Сохраним Тибет > Галерея Макао отменила новогодний визуальный перформанс тибетского художника из-за давления Пекина
Галерея Макао отменила новогодний визуальный перформанс тибетского художника из-за давления Пекина4 марта 2017. Разместил: Editor |
Тибетский художник Таши Норбу (Tashi Norbu), гражданин Бельгии, проживающий в Амстердаме, намеревался показать в Макао сеанс создания картины (live painting), но вместо этого оказался «в подвешенном состоянии» в Гонконге.
Вечером 26 февраля он должен был показать визуальный перформанс на площади Lilau Square в рамках новогоднего проекта iAOHiN Gallery под названием «Fire Rooster» («Огненный Петух»). «Я планировал показать свое искусство – язык и средство самовыражения, которые исследую всю свою жизнь. […] Сказали, что мне запрещено присутствовать и представлять свое искусство и мастерство в Макао», – приводятся его слова в заявлении, которое выпустил куратор iAOHiN Саймон Лам (Simon Lam). «Лично я очень расстроен отношением чиновников к искусству – тем, что они видят в нем угрозу, запрещая то, что является не более чем художественным перформансом», – указывает Саймон Лам. «Цензура – это неправильно, и в данном случае ее нечем оправдать, так как Таши Норбу на прошлой неделе без всяких проблем представлял свой перформанс в Гонконге». Как отмечается в статье Macau Daily Times, полиция общественной безопасности (PSP) отказалась дать разъяснения по поводу запрета на въезд тибетского художника в Макао. Представитель PSP сослался на требования защиты личных данных, но заявил об отсутствии какого-либо списка, который бы определял, кому можно посещать Макао, а кому нет. Таши Норбу во время выставки в Макао в апреле 2016 г. Фото: Cláudia Aranda В апреле 2016 года Таши Норбу получил разрешение на въезд в этот специальный административный район Китая для участия в выставке «Tibet Revealed» в той же галерее iAOHiN. По сведениям гонконгской интернет-газеты HKFP, теперь галерея столкнулась с давлением чиновников, которые заявили, что представительство центрального правительства Китая не желает видеть тибетского художника в Макао. На новогоднем событии его заменил местный художник Лео Юэнь (Leo Yuen). Фонд индустрии культуры при правительстве Макао выделил в 2016 году галерее iAOHiN субсидию в размере 1-го миллиона патак (MOP). Галерее грозила потеря этих средств, если бы она настаивала на участии тибетского художника. В своих работах Таши Норбу изображал тибетских монахов, духовные сцены с Далай-ламой и тибетцами в изгнании, а также желтый зонтик, ставший символом манифестаций 2014 года в поддержку подлинно демократических выборов в Гонконге. Находясь в Гонконге, Таши Норбу связался с галереей, где ему сказали, что его присутствие «слишком рискованно». Он не стал пытаться пересечь административную границу Макао и решил как можно скорее покинуть Гонконг. «Я очень опечален, потому что в основном сосредоточен на искусстве, и на том, чтобы показать художественную культуру моей страны, – сказал он в интервью HKFP после посадки самолета в Дели. – В своих работах я не затрагиваю политических тем». Некоторые работы Таши Норбу. Источник: www.tashinorbu.com Поскольку правительство Макао взяло курс на продвижение культуры в качестве экономической альтернативы игорному бизнесу, чиновники обычно присутствуют на крупных и международных выставках. Но в апреле 2016 года они явно избегали появляться в галерее iAOHiN, где наряду с изображениями в традиционном стиле тханка были выставлены 20 работ тибетских художников, которые в настоящий момент нельзя показать в материковом Китае. Наиболее «провокативной» считалась картина, посвященная вооруженной расправе 1959 года, которую представил Карма Пхунцок (Karma Phuntsok), родившийся в Лхасе в 1952 году. На ней китайские солдаты маршировали по тибетской столице, с винтовок капала кровь и пятнала землю под их ногами. В своем интервью Macau Daily TimesТаши Норбу отметил, что гордится наследием тибетского народа и его влиянием на остальной мир. Он пояснил, что стремится отразить взаимодействие между традиционным буддийским и материалистическим «мэйнстримом», которые вступают в противоречие, но неизбежно пересекаются. На одной из его работ человек-паук и тибетский монах окружены плывущими по небу облаками, что, по словам художника, символизирует отсутствие ясности. В интервью HKFP Таши Норбу отметил, что в Макао собирался рисовать огненного петуха, так как событие было приурочено к началу новогоднего праздника Лосар. Но «чиновники Макао сказали, что нельзя изображать даже этого, потому что петух похож на карту Китая». Тибетский художник выразил надежду вернуться в Гонконг и Макао, а также получить возможность показать свой визуальный перформанс в Пекине. Валерий Никольский |