Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Советы буддийского монаха. Заучивание наизусть как полезное упражнение для ума

30 октября 2015 | Версия для печати
| Еще
Досточтимый Тензин Гаче (Брайан Ройтер), американский монах, недавно окончил седьмой год обучения на степень геше в университете при монастыре Сера Дже. Тензин Гаче первоклассно проводит диспуты и демонстрирует выдающиеся способности по заучиванию текстов наизусть. В августе 2013 года он был одним из 16 участников, отобранных из 118 учеников из его класса для участия в диспутах «Рик чунг», состоявшихся в монастырском университете Сера Дже в Южной Индии. Традиция проведения этих диспутов была установлена в XVII веке Деси Сангье Гьяцо, регентом Пятого Далай-ламы. В феврале 2015 года досточтимый Гаче получил высшую награду по «Ло гью ченмо» (крупнейшему экзамене по заучиванию текстов наизусть) в монастыре Сера Дже, выучив 873 страницы.

Журнал «Мандала» попросил досточтимого Гаче рассказать об истории и роли заучивания текстов наизусть в монашеском образовании, а также поделиться советами в этой области, чтобы помочь ученикам-мирянам.


Советы буддийского монаха. Заучивание наизусть как полезное упражнение для ума

В составленной Кедрубом Дже биографии своего учителя, он утверждает, что лама Цонкапа обладал поразительными способностями к запоминанию и мог выучивать до 17 листов (34 страницы) буддийского текста в день. На подобное заявление может быть две естественные реакции: «Разве такое возможно? Должно быть это преувеличение» и «Разве это рационально расходовать время и силы подобным образом?» Не давая прямого ответа на эти вопросы, для начала я хотел бы сказать пару слов о месте заучивания наизусть в буддийской практике в исторической перспективе и современности, а также поговорить о некоторых его скрытых преимуществах.

Запоминание с самого начала играло ключевую роль в истории буддизма. В течение несколько первых сотен лет сутры и комментарии к ним не записывались. Монахи и монахини будут прикладывать все силы, чтобы сохранить в памяти беседы [c Буддой], передавая их следующим поколениям в устной форме. На Первом совете архатов вскоре после ухода Будды [известном так же как Первый буддийский совет, 550−450 гг. до н. э.] его помощник, Ананда, прочитал наизусть всю сутра-питаку [«корзину сутр»], в то время как другой монах, Упали, прочитал наизусть наставления Будды по винае [монашеской дисциплине]. Даже после того как эти беседы были записаны на бумаге, запоминание остается в женских и мужских монастырях Индии общепринятой практикой. Великий ученый-практик ачарья Васубанду [IV в. н. э.], как говорят, следовал ежегодному ритуалу: сидя с прямой спиной в заполненной маслом ванне, содержимое которой удерживало его ото сна, он несколько дней подряд повторял наизусть все когда-либо выученные им тексты. Уже в наши дни геше Рабтен [1921−1986 гг. н.э.] соблюдал аналогичный ежегодный ритуал, правда, обходился без масла.

Заучивание сутр и комментариев к ним − общепринятая монашеская дисциплина во всех буддийских странах, но здесь я подробно расскажу о том, как ее принято выполнять в моем монастыре, Сера Дже. В настоящее время он является одним из трех величайших гелугпинских монастырских университетов Южной Индии.

Заучивание наизусть в монастырской программе Сера Дже


Заучивание наизусть составляет значительную часть ежедневного графика монаха. В основном оно служит трем целям: 1) запоминанию философских текстов для использования в диспуте, 2) запоминанию молитв и ритуалов и 3) запоминанию текстов по практикам и предписаний к их выполнению. Каждый монах сам волен выбирать, чему из этих трех он отдаст наибольшее предпочтение.

Философские тексты


Заучивание наизусть в Сера Дже − неотъемлемая часть длительной программы обучения, упор в которой делается на искусстве ведения философского диспута. В этом контексте заучивание наизусть не становится одной лишь зубрежкой ритуалов, так как монах должен быть также способен подробно объяснить смысл текста и отстоять свои аргументы перед шквалом критики.

Дисциплина в большинстве кангценов (монастырских колледжах, или землячествах) предписывает монаху вставать до рассвета и, по меньшей мере, в течение часа читать наизусть новый материал. Если не запланированы утренние диспуты, многие монахи продолжают занятия до обеденного времени. Вечером они повторяют выученный материал вплоть до полуночи. Во время каникул, многие монахи уходят в «ретрит по запоминанию», целый день читая тексты наизусть.

Лучшие ученики могут запомнить весь текст целиком, такой, например, как «Сущность красноречия» ламы Цонкапы, «Комментарий к “Ясному смыслу”» Харибхадры и ряд учебников Сера Дже, составленных Джецуном Чокьи Гьялценом. Остальные концентрируются только на определениях, разделах и ключевых абзацах. Такие тексты чаще всего сжаты и сложны, их смысл будет раскрываться лишь постепенно посредством длительных размышлений и участия в диспутах.

Во время диспутов, которые могут занимать до шести часов в день, запрещено пользоваться книгами, так что все участники должны полагаться на память. Монахи часто начинают диспуты с цитаты из какого-нибудь текста, предлагая оппоненту точно назвать ее источник и привести контекст. Если у него не получается, толпа будет кричать «Ча!» («Говори!») до тех пор, пока он этого не сделает. Если ответчик затрудняется, спрашивающий может подсказать еще несколько слов из цитаты. Немного позднее во время дебатов ученику, задающему вопрос, разрешается приводить цитаты для подкрепления своих аргументов, но он должен рассказывать их наизусть. Если он скажет: «Там в тексте сказано что-то типа этого», − его поднимут на смех.

Молитвы и ритуалы


Пуджи и коллективные молебны − ежедневное сопровождение занятий по диспутам. Монахам запрещено приносить с собой молитвенники, так что они должны как можно лучше читать эти молитвы по памяти. Еще до того, как приступить к занятиям по диспуту, монаху необходимо выучить наизусть молитвенник, состоящий из восьмидесяти страниц и вместе с остальными декламировать отрывки перед настоятелем. Те монахи, кого заинтересует монастырское пение, поступают в группу дон зан (хорошие декламаторы), позже они перейдут в группу ка цзан (хорошие голоса) и, наконец, станут умдзе (мастерами пения). Умдзе должны знать большую часть материала, объем которого составляет тысячу страниц, и быть готовы к их динамичному чтению наизусть. В тантрических монастырях Гьюто и Гьюдмед, этот второй аспект заучивания наизусть имеет большое значение, и потому все монахи обязаны знать наизусть ритуальные тексты, включающие ритуалы самопорождения и самопосвящения, согласно тантрам нескольких божеств.

Советы буддийского монаха. Заучивание наизусть как полезное упражнение для ума
Молодые монахи заучивают наизусть тексты а Дробо-лабранге. Монастырь Сера Дже.
Фото: дост. Джампа Монлам

Тексты по практике


Заучивание текстов практического содержания официально не является составной частью программы обучения, хотя монастырский уклад приветствует выучивание наизусть таких сочинений как, например, поэма Шантидевы «Вступление на путь бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара)», шесть сочинений о пустоте Нагарджуны или Пятикнижие Майтреи. Некоторые монахи эти тексты читают наизусть в свободное время, например, по пути на занятия по диспуту и обратно.

Монастырь использует различные искусные методы, чтобы подвигнуть монахов к заучиванию текстов. Письменные экзамены по заучиванию материалов, освоенных в данном учебном году, являются обязательной составляющей годичного учебного курса, но монахи также могут сделать выбор в пользу специального экзамена по полным текстам. Ежегодно, во время Ло гю ченмо (Великого экзамена по запоминанию) каждый монах может сдать устный экзамен по любому подготовленному им материалу. Монах приносит одну или несколько книг и кладет их перед геше, который будет выборочно зачитывать отрывки. Учащийся должен продолжить чтение текста наизусть с того момента, где закончил геше. Геше будет продолжать так до тех пор, пока не убедится в том, что ученик действительно помнит материал. Секретарь, сидящий позади геше, отслеживает количество страниц, подготовленных учащимся. Спустя несколько месяцев, старшие учителя объявят общий балл. Ученики с самыми высокими показателями получают награду.

Если монах выучил наизусть весь текст, он также имеет право провести цог саг, «накопление заслуг», во время которого на протяжении месяца он будет размеренно декламировать текст часть за частью перед общиной во время чайных перерывов на пуджах.

Даже после завершения учебной программы лучшие ученики обязаны продолжать заучивание наизусть: геко (блюстителям дисциплины) нужно знать наизусть правила монастыря, а кхенпо (настоятели) должны декламировать различные длинные тексты, как например церемония соджонг (монашеская исповедь) и сопутствующие сутры.

Преимущества заучивания наизусть


Все, кто критикует заучивание наизусть, обычно говорят одно и то же, что это «всего лишь слова». Тут не поспоришь, это действительно «всего лишь слова», однако, слова, которые мы говорим и слышим, очень сильно влияют на то, как мы думаем, чувствуем и ведем себя. На сегодняшний день у многих из нас популярные песни, видео клипы и крылатые фразы непрерывно крутятся в голове, на сознательном и бессознательном уровнях. Это оказывает тонкое воздействие на наше настроение и мировоззрение, которого мы можем не замечать дох те пор, пока не попробуем заняться медитацией. Лишь тогда мы обнаружим, что наш ум подобен Таймс-сквер или того хуже.


Досточтимый Тензин Гаче во время церемонии «Рик чунг», 4 августа 2013 г.

Исходя из того что поп-культура по своему содержанию поощряет в основном привязанность, беспокойство или насилие, нужно проявлять внимание к тому, что мы потребляем, – это добрый совет тем, кто хочет направить свой ум в более мирное русло. Другой способ противостоять таким отрицательным воздействиям – предложить своему уму более созидательные пути. Необходимо развивать положительные психические состояния, такие как сострадание, терпение и самоанализ, а запоминание текстов и молитв как нельзя лучше способствует этим состояниям, помогая усилить их и сделать более привычными для нашего ума. На самом деле, тибетское слово «гом», которое переводят как «медитация», буквально обозначает «приучать». Сначала мы узнаем что-то и фиксируем это в памяти, а затем размышляем об этом знании, обдумываем его значение. В итоге мы прокручиваем его в уме снова и снова, осваиваясь с его смыслом, и постепенно углубляем свое понимание.

Васубандху объясняет, что линия преемственности Учения Будды состоит из двух аспектов: учений, содержащихся в писаниях, и учений, ставших частью духовных достижений. Порождение духовного достижения в потоке своего сознания поначалу достаточно сложное занятие, особенно, если мы сильно привязаны к противоположным формам мышления и поведения. Тем не менее, мы можем сразу же стать частью линии преемственности священных писаний, если выучим тексты наизусть и станем размышлять над их смыслом. Это оставит глубокие отпечатки в нашем уме, которые постепенно перерастут в более зрелые духовные достижения. Раз учителя прошлого сочиняли и выучивали наизусть те же самые тексты и обретали духовные достижения – значит, эти «всего лишь слова» обладают энергией, которая способна очистить наш поток сознания и сделать его более зрелым. Многие духовные занятия, например простирания, чтение мантр и заучивание наизусть, могут стать мощными предварительным практиками, предшествующими более продвинутой медитации.

Дхармакирти заметил, что хотя возможности развития тела ограничены − даже спортсмены-олимпийцы не могут прыгнуть дальше определенного предела − потенциал ума безграничен. Спортсмены тренируют тело при помощи упражнений. Запоминание − это упражнение для ума, во многом подобное физической тренировке. Сперва мы просто упражняемся в нем, затем совершенствуемся и, в конце концов, достигаем мастерства. Процесс запоминания усиливает и обостряет умственные способности, которые могут быть использованы в анализе и медитации. Хотя нейронаука прежде полагала, что мозг взрослого человека не способен формировать новые нейроны для поддержания нашей способности к запоминанию, научные достижения последних десятилетий безоговорочно опровергли эти догмы. Значительное число исследований, проведенных в этой области, доказывают, что тренировка памяти способна снизить риск развития деменции в пожилом возрасте.

Запоминание текстов, таким образом, становится не сухим и заунывным повторения древних фактов, но хорошим подспорьем для ученика или преподавателя, помогая им в полной мере проявлять свой творческий потенциал. Монах, который на диспуте может удерживать в голове весь текст, способен устанавливать связи между его смысловыми слоями и глубже их понимать, решительно отметая ложные концепции и необоснованные утверждения. Учитель, который может декламировать соответствующие цитаты и апеллировать к понятиям из всего множества источников, убедит учеников в глубокой содержательности и всеобъемлющей широте академической, практической и поэтической традиций буддизма. Заучивание наизусть − ключевой момент в освоении этих традиций, которые постепенно приводят к умиротворению и внутреннему преобразованию тех, кто готов работать в этом направлении.

Советы буддийского монаха. Заучивание наизусть как полезное упражнение для ума
Монахи заучивают тексты в монастыре Сера (IMI House), Билакуппе, Индия.
Ноябрь 2013 г. Фото: Сандеш Кадур

Выводы и с чего начать


Когда я учился в средней школе в США, на уроке английского перед нами выступал человек, знавший наизусть весь «Потерянный рай». Его выступление произвело на нас сильное впечатление и даже позабавило. Однако каждый спрашивал себя, что должно произойти, чтобы он затратил такую уйму своего личного времени на столь тривиальное, навскидку, занятие. В последнее время, с появлением калькуляторов и компьютеров, а особенно смартфонов и айпадов, искусство тренировки ума, каковым является и заучивание наизусть, кажется старомодным. Зачем считать в уме, если есть калькулятор, и зачем запоминать что-либо, если есть электронная энциклопедия? Также и те, кто сейчас изучает Дхарму, могут задаться вопросом, действительно ли монашеская традиция заучивания наизусть необходима в центрах изучения Дхармы на Западе.

Если бы ценность заучивания наизусть состояла только лишь в запоминании конкретных фактов, то современные гаджеты могли бы стать полноценной ему заменой. Надеюсь, что в этой статье приведено достаточно оснований увидеть в заучивании наизусть нечто большее. Идея заучивания не в том, чтобы стать хранилищем событий минувших дней, но чтобы интенсивно тренировать и развивать свои когнитивные способности, а также приучить себя к созидательным способам мышления.

Многие из нас, читая какой-нибудь важный отрывок из Учения, думают: «Надо запомнить этот момент», − но как часто мы забываем свое первоначальное озарение и вдохновение! Заучивая тексты, которые нас вдохновляют, мы получаем возможность постоянно мысленно обращаться к ним, приучая себя к положительной точке зрения, которая в них отражена. Заучивая сложные тексты, мы постепенно начинаем постигать их скрытый смысл, объединяясь с переданной ими идеей так, что она становится частью нас самих. Если мы на самом деле представляем собой совокупность того, что думаем и во что верим, гораздо логичнее осваивать красноречивые, жизнеутверждающие и мудрые изречения, нежели злоупотреблять поверхностными ценностями поп-культуры, которая атакует нас при любом соприкосновении с интернетом и телевизором.

Если вам интересно, с чего начать, лучше сделать это, выучив наизусть свои ежедневные обязательные практики или молитвенник местного Дхарма-центра. Хорошо подходят для ежедневного заучивания такие полезные для практики тексты, как «Три основы пути», «Песнь духовного опыта» и «37 практик бодхисаттвы». Серьезно настроенные ученики могли бы разучить коренные тексты или комментарии, которые они осваивают. Начинающие ученики таким образом разовьют свои способности, которые со временем возрастут и помогут им подняться на новый уровень. Опытным ученикам это поможет сохранить ум острым, а память незамутненной. Со временем заучивание наизусть может стать элементом занятий по Дхарме и на Западе, как это было в буддийских сообществах повсюду и во все времена.

Советы по запоминанию:


• Ежедневно, желательно рано утром, уделите немного времени запоминанию нового материала, а поздно вечером − повторению того, что вы выучили утром.
• Сидите прямо или прохаживайтесь где-нибудь по открытой местности, лучше всего там, где чтение вслух никого не потревожит.
• До начала заучивания проведите небольшую «разминку», прочтите «Восхваление Манджушри», молитву для достижения внутреннего Каларупы и «Собрание имен благородного Манджушри».
• Начните с заучивания до половины строки. Когда вы сможете произнести ее пять раз, не подглядывая в книгу, запоминайте вторую половину. После чего прочтите их вместе. Затем выучите еще одну строку. Прочитайте наизусть обе вместе. Так продолжайте, постепенно добавляя по строке, пока не выучите строфу или несколько строк прозы. Если вы способны продолжать в том же темпе, возьмитесь за следующую строфу. Затем декламируйте обе строфы вместе. Со временем вы сможете увеличить число строф, которые вы в состоянии выучить за день.
• Когда, наконец, вы выучите материал наизусть, продолжайте повторять его раз в день или больше, пока не будете знать на зубок. Затем постепенно сократите чтение его наизусть до одного раза в два дня, затем в три дня и т. д. Если вы очень хорошо выучили материал, можете повторять это всего раз в месяц, но чтобы освоить его до такой степени, нужно время.
• В повседневной жизни сведите к минимуму отвлекающие факторы и внешние раздражители, особенно громкую музыку. Старайтесь сохранять ясность ума – это полезно как для медитации, так и для заучивания.

Некоторые дополнительные предложения (по желанию):


• Перед тем как приступить к заучиванию наизусть, прочитывайте текст ежедневно на протяжении месяца.
• Когда вы хорошо запомнили материал, на какое-то время прекратите его чтение наизусть. Когда вы вновь вернетесь к нему, вам понадобится немного больше времени, чтобы восстановить его в памяти, но после этого вы еще лучше его запомните.
• Попросите друга или учителя провести проверку выученного вами материала − подготовка к экзамену может повысить ваше внимание.

Перевод Марии Юнг специально для savetibet.ru
Просмотров: 4391  |  Тэги: Сера, монахи

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
{lnk}
Rambler's Top100