Сохраним Тибет > В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы
В Дхарамсале монахини провели показательный философский диспут для Далай-ламы2 ноября 2015. Разместил: savetibet |
Монахини принимают участие в ежегодных философских диспутах Джанг Гончо в присутствии Его Святейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Обратившись к собравшимся, Его Святейшество с большой отрадой отметил, что на сегодняшний день некоторые монахини уже почти завершили обучение буддийской философии и готовятся в следующем году сдать экзамены на степень геше-ма. Его Святейшество упомянул, что буддизм широко распространен в Тибете, однако большинство тибетцев следуют ставшим привычными традициям, опираясь лишь на слепую веру. «На дворе 21 столетие, и мы обязаны понимать Учение Будды в свете логического обоснования. Преподавание должно строиться с опорой на логику. Я встречался с последователями палийского канона, монахами из Таиланда, которые тщательным образом следуют правилам винаи. Я поинтересовался, как они объясняют Четыре благородные истины – с опорой на логическое обоснование или на слова признанных учителей. И они ответили, что полагаются на авторитетные источники. Все буддийские школы мысли до некоторой степени учат бессамостности. Например, подобные объяснения есть в абхидхарме, однако они не слишком определенные. С другой стороны, объяснения философской школы мадхьямака, которые мы находим в сочинениях последователей Нагарджуны, необыкновенно ясные и точные. Буддийские ученые-философы из Индии, такие как Дхармакирти и Шантаракшита, отвечали на вызовы небуддийских философских школ и, благодаря этому, чрезвычайно углубили и обогатили собственные познания. В наши дни, подход к буддийскому учению, унаследованный от монастыря-университета Наланда, ставящий во главу угла логическое обоснование, сохранился лишь среди тибетцев. Это бесценное сокровище, которым мы по праву можем гордиться, и мы обязаны делать все возможное, чтобы его сберечь». Его Святейшество заметил, что в ходе почти 30-летнего диалога между представителями буддизма и современной науки, западные ученые начали ценить строгую логику и богатейшие познания в психологии, которые мы находим в буддизме. Его Святейшество добавил, что тибетцам не нужно учить китайский, хинди или английский языки, чтобы черпать из буддийской сокровищницы знаний, ведь собрания Кангьюра и Тенгьюра существуют в переводе на тибетский. Его Святейшество Далай-лама обращается к монахиням во время ежегодных философских диспутов в монастыре Геден Чолинг. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Вслед за этим группы из семи монахинь, по одной от каждого монастыря, начали показательные философские диспуты. Монахини из одной группы с воодушевлением бросали интеллектуальные вызовы своим сидящим на полу оппоненткам, которые должны были отвечать. Среди тем диспута был вопрос о существовании прошлых и будущих жизней, а также о том, как следствие обуславливает наличие причины. Короткие учения, последовавшие за диспутами, Его Святейшество начал с чтения колофона к молитве «О зажжении трех видов веры: Восхваление семнадцати великим пандитам славной Наланды»: «В современном мире гигантскими шагами развивается наука и технологии. Однако, вопреки суете и суматохе нашей жизни, очень важно, чтобы последователи Будды строили свою веру на понимании его учений. Поэтому при изучении буддизма необходимо сохранять беспристрастность и пытливость ума». В заключение Его Святейшество посоветовал всем собравшимся визуализировать перед собой Будду в окружении пандит Наланды и других учителей. Затем он провел короткую церемонию зарождения бодхичитты, прочитав известное четверостишие о принятии прибежища в Трех драгоценностях и зарождении бодхичитты. Завершая учения, Его Святейшество сказал: «Поскольку каждый из нас обладает природой Будды, мы можем породить драгоценность Дхармы в себе и стать, таким образом, драгоценностью Сангхи. И мы должны пользоваться каждой возможностью, чтобы помочь другим». Перевод: Ольга Селезнева Статьи по теме:14 лет в затворничестве: интервью с буддийской монахиней Тензин Пелмо Тибетцы называют Лахул Гарша Кхандо Линг, или Царство дакинь. Это и в самом деле священное место их обитания, и я очень сильно ощущала их присутствие, поэтому в молитве я искренне обратилась к ним с просьбой: «Если я твердо обещаю выполнять практику, поможете ли вы найти мне подходящее место для ретрита?». Я была уверена, что все сложится само собой. На следующее утро я отправилась к одной из монахинь и сообщила ей, что решила построить небольшое жилище над монастырем. Она спросила: «Как ты собираешься это сделать? Чтобы построить дом, нужны деньги, а у тебя их нет. Почему бы тебе не поселиться в пещере?». Удовольствие от учёбы: интервью с первой женщиной-геше Келсанг Вангмо В апреле 2011 года геше Келсанг Вангмо вошла в историю, став первой женщиной-геше. Это возвестило о начале новой эры для монахинь, которые могут теперь получать высшие ученые степени и занимать важные посты в системе буддийского духовного образования, где традиционно доминировали мужчины. «Было огромным удовольствием видеть, как досточтимой Келсанг Вангмо присуждают степень геше, и я надеюсь, что многие монахини, среди которых есть те, кто уже много лет назад закончил учебу, очень скоро последуют ее примеру, рассказала журналу «Мандала» досточтимая Кунпхен, координатор духовных программ в медитационном центре «Тушита» в Дхарамсале. Это большой шаг вперед, который существенно поднимет авторитет и уважение к монахиням». Мелодии Дхармы. Чоинг Долма Само слово «мантра» в переводе с санскрита, насколько мне известно, означает «защита ума». Мантра защищает ум от негативности. Конечно, для этого также требуются визуализации, глубокое внутреннее расслабление, которое, без сомнения, является естественным состоянием нашего ума. Если говорить языком буддийской философии, то наш ум движется с помощью тонкой дыхательной энергии. Пение мантр позволяет нам очиститься от негативных энергий и зарядиться позитивными. Такие ощущения я обычно переживаю, я знаю их на опыте... |