Сохраним Тибет > Тибетец в Сангчу арестован за помощь семье самосожженца через четыре года после огненного протеста

Тибетец в Сангчу арестован за помощь семье самосожженца через четыре года после огненного протеста


20 октября 2016. Разместил: Editor
В уезде Сангчу тибетского округа Канлхо исторической провинции Амдо (кит. Сяхэ, Ганьнань-Тибетский автономный округ, провинция Ганьсу) арестован местный тибетец, участвовавший в передаче родственникам обгоревшего тела после огненного протеста в 2012 году.

46-летний Сангдак Кьяб (Sangdak Kyab), скрывавшийся в течение четырех лет, был схвачен 29 сентября в своем доме в поселке Сангкок уезда Сангчу.

Тибетец в Сангчу арестован за помощь семье самосожженца через четыре года после огненного протеста
Недатированное фото Сангдака Кьяба. Источник: RFA

Он обвиняется в том, что вместе с тремя местными жителями перенес останки с места самосожжения в дом семьи, воспрепятствовав таким образом действиям служащих милиции, намеревавшихся конфисковать тело.

Тхубванг Кьяб (Thupwang Kyab), проживавший в скотоводческом лагере №4 в поселке Сангкок, скончался в результате самосожжения 26 октября 2012 года. Он выкрикивал призывы к возвращению Далай-ламы в Тибет и освобождению 11-го Панчен-ламы «из-под домашнего ареста» (Гендун Чокьи Нима бесследно исчез в мае 1995 года).

Трое других тибетцев, помогавших перенести тело в дом его семьи, были арестованы. Дорджи Намгьял (Dorje Namgyal) и Джинпа (Jinpa) были осуждены на два с половиной года тюрьмы, Дорджи Таши (Dorje Tashi) был приговорен к трем годам лишения свободы.

Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD) уточняет данные о приговорах по этому делу, о котором стало известно еще в январе 2014 года. Поскольку пересылка материалов, касающихся самосожжений внутри Тибета, также грозит уголовными преследованиями, первые сообщения нередко различаются. В отчетах пекинской пропаганды того времени ставилась цель убедить зарубежных читателей, что к самосожжениям «подстрекает клика Далай-ламы», так что доверять им не приходится.

Сангдак Кьяб сумел бежать и вынужден был скрываться. После того, как трое осужденных отбыли свой срок, он вернулся к жене и двум детям в скотоводческий лагерь №2 поселка Сангкок, так как полагал, что охота за ним прекратилась. В конце концов, он лишь хотел, чтобы родные могли провести над телом традиционные обряды тибетского буддизма.

Как сообщил источник Radio Free Asia (RFA), в 17 часов за ним явились около десятка служащих китайской милиции. На вопрос жены, почему его забирают, один из прибывших сказал, что это ей «очень хорошо известно».

По сведениям TCHRD, он находится в центре временного содержания Wangkar Thang, в 15–20 минутах езды от города Лабранг. Это тот самый изолятор, куда в 2012 году в третий раз был отправлен авторитетный монах и активист Голог Джигме (Golog Jigme).

13 октября Шаркьи (Sharkyi) разрешили передать мужу еду, но свидания с ним не дали. Вследствие этого остается неизвестным, в каком он состоянии и не подвергается ли пыткам.

Валерий Никольский