Коттона в Бангалоре. Духовный лидер также ответил на вопросы собравшихся. 5 января 2014 г.

Расшифровка видео:


Далай-лама: Уважаемые старшие братья и сестры, братья и сестры. Мне больше нравится называть людей братьями и сестрами, чем величать их титулами и званиями. Всякий раз, встречаясь с людьми, я подчеркиваю, что мы все одинаковы. Мне кажется, это крайне важно − мы должны понять, что все семь миллиардов людей одинаковы. На общечеловеческом уровне между нами вряд ли можно найти различия, мы все одинаковые люди. Когда я провожу публичные беседы, я часто говорю людям, если бы я делал упор на том, что я тибетец, буддист, а особенно, если бы подчеркивал, что я Его Святейшество Далай-лама (смеется), такое размежевание сильно отделяло бы меня от вас, и в результате в моем уме возникало бы чувство одиночества. Кроме того, чрезмерное ощущение собственной важности подчас ведет к лицемерию; немного обманываете то там, то здесь, если думаете, что вы слишком важная птица. Но на самом деле мы обманываем самих себя. Мы все одинаковые люди.

Братья и сестры! Я бесконечно рад и для меня огромная честь поделиться с вами своими переживаниями и взглядами. И особенно с такими высокообразованными людьми, которые сидят прямо передо мной. Вы настоящие специалисты, и в зале наверняка есть люди, обладающие превосходным опытом и знаниями в сфере современного образования. Сам я не прошел ни одного урока в системе современного образования, ни одного (смеется). Поэтому для меня действительно честь выступать здесь.

Мы все, будучи людьми, хотим жить счастливой жизнью: и днем наяву, и даже ночью во сне мы предпочитаем видеть счастливые сны. Разве не так? Желание счастливой жизни, счастливого дня присуще не только людям, но даже млекопитающие, птицы − все они едины с нами в этом стремлении. Поэтому у нас и есть право на счастливую жизнь, в особенности у нас, людей. Каждый человек имеет полное право на исполнение этого желания.
Я очень часто говорю, что нам на самом деле нужно осознать единство всего семимиллиардного населения планеты. Посмотрите, не только на протяжении последних нескольких веков, но даже сегодня, мы сталкиваемся со множеством проблем, которые в основном сотворили собственными руками. Если бы в глубине души мы на самом деле ощущали, что другой человек − такой же человек, как я, у него тоже есть право на счастливую жизнь, тогда мы бы избежали многих из этих проблем.

Например, насилие. Сложившееся столетия назад представление о разделении на «своих» и «чужих» лежит в основе насилия, а также эксплуатации, запугивания, обмана. Жесткое деление на «своих» и «чужих» приводит к неимоверной коррупции. Если вы уважаете других, если на самом деле заботитесь об их благополучии, то коррупции не найдется места.

Рассмотрим, например, проблему насилия − простое повторение слов мир, мир, мир, вряд ли поможет ее решить. Даже молитвы к Богу − я не верю (смеется), что по божьей милости на Земле наступит мир. Не думаю. Рассуждайте логически. Кто создает насилие? Мы, а не Бог. Поэтому мы сами должны способствовать миру. Сначала обретите мир в собственной душе, ведь истинный мир на Земле создается только с опорой на мир в душе. Если сердце человека переполняют ненависть, гнев, разочарование, установить мир на Земле будет невозможно. Сначала нужно умиротворить собственный ум. Больше всего его будоражит чрезмерное разделение на «своих» и «чужих», упор на различиях между нами, когда мы заботимся только о себе, о своих. Как только мы создаем в своем уме слишком много разграничений, появляется боязнь, недоверие, подозрительность, это рождает страх, а страх приводит к гневу.
Больше всего тревожит наш ум чрезмерная сосредоточенность на себе. Поэтому мы не говорим сейчас о религиозных практиках, эти знания нужны нам как людям, как социальным животным. Они особенно нужны нам сейчас, в отличие от древних времен. В древности каждый народ, каждая страна, даже каждое сообщество жили довольно изолированно. В Южной Индии люди не очень-то тревожились о том, что происходит в Северной Индии, так было в древние времена. Но сегодня ситуация в корне изменилась. Будущее Востока зависит от Запада, будущее Запада − от Востока. Подобным образом будущее Юга связано с Севером, а будущее Севера зависит от Юга. Таковы реалии современного мира. Особенно отчетливо это видно в сфере экологии, учитывая, например, глобальное потепление. Это глобальные проблемы, если что-то случится, страдать будут все.

Вот в каком мире мы живем. Во-первых, мы − социальные животные. Будущее каждого отдельного человека полностью зависит от будущего всего остального человечества, остального общества. Всех касаются эти глобальные вопросы. Пока мы не почувствуем, что принадлежим одной семье, не осознаем базовое единство всего человечества, думаю, мы продолжим собственноручно создавать трудности.

Поэтому, когда я беседую с людьми, я исхожу из того, что я такой же человек, как все. Некоторые называют меня воплощением Авалокитешвары, ну хорошо, если им так нравится, то пусть, но я-то знаю, что я просто человек (смеется).

На следующем уровне, я буддист, я изучаю буддизм, я практикую буддизм, в особенности буддизм традиции монастыря-университета Наланда. Традиция Наланды во многом опирается на академические знания, а не только на веру. Поэтому, будучи последователями традиции Наланды, мы очень серьезно изучаем философию, хотя сам я довольно ленивый ученик (смеется). Особенно, когда был ребенком, я очень ленился, учился только из опасений перед моим наставником. Во время моего обучения наставник всегда держал наготове плетку, поэтому мне приходилось из страха перед наказанием уделять учебе внимание. Иначе я бы не стал учиться, мне хотелось только играть и играть (смеется). В любом случае я выучился, я практикую.

После того, как я беженцем приехал в Индию и стал самым загостившимся гостем индийского правительства (смеется), благодаря индийской атмосфере свободы мне представилось множество возможностей встречаться с моими духовными братьями и сестрами из других религий. Таким образом, опираясь на опыт личных встреч, я на самом деле обрел искреннее уважение и восхищение ко всем основным религиозным традициям, я говорю о крупных религиях. Некоторые поклоняются солнцу, это следует рассматривать отдельно, но все основные религиозные традиции имеют в своей основе философские концепции и несут общее послание любви, послание терпения, прощения, самодисциплины, а также учат довольствоваться тем, что имеешь. Все основные религиозные традиции едины в своей духовной практике. Конечно, философские подходы и воззрения у них отличаются, и мы видим различия не только между буддизмом и другими традициями, но и в рамках буддизма, где тоже прослеживаются различные философские взгляды. Все эти различные философские воззрения, которые мы находим в буддизме, были дарованы Буддой. Иногда я в шутку говорю людям, Будда, один и тот же учитель, обучал различным философским взглядам. Одним ученикам он преподавал одни учения, иным, в другой раз, разъяснял другие философские взгляды. Но это не от того, что в уме у Будды была путаница, конечно же, нет (смеется)! Или он намеренно старался посильнее запутать своих учеников? Тоже нет! Все эти различные философские подходы, намеренно дарованные одним учителем, Буддой, свидетельствуют о том, что его ученики обладали различными ментальными наклонностями.

Очевидно, что за прошедшие две-три тысячи лет в различных местах с непохожей средой и культурой, с отличающимся образом жизни обитали люди с разными ментальными наклонностями; это совершенно естественно. Таким образом, великие учителя должны были разрабатывать и преподавать соответствующие, отличные между собой философские подходы. Все эти философские подходы служат одной цели − убедить нас в важности таких ценностей, как любовь. Но просто рассказать о бесконечной важности любви недостаточно. В нас, людях, биологически заложены разрушительные эмоции, мы все переживаем гнев, ненависть, они часть нашего ума. Чтобы способствовать практике любви, нам также необходим определенный метод работы с гневом, ненавистью и так далее. Поэтому, все эти учения, все эти традиции подчеркивают важность терпения, умения прощать. Очень часто гнев вспыхивает из-за чрезмерного желания, чрезмерной привязанности, поэтому во всех этих учениях также подчеркивается важность умения довольствоваться тем, что имеешь. Иногда наши эмоции идут вразрез с нашими убеждениями, поэтому все основные религии учат самодисциплине.
Все основные религии мира действительно несут одно и то же послание, и различие в философских подходах совершенно необходимо, чтобы удовлетворять нужды людей с различными ментальными наклонностями. Не только в прошлом, но даже сегодня, нам приходится иметь дело с конфликтами на религиозной почве. Мы должны, мы обязаны прикладывать все силы, чтобы устранить конфликты, развязываемые под знаменем религии. На самом деле во многих случаях именем религии просто прикрываются, основной же причиной межрелигиозных конфликтов становится жажда власти, экономические интересы. Но в редких случаях фундаменталисты, фанатики действительно разжигают конфликты на почве религиозных разногласий. Людей необходимо просвещать, что несмотря на различие в философских подходах, все основные религии несут одно и то же послание, обладают одинаковым потенциалом оказать помощь человечеству, сделать человека лучше, способствовать мирной жизни.

Мы в силах добиться межрелигиозной гармонии. Индия является тому живым свидетельством. Вот уже больше тысячи лет все основные религиозные традиции мира благоденствуют в этой стране. В Мумбаи живут последователи зороастризма, сообщество парсов, оно крохотное, но люди не испытывают страха, исповедуют свою религию и живут в счастье на протяжении столетий. Затем пришли христианство, ислам, иудаизм и стали беспрепятственно развиваться в этой стране. Что касается христианства, мне кажется, на нашей планете христианские братья и сестры несомненно внесли величайший вклад в сферу образования во всех частях мира. Другие религиозные традиции, включая буддизм, не такие деятельные в сферах образования и здравоохранения. Христианские же братья и сестры делают очень и очень много на благо других (аплодисменты).

Иногда христианские братья и сестры также стараются обратить других в свою веру. Этого, наверное, делать не стоит (смеется). Один раз во время поездки по Америке... как же они называются? Мормоны, живущие в Юте. Я приехал по приглашению главы их организации, очень тепло меня встречали, я говорил о межрелигиозной гармонии, и затем они организовали публичную лекцию. В своем выступлении я отдал должное их учению, практике; огромной помощи в сферах образования и здравоохранения, но также упомянул, что иногда они подчас слишком усердствуют с обращением других в свою веру. В тех местах, где не исповедуется ни одна из основных религий, в обращении нет ничего дурного. У христианства более мощная философская база, и в таких местах, конечно, учите, обращайте. Но там, где уже есть свои сильные духовные традиции, обращение может привести к конфликтам. Я упомянул это, и слушатели разразились аплодисментами. Думаю, они согласились.

Было также несколько случаев в Монголии. Корейские христиане-миссионеры приехали на встречу со мной, и я им тогда сказал, что Монголия − традиционно буддийская страна, поэтому замечательно, что они трудятся на ниве образования и здравоохранения, но обращать других в свою веру неприемлемо. Я сам даю множество объяснений о буддизме в Европе, в Северной и Южной Америках, я всегда говорю, что это не буддийские страны, там живут люди с иудейско-христианскими корнями, поэтому намного безопаснее, намного лучше оставаться в лоне исконной культурной и духовной традиции. Я всегда об этом говорю. Менять веру непросто.

Я хочу привести вам один пример. В начале 60-х годов многие тибетцы могли найти работу только на строительстве дорог, очень тяжелый труд, особенно тяжко приходилось семьям с детьми, они пережили колоссальные страдания. В одной из семей умер отец, и мать с малышами осталась одна. В то время одна из международных христианских организаций оказывала там колоссальную помощь. В том числе они помогли и вот этой семье. Эта христианская организация также позаботилась и об образовании для детей. В 1962-м или 63-м году эта женщина пришла повидаться со мной, и рассказала мне свою непростую, грустную историю. А потом подытожила, что в этой жизни будет христианкой, но в следующей − обязательно станет буддисткой (смех). Это явный признак запутанности. Поэтому, рассуждая логически, лучше придерживаться исконной религиозной традиции. Поэтому я никогда не стараюсь продвигать буддизм в небуддийских странах. Подобным образом, и в буддийских странах не стоит пытаться обращать людей в христианство, мне это не нравится. Я сказал это прямо в лицо тем корейским миссионерам.

Как бы то ни было, христианские братья и сестры внесли величайший вклад в сферы образования и здравоохранения на нашей планете. Мы видим, что христианские монахи и монахини в самых глухих сельских уголках Индии помогают беднейшим слоям населения. Быть может, еще миссия Рамакришны занимается подобным трудом. Буддистам же не сравниться с христианскими монахами и монахинями, которые по-настоящему служат другим в отдаленнейших деревнях, несут образование и оказывают помощь бедным. Ими движет только искреннее желание помочь другим, источником которого служит их христианская вера.

Поэтому только взаимное уважение, искреннее восхищение традициями друг друга могут заложить прочный фундамент для построения настоящей межрелигиозной гармонии. Как буддийский монах я считаю себя в ответе за продвижение межрелигиозной гармонии. Большинство из вас индийцы, а в Индии вот уже более тысячи лет существует традиция религиозной гармонии. Это ваше бесценное сокровище и вы обязаны прикладывать все усилия, чтобы сохранять эту традицию живой.

Хочу поделиться еще одним замечанием. Из семи миллиардов человек, живущих сегодня на Земле, один миллиард с лишним открыто причисляет себя к неверующим. Один миллиард − солидная цифра. И честно говоря, среди верующих, довольно много никчемных последователей (смеется). Они говорят, что верят в Бога, Брахму, Вишну, Сарасвати, Ганешу, но их повседневная жизнь не согласуется с их верой. Иногда я поддразниваю моих индийских друзей. Индийцы в общем очень религиозные люди, каждое утро почти в каждой семье совершают подношение цветов и благовоний перед статуями Ганеши или Шивы. Но кажется, что вы молитесь Богу так: «Пускай моя коррумпированная деятельность принесет успех. Благослови нас!» (смех) Как такое возможно?
Однажды со мной произошел такой случай, довольно забавный. Один мой друг, беженец с Кубы, переехавший в США, однажды рассказал, что каждый день просит Бога забрать Фиделя Кастро в рай как можно скорее (смех). Очень мило, правда? Он недолюбливает Фиделя Кастро, ведь сам немало пострадал от его диктатуры, но без ненависти просит Бога забрать его в рай. Это чудесно. Я думаю, что правильным будет молиться и подносить цветы и благовония так: «Пожалуйста, забери коррумпированных чиновников в рай, чем быстрее, тем лучше!» (смех).

В Индии уже более трех тысяч лет существует традиция уважения к убеждениям неверующих. Одна из древних буддийских школ, чарвака, проповедовала нигилистические взгляды, все остальные школы критиковали это направление, оспаривали их философские воззрения, но в то же самое время называли последователей этой школы «риши», или мудрецами. Таким образом, проявляли уважение к взглядам неверующих.

Индия была многоконфессиональной страной во времена принятия конституции, поэтому индийская конституция опирается на идею секуляризма, поскольку того требует реальность, ведь Индия − многоконфессиональное сообщество. Поэтому секуляризм − лучшее решение. Согласно индийской трактовке, секуляризм означает равное уважение ко всем религиозным традициям, а также взглядам неверующих. Некоторые мои друзья − христиане, мусульмане − полагают, что слово «светский» принижает значение религии, отдаляет людей от религии. Но согласно индийской трактовке это не так. И это ваша тысячелетняя традиция. И я считаю, что секуляризм весьма актуален в современном мире. Нужно оказывать равное уважение всем религиям, а также взглядам неверующих.

Опираясь на идею секуляризма, мы можем продвигать светскую этику, приемлемую для всего человечества, продвигать нравственные принципы. Если у вас есть религиозные убеждения, очень хорошо, все основные религиозные традиции оказывают колоссальную помощь в развитии нравственных ценностей, однако неверующим бывает не на что опереться. Поэтому мы должны продвигать нравственные ценности только светскими методами. Нам необходимо опираться на общий для всех нас опыт. Нас всех родили матери, мы все в детстве купались в родительской любви и нежности, особенно материнской. Те люди, которых в детстве очень любили, особенно от матери, мне кажется, глубоко внутри всегда намного счастливее, испытывают меньше страха. Те люди, жизнь которых в общем может складываться успешно, но в детстве обделенные материнской заботой и любовью, любовью родителей или друзей, (быть может, они были нежеланным ребенком), неважно, насколько удачно складывается их жизнь, в глубине души будут чувствовать себя незащищенными, что автоматически рождает страх, недоверие. Таким людям всю их жизнь сложно проявлять искреннюю любовь к другим. Вот это одна из причин, по которой мы все, говоря в общем, обладаем потенциалом к проявлению любви и нежности к другим, когда становимся взрослыми − благодаря любви, полученной от собственной матери.

Во-вторых, нужно руководствоваться здравым смыслом. У вас наверняка есть богатые друзья, может даже миллиардеры, очень богатые, но в личном плане очень несчастные. Зачастую они ощущают себя одинокими, испытывают страх. У меня есть такие друзья, весьма богатые, но в личной жизни очень несчастные. Мы не роботы, мы люди, мы живые. Человеческая любовь, нежность бесконечно важны.

В-третьих, научные подтверждения тому, что постоянный страх, ненависть, гнев буквально разъедают нашу имунную систему, тогда как более милосердный настрой автоматически снимает страх, повышает уверенность в себе, внутреннюю силу. Это огромная помощь в поддержании крепкого физического здоровья. И это подтверждает современная наука. На эту тему проводятся исследования, мне кажется, они идут уже больше десяти лет, и это их результаты. Опираясь на вышесказанное, нужно просвещать людей, использовать эти данные в современном образовании.
Иногда нам кажется, что такие темы как любовь, сострадание, предназначены только для проповедей. Очень хорошо! Если вы искренне практикуете, искренне следуете своей религии, то все религиозные традиции обладают одинаковым потенциалом укрепить эти внутренние ценности. Но неверующим людям нужно найти другой способ развить эти ценности, нужен светский подход.

Мне кажется истинное преобразование человечества, его улучшение, воспитание в нем сострадания должно совершаться через образование. А не с помощью проповедей. За две тысячи лет проповеди принесли много блага, но этого недостаточно. Я думаю, нужен светский подход к продвижению внутренних ценностей, приемлемый для преподавания в светских учебных заведениях. Вот этим мне хотелось с вами поделиться.

Существующая современная система образования, мне кажется, чересчур смещена в сторону материальных ценностей. Поколения, воспитанные на материальных ценностях, начинают создавать материалистическую культуру, следовать материалистическому образу жизни. И в конечном итоге люди начинают пренебрегать внутренними ценностями. Поэтому только образование поможет исправить текущее положение дел.

В университетах, таких как ваш, мне кажется, ректоры, преподаватели и даже студенты старших курсов должны проводить обсуждения о том, как приложить больше усилий к продвижению внутренних ценностей. Наш мозг неделю за неделей развивается с помощью образования. Наша голова полна знаниями, но в сердце, частенько, слишком много эгоцентризма. Образование тоже порой может служить усилению эгоцентризма, поэтому и образование может быть разрушительным. Поэтому с детства, с детского сада и до университета, мы должны уделять внимание внутренним ценностям. Не ради служения Богу, а ради самих себя. Если мы хотим стать счастливым человеком, здоровым физически, эти внутренние ценности бесконечно важны.
Я иногда подшучиваю над молодыми девушками, студентками. Женщины зачастую тратят много денег на косметику. Ничего страшного, но ведь истинная красота, которая несравнимо важнее, − это красота нашей души, а не тела. Если брак заключается только из-за внешней привлекательности, думаю, уже через несколько недель могут начаться ссоры (смех). Если хотите побыстрее развестись, то, конечно, можете пренебречь душевной красотой, будет много гнева, ссор и споров. Но если вы хотите жить в браке долго и счастливо, вы должны уделять серьезное внимание красоте нашей души. Это бесконечно важно (аплодисменты).

Кроме того в Индии процветает коррупция. Я иногда сравниваю коррупцию с раковой опухолью на теле современного мира. Необходимо с ней бороться. Нет ни единой причины закрывать на это глаза. Мы не должны принимать как должное существование коррумпированных чиновников и коррупции в стране, считать это нашим образом жизни. Это в корне неверно. Из-за коррупции, по моим наблюдениям... Я однажды возвращался из Ориссы в Дели, и пока ждал в аэропорту, один из членов орисского парламента тоже был там. Я сказал ему: в самых глухих уголках вашего штата, в деревнях люди живут очень бедно, правительству нужно больше уделять этому внимания. И парламентарий мне ответил, что на уровне центрального правительства и правительства штата принимаются программы по помощи бедным, но большая часть денег оседает в карманах чиновников, не достигая тех, кому они предназначены. Не только в Индии, в Китае тоже процветает коррупция. Коррупция затрагивает всех людей, и особенно крестьян в самых беднейших уголках страны, бедных людей. Поэтому необходимо вводить в образование уроки нравственных ценностей, ведущие к самодисциплине, и не для продвижения религии, но ради сохранения репутации, своего доброго имени, хорошего физического здоровья и прочего. Я думаю, это очень-очень важно.

Итак, мои юные индийские братья и сестры, пожалуйста, поразмышляйте над этим всерьез. У вас есть прекрасные традиции, среди них ахимса. Коррупция − одна из форм насилия. Если вы вырабатываете твердую убежденность в важности ненасилия, тогда в частности будет снижаться коррупция. Кроме того, уважение к другим, забота об их благе, тоже снижают коррупцию. Вот это, я думаю, крайне важно. Этим и хотел с вами поделиться. Ну а теперь вопросы. Так ведь предполагалось? Теперь вопросы. Вы можете задавать мне любые вопросы, я предоставляю вам полную свободу. Но и за собой сохраняю полную свободу отвечать на них или нет (смех).

Спасибо.

Ведущий: За последние две недели мы просили учеников школ в Бангалоре подумать над вопросами, которые они хотели бы задать Его Святейшеству Далай-ламе. У нас осталось времени всего на один или два вопроса. Его Святейшество, если позволите, я задам вопрос от имени всех собравшихся. Вы говорили о мире в душе и о его важности для построения мира на Земле. Как человеку, исходя из вашего практического опыта, обрести мир в душе?

Далай-лама: Я думаю, ведущую роль здесь играет образование, информированность. Задумайтесь, есть ли польза от гнева, разочарования? Гнев никогда не поможет решить проблему, он лишь нарушает покой вашего ума. Он не только нарушает покой ума, но и лишает наш ум великой способности объективно анализировать реальность. Гнев разрушает аналитическую функцию мозга. Чрезмерный гнев, чрезмерная привязанность − это разрушительные эмоции. Как только эти эмоции полностью вами овладели, вы не в состоянии объективно смотреть на происходящее. Один мой знакомый американец, ученый, доктор, помогающий пациентам с психическими болезнями, психиатр, однажды сказал мне, что люди, которые испытывает гнев, ненависть, видят предмет своего гнева целиком и полностью в черных тонах, но на самом деле на 90% это отрицательное отношение вызвано их собственными ментальными проекциями. Истинная правда. В подобных состояниях сознания, вы не можете видеть реальность. Без ясного представления, видения реальности, все применяемые нами методы становятся нереалистичными. Неважно, что у вас благие намерения и цели, нереалистичный метод не даст удовлетворительных результатов.

Я часто упоминаю кризис в Ираке, в Афганистане. Буш, мой дорогой друг, я очень его люблю, он по-настоящему чудесный человек. Однажды мы встречались с ним после начала иракского кризиса, у меня с ним была аудиенция, я сказал ему прямо: я люблю и уважаю вас, но некоторые аспекты вашей политики вызывают у меня сомнения. Он заулыбался (смеется). Возьмем Ирак, им двигали благие намерения − принести свободу, демократию. Цель прекрасная, но вот метод − применение силы, был неправильным. Неважно, насколько хороша цель или мотивация, из-за нереалистичного, неверного метода, происходят непредвиденные последствия. Этот пример – прекрасное тому подтверждение.

Я всегда смотрю на это так: например, в 2008 году в Тибете сложилась критическая ситуация. В марте 2008 года, 10 марта мы обычно проводим особую церемонию, после церемонии, около часа дня, я получил сообщение из Тибета, его передали мне друзья − в Лхасе начались массовые демонстрации. Я тут же подумал, этих людей ждут большие страдания. Я испытал чувства, очень схожие с теми, что я пережил в 1959 году. Это была безнадежность, беспомощность, слишком сильная тоска и тревога, но затем, в тот момент, я начал вызывать в себе чувство искренней заботы о сторонниках жесткой линии в китайском руководстве, представил их, и у нас есть особая практика, когда вы представляете, как забираете у людей гнев, подозрительность, страх и дарите им терпение, сострадание, прощение. Все это вы просто визуализируете в ходе духовной практики. Конечно, практика не поможет решить проблему, но по крайней мере она приносит неоценимую пользу моему собственному уму, даря ему покой. Если я позволю гневу вспыхнуть, то буду не в состоянии решить проблему, я лишь лишу покоя собственный ум. Один из великих индийских учителей 8-го века говорил: когда мы сталкиваемся с трагедией, мы должны проанализировать ее природу и, если есть способы справиться с этой трагедией, то для беспокойства нет причин, нужно предпринимать действия. Если мы можем справиться с проблемой для беспокойства нет оснований, отважно и энергично принимайтесь за дело. Если же для вас никак невозможно преодолеть эту трагедию, то беспокойство тем более бесполезно (смеется). Очень практичный совет, не так ли? Вся эта мудрость пришла из Индии, это наследие вашей страны. Я всегда говорю, что согласно традиции индийцы −наши учителя, а мы ваши чела, ученики. Мы ваши ученики (смеется).

Нандан Нилекани: Вы наш гуру.

Далай-лама: Поэтому воспользуйтесь своим здравым смыслом, подумайте: какая польза от гнева?
Следующий вопрос.

Ведущий: Спасибо большое, Ваше Святейшество. Еще один вопрос. Мы живем во времена, когда всех призывают отстаивать права человека, в том числе основополагающие − право на свободу, благополучие, счастье. Какую роль играют общечеловеческие права, если мы хотим понять единство всего и добиться его процветания? Роль индивидуальных прав и свобод.

Далай-лама: Во-первых, мысленно вы должны заботиться о человечестве в целом. На практике мы не можем привести к благоденствию все семь миллиардов людей, но изменения на глобальном уровне начинаются с изменений на индивидуальном. В конечном итоге основная ответственность за изменения лежит на плечах отдельных людей. Сначала вы сами учитесь самодисциплине, опираясь на нравственные принципы, и думаете о благополучии других. Вы призываете к этому членов своей семьи, затем члены вашей семьи говорят об этом с соседями, с десятью семьями, с сотнями семей. У каждого человека есть друзья, так вовлекается сотни семей, тысячи семей. Только таким образом можно изменить определенный образ мыслей людей, жизнь всего общества.
Такие изменения и образование позволят нам обоснованно питать надежду на то, что к концу этого века мы сможем сделать наш мир лучше. Это в наших руках. С кого начинаются перемены? Не с правительств, не с ООН, а с отдельных людей. Поразмышляйте об этом. Когда вы больше думаете о других, вы становитесь сильнее духом, а это приносит вам душевный покой. Мир в душе можно сравнить с иммунитетом.

Если у вас хороший иммунитет, то вирус не может повредить вашему здоровью. Подобным образом, если ваш в вашем уме в целом больше сострадания и мыслей о благополучии других, то проблемы, возникающие то здесь, то там не доставят вам особых беспокойств. Если же вы слишком много думаете только о себе, слишком эгоистичны, то возникают страх, недоверие. Вы становитесь слабым, и любые неприятности оказываются для вас большим потрясением.
Невозможно избавиться от всех неприятных событий или препятствий, возникающих на нашей планете, но если вы воспитали в себе силу духа, правильный внутренний настрой, целостный взгляд на вещи, то внешние раздражители не нанесут вреда вашему уму. Это в ваших силах. Я могу поделиться с вами собственным опытом. Мне сейчас 78 лет, в 16 я потерял свободу, в 24 лишился своей страны. В течение последних 55 лет я получаю множество печальных известий из Тибета, очень редко приходят добрые вести, обычно очень тяжелые. В то же время многие тибетцы доверяют мне, поэтому я чувствую на своих плечах тяжелый груз ответственности, а также беспомощность.

Посмотрите на другие страны мира − Сомали, Сирию, да и Индию тоже... Несколько недель назад в Дели я проезжал по улице мимо беспризорных детей, беспомощных людей, молодых и старых. Особенно мне запомнился один случай, я проходил мимо юных девушек, одна из них была на костылях, не могла толком ходить. Я встретился с ней глазами, они ввалились и были полны грусти, выражали полную беспомощность. Многие люди проходили мимо, никто не обращал на нее внимания. Это очень грустно, очень грустно. Помочь здесь может только постижение, реалистичное и целостное мировосприятие. Только так вы сможете сохранить покой ума.

Если в вашем уме слишком много грусти, трудно обрести покой ума. Грусть, которая рождается из заботы о благополучии других, благотворна. Но она не должна захватывать вас полностью. Здесь может помочь только постижение, другими словами целостное восприятие. Все вещи относительны, кроме Бога, Бог ‒ это абсолютная истина (смеется). А так все относительно. По сравнению с этим не так уж плохо, по сравнению с тем, не так уж хорошо. Смотрите в целом. Все взаимозависимо. Но одно событие не может быть возведено в абсолют, все зависит от множества других факторов. Враги не появляются у нас вне зависимости ни от чего, в этом процессе участвует множество разных факторов, включая ваше собственное отношение. С этой точки зрения, кто порождает ваших врагов? Во многом вы сами.

Поэтому, когда вы приучаете себя составлять более целостную картину происходящего, разрушительные эмоции сходят на нет. Потому что по природе своей, разрушительные эмоции основаны на предвзятости. Предвзятой эмоции необходима независимо существующая цель, мишень. Когда же мы видим, что все в мире тесно взаимосвязано, взаимозависимо, тогда независимо существующая мишень становится расплывчатой. Интенсивность разрушительной эмоции ослабевает. Бесконечно важно добиваться такого постижения, я сам в этом упражняюсь. Это оказывает огромную помощь, ведь у нас столько проблем, множество поводов для грусти, но им не нарушить покой моего ума. Мне удается его сохранить. В результате и физическое здоровье у меня довольно крепкое.

Недавно я участвовал во встрече лауреатов Нобелевской премии, и за обедом мы просто беседовали и затронули тему возраста. Я упомянул, что мне уже 78 лет. А один из моих друзей не поверил, сказал, что это невозможно. Тогда я ответил, что родился в 1935 году, но он все еще сомневался и считал, что такое невозможно. Он думал, судя по моему лицу, что я намного моложе (смеется).

Время от времени я прохожу медицинские обследования. Однажды в больнице в Дели мне делали одну медицинскую процедуру. Да, кстати, должен сказать, что мне не достает одного важного органа, желчного пузыря! (смеются). Мое тело уже нельзя назвать полным человеческим телом, в нем кое-чего не хватает (смеется).

Так вот, в тот раз один из врачей назвал меня молодым пациентом. Я ответил, что я не так уж и молод, в то время мне было, наверное, 75. Я сказал, что не молод. Он ответил, я знаю ваш возраст, но физическое состояние вашего тела находится примерно на уровне 60-летнего человека. Я думаю, ваши врачи должны не только выписывать вам лекарства или витамины, но и уделять внимание вашему ментальному состоянию. Советовать. Чтобы в нем было меньше ненависти, меньше гнева, меньше зависти, тогда ваш ум будет оставаться спокойным, и физическое здоровье тоже улучшится (смеется).

Ведущий: Спасибо, Ваше Святейшество!

Далай-лама: И еще, тогда у вас будет вот такой голос. До чего сильный, громкий голос, чудесный голос (смеется). Я бы хотел, чтобы у меня был такой голос, усы необязательно (смеется). Прошу прощения, извините. (смеется).

Ведущий: Спасибо, Ваше Святейшество, у нас осталось совсем мало времени, и приходится завершать встречу, но мы бесконечно благодарны за ваши мудрые слова, сказанные сегодня утром (аплодисменты).

Женщина: Могу я пригласить господина Карта Лори, главу церкви Христа в Мумбаи и президент AHAISI для благодарственной речи.

Далай-лама:
Я очень признателен за ваш вклад в будущее Индии. Я на самом деле очень ценю ваши усилия. Пожалуйста, продолжайте.

И в заключение скажу, Индия ‒ самая густонаселенная демократическая страна мира, несмотря на некоторые проблемы, возникающие то здесь, то там, в целом, поскольку это демократическое, правовое государство, Индия с момента обретения независимости ‒ очень и очень стабильная страна. Посмотрите на Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланку ‒ все эти соседние государства. Индия из них ‒ самая стабильная; чудесная страна. Сейчас вы, индийцы, должны ощутить уверенность в своих силах и, опираясь на это, оставайтесь честными, открытыми, прозрачными. Вот так вы сможете развивать свою страну все дальше, дальше и дальше, построить более здоровое общество. Пожалуйста, помните об этом. Спасибо.

Выступающий: Спасибо, Ваше Святейшество. Мне предоставлена честь выразить благодарность Его Святейшеству Далай-ламе, а также господину Нандану Нилекани. Мы стали свидетелями истинных проявлений духовной щедрости. Я бы хотел процитировать слова Дугласа Адамса: «Пусть я не смог отправиться туда, куда хотел, но думаю, я оказался там, где мне нужно быть». Уверен, я выражаю мнение всех присутствующих. Беседа с Его Святейшеством Далай-ламой и мистером Нанданом Нилекали была весьма познавательной. Искренняя благодарность за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу. Нас вдохновляют ваши слова и ваше присутствие среди нас. Спасибо огромное! (аплодисменты)
Голос: Дамы и господа, попрошу всех встать, будет исполнен государственный гимн.
Просмотров: 1509  |  Тэги: Далай-лама, всеобщая ответственность

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
{lnk}
Rambler's Top100