Сохраним Тибет > В Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина Дугды

В Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина Дугды


13 марта 2017. Разместил: Editor
В Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина Дугды

Пять лет назад, 13 марта, не стало драгоценного учителя – досточтимого геше-лхарамбы Тензина Дугды (1938–2012). Прибыв по приглашению из Индии, он 17 лет своей жизни посвятил благородному делу возрождения буддийских традиций в Калмыкии, найдя здесь последний покой.

В минувшее воскресенье, 12 марта, в молельном зале Центрального хурула Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти досточтимого геше Тензина Дугды.

Геше Дугда родился в 1938 году в Центральном Тибете в местечке Тумо. В возрасте 20 лет он вслед за Его Святейшеством Далай-ламой XIV покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, учился в этом монастыре, защитил ученую степень геше-лхарамбы. Геше Дугда был одним из старейших монахов Дрепунг Гоманга и первым доктором буддийской философии на калмыцкой земле, куда по поручению Его Святейшества Далай-ламы он приехал в 1995 году.

Драгоценный наставник геше Тензин Дугда с первого года своего пребывания в Калмыкии неустанно передавал знания буддистам: монахам и мирянам. Не считаясь с собственной усталостью и возрастом, он делился с ними бесценным опытом. Геше Дугда внес огромный вклад в становление и развитие калмыцких хурулов.

Учения, ретриты, посвящения и благословения божеств даровал в течение всего своего пребывания в Калмыкии геше Тензин Дугда. За эти годы у него появилось огромное количество учеников как среди монахов, так и среди буддистов-мирян не только Калмыкии, но и других регионов России. Он передавал своим ученикам важнейшие учения, полученные им от его духовных наставников, от великих практиков сутры и тантры.

Благодаря его наставлениям многие практикующие смогли услышать во всей полноте Учение Будды, войти во врата Дхармы и стать истинными буддистами. Всем, приходящим к нему в минуты скорби, утрат, он дарил утешение, помощь, истинную любовь и сострадание. А теперь уже пятый год прихожане нашего хурула скорбят по нему.

В Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина ДугдыВ Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина ДугдыВ Центральном хуруле Калмыкии состоялся ритуал цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензина Дугды

Перед началом воскресного ритуала цог в дугане был установлен портрет драгоценного учителя – досточтимого геше-лхарамбы Тензина Дугды. Распорядитель службы ген Нгаванг Лодой объявил о проведении ритуала «Лама Чопа» с чтением мантр. Этот ритуал почитания учителя пользуется у буддистов особой популярностью, ведь делая подношение высокому духовному наставнику, вы делаете подношения всем Буддам сразу.

Разновидностей цога существует примерно столько же, сколько божеств в буддийском пантеоне, и каждый буддийский храм составляет свое расписание цогов.

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче говорил в свое время: «Я полагаю, что в каждой религиозной традиции есть своя церемония подношения цога. Также различные направления буддизма, школы сакья, ньингма, кагью, гелуг, дзэн-буддисты хранят свои традиции этих ритуальных подношений, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Основная цель этой практики – совершить подношение Буддам и бодхисаттвам, и тем самым накопить заслуги. Я считаю, что сам текст «Ламы Чопы» или «Гуру-йоги», который используется в церемонии, является источником большого вдохновения. Всякий, кто знакомился с ним, кто получал комментарий на него, конечно, согласится со мной: этот текст необыкновенный, обладающий огромной вдохновляющей силой. Это очень красивая поэзия. Цог могут выполнять не только ламы и монахи, но все буддисты, все желающие».

Каждый буддист должен знать о ценности и пользе этого ритуала, который ускоряет темпы на пути к просветлению. Основной смысл цога заключается в практике даяния. Если вы способны искренне поднести все самое прекрасное Буддам и бодхисаттвам, это означает, что вам для них ничего не жалко – ни еды, ни питья, ни денег, ни своего счастья, ни даже собственного тела. Но это не только серьезная практика против эгоизма: цог помогает расстаться с тремя омрачениями, которые держат нас в сансаре – неведением, привязанностью и гневом.

Под руководством опытных мастеров монахи в монастырях Индии проводят цог довольно часто. Они как никто лучше знают этот ритуал с различными уровнями значения.

На санскрите цог звучит как «ганачакра». Слово «гана» переводится как «накопление» или «сбор», а слово «чакра» буквально означает «колесо». «Колесо накопления» – таков прямой перевод этого словосочетания. А накоплений или собраний, согласно буддийским текстам, во время цога происходит несколько: собрание практикующих, собрание подношений, собрание божеств и, в конце концов, – заслуг и мудрости.

В основном цог проходит в Индии в молельных залах монастырей – дуганах, однако ритуал не требует специального помещения, ведь абсолютно любое место, куда призываются Будды трех времен со своим окружением, становится священным.

В Калмыкии, как и в Индии, ритуалы цог проводятся регулярно. В Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» монахи устраивают цог каждую пятницу.

Сам досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда, будучи старейшим ламой Калмыкии, говорил об этом так: «Каждую пятницу в Центральном калмыцком хуруле наши монахи делают подношение цог для умерших или погибших людей: с помощью ритуала ламы накапливают заслуги и посвящают их умершим, чтобы те могли получить перерождение в одном из благоприятных миров. Этот вид цога, конечно же, отличается от цога, который делается в особые дни – 10-й и 25-й лунные дни – теми, кто имеет посвящение в тантру. Если вы спросите, кто является для буддистов наивысшим полем накопления заслуг, то я могу ответить, что таким полем является наидобрейший коренной учитель, особенно тот, кто даровал нам тантрическое посвящение и комментарий, а значит, обладает по отношению к нам тройственной добротой. Когда мы делаем подношение цог «Лама Чопа», учитель становится неотделим от всех Будд, бодхисаттв, даков, дакинь, идамов, защитников Дхармы – от всех высших существ».

В память о драгоценном наставнике:






Музыкальное сопровождение: фрагменты совместного альбома Антона Батагова
и Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче «Бодхичарья-аватара»
Фотографии геше-лхарамбы Тензина Дугды Константина Мамышева



Досточтимый геше Тензин Дугда: «В прошлой жизни я был калмыком»

Когда же я прибыл в республику, то я почувствовал невероятное. Я отнюдь не сентиментальный человек и многие скажут вам, что я строгий. Но когда я увидел степные калмыцкие тюльпаны, у меня защемило сердце, а на глаза навернулись слезы. Я прожил в Калмыкии много лет и, порою размышляя над своей жизнью, я прихожу к выводу, что в своем прошлом рождении я был калмыком-кочевником. Наверняка, я здесь был когда-то в прошлых жизнях...

Буддизм в Калмыкии