Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама выступил на открытии международной конференции «Актуальность буддизма в 21-м веке»20 марта 2017 | Версия для печати
Раджгир, штат Бихар, Индия, 17 марта 2017 года – Вчера утром, когда Его Святейшество Далай-лама вылетал из аэропорта Дхарамсалы, на небе сгущались темные дождевые тучи. По прибытии в Гаю его встречали представители правительства штата Бихар. После короткого обеда он отправился в Раджгир, остановившись по дороге у подножия холмов близ Горы грифов. По преданию, Будда Шакьямуни повернул здесь колесо Дхармы во второй раз и даровал учения о совершенной мудрости. Несколько минут Его Святейшество посвятил молчаливым размышлениям, повернувшись лицом к священному месту.
Его Святейшество Далай-лама выступает с речью на открытии конференции. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В своем вступительном слове Шри Н. К. Синха, секретарь министерства культуры Индии поприветствовал всех собравшихся. Шри М. Л. Шривастава, вице-ректор университета «Нава Наланда Махавихара», выступившего одним из организаторов конференции, сказал несколько слов о родном университете, который был основан в 1951 году; основной упор в этом учебном заведении делают на изучении высшей буддийской философии. Его Святейшество представил недавно опубликованное Министерством культуры новое издание коллекции текстов палийского канона, Трипитаки, напечатанное шрифтом деванагари. Произнося речь, министр культуры и туризма Шри Махеш Шарма поприветствовал буддийских лидеров, монахов и ученых-философов из более чем 30 стран мира, приехавших на нынешнюю трехдневную конференцию, чтобы обсудить, как буддизм может послужить на благо современного общества. Начав свое выступление, Его Святейшество первым делом рассказал о главном обязательстве своей жизни, которое он принял на себя как человек: «Я просто один из семи миллиардов людей, живущих сегодня на Земле. Каждый из нас хочет быть счастливым и не желает страданий. Эмоционально, умственно и физические мы все одинаковы. Данные последних научных исследований свидетельствуют, что по природе своей человек милосерден. Это поистине дарит надежду. В этом есть и зерно здравого смысла, ведь мы общественные животные. Нас всех родили матери. Если бы нас не любили в детстве, мы бы просто не выжили. И здесь речь не идет о религии – это биологический факт. Поскольку научные исследования показывают, что постоянный страх, гнев и ненависть ослабляют нашу иммунную систему, независимо от того, следуем мы той или иной религии или нет, в наших собственных интересах проявлять больше сострадания». Что касается межрелигиозной гармонии, Его Святейшество заметил: «Все религиозные традиции мира проповедуют любовь, сострадание, прощение, умение довольствоваться малым и самодисциплину. Все они несут одно и то же послание любви. Поэтому представители всех вероисповеданий прекрасно могут сосуществовать мирно бок о бок и вместе трудиться над достижением общей цели. В наши дни мы видим бесчисленные конфликты, разгорающиеся на религиозной почве. Немыслимо, чтобы различия в вере порождали насилие. Это подобно тому, как если бы лекарство оборачивалось ядом». Его Святейшество отдал должное межрелигиозной гармонии, которая процветает в Индии на протяжении уже более тысячи лет. «Индия – единственная страна на планете, где все мировые религии мирно уживаются друг с другом. Современные индийцы должны активнее продвигать межрелигиозную гармонию, особенно в регионах, где во имя веры льется кровь. Пришло время поделиться вашими многовековыми традиционным ценностями межрелигиозной гармонии и секуляризма. В известной буддийской строфе говорится: “Водою Будды не смывают скверны, страдания существ рукой не устраняют...” Они помогают нам понять, какова реальность на самом деле. Будда показал, как обуздывать разрушительные эмоции не с опорой на молитвы, а с помощью анализа и медитации. Аналитическая медитация проникновения в суть вещей, или випашьяна, в этом отношении как нельзя более актуальна. Древние индийские традиции содержат в себе богатейшие знания о том, как дисциплинировать ум и усмирять разрушительные эмоции. С этой точки зрения древняя индийская психология необыкновенно насущна сегодня, и ее можно изучать не только как религиозную практику, но и как академическую дисциплину». После обеда с буддийскими лидерами и членами Сангхи в разбитом неподалеку шатре, Его Святейшество принял участие во встрече старейшин Сангхи. Он и еще один монах из Шри-Ланки оба подчеркнули, что по сути нет никакой разницы между правилами винаи, которые соблюдают монашеские сообщества палийского и санскритского канонов. Несколько участников встречи, среди них и Его Святейшество, сделали упор на том, как важно, чтобы буддисты из стран палийского и санскритского канонов собирались вместе как можно чаще и делились опытом и знаниями. «Наши буддийские братья и сестры из разных стран должны больше общаться между собой. Одной из целей нынешней конференции могло бы стать учреждение регулярных встреч для братьев и сестер из палийской и санскритской традиций». Его Святейшество заметил, что характерная черта буддизма – приверженность научному подходу: «Ни в одной другой религиозной традиции не утверждается так однозначно, что одной лишь слепой веры мало. Будда призывал своих последователей исследовать и проверять его слова. Именно поэтому Эйнштейн говорил, что буддизм может обогатить современную науку. Многие ученые сегодня проявляют живой интерес к буддизму в целом и особенно к философии мадхьямаки и объяснениям буддийской науки об устройстве ума. Более тысячи лет мы, тибетцы, бережно хранили традицию монастыря-университета Наланда. Сегодня пришла пора поделиться этими знаниями с нашими буддийскими братьями и сестрами, с последователями других религий и даже с теми, кто не питает интереса к религиозным материям». На дневном заседании Его Святейшество сидел в зрительном зале, выслушав выступления целого ряда известных докладчиков. Досточтимый Бханте Буддхараккита, основатель и президент буддийского центра Уганды, сделал доклад на тему «Конфликт и миротворчество». Луи Сайкоюс, исполнительный директор Общества защиты океана, говорил о проблемах экологии и охране окружающей среды. Досточтимая Дхаммананда, основательница и настоятельница монастыря Сонгхдхаммакаляьни из Таиланда осветила в своем выступлении роль женщин в буддизме. Александр Берзин, ученый-философ и переводчик, сказал, как важно продвигать изучение буддийской философии и беречь традицию Наланды. Профессор Государственного института высшего образования Бангалора Сисир Рой сделал доклад о точках соприкосновения буддизма и науки. Профессор Нгаванг Самтен, заместитель ректора Центрального университета буддологии в Сарнатхе затронул тему светской этики. Делегаты конференции также стали очевидцами настоящих монастырских диспутов. Во время первого, проведенного группой тибетских геше, обсуждали природу ума. Второй, участницами которого стали геше-ма, монахини, получившие недавно степень доктора буддийской философии, был посвящен Четырем благородным истинам. Перевод: Ольга Селезнева. ФОТОРЕПОРТАЖ Просмотров: 11716 | Тэги: Далай-лама, Наланда
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |