Сохраним Тибет > Статуя Джово Шакьямуни в монастыре Джокханг «не повреждена» пожаром – вбросы и сомнения

Статуя Джово Шакьямуни в монастыре Джокханг «не повреждена» пожаром – вбросы и сомнения


25 февраля 2018. Разместил: Editor
Спустя пять дней после пожара в монастыре Джокханг в Лхасе Пекин постарался заверить обеспокоенных последователей тибетского буддизма, что священная статуя Джово Ринпоче ничуть «не повреждена».

«Предварительное расследование исключило «человеческий фактор» в качестве причины пожара 17 февраля», – говорится во второй заметке Синьхуа об этом тревожном событии. Возгорание произошло в 18:40 на втором этаже в задней части комплекса. Пожар, площадь которого составила примерно 50 квадратных метров, был быстро потушен, никто не пострадал.

Статуя Джово Шакьямуни в монастыре Джокханг «не повреждена» пожаром –  вбросы и сомнения
Статуя Джово Ринпоче в храме Джокханг. 18 февраля 2018 г. Источник: RFA.

«Статуя Будды Шакьямуни в возрасте 12 лет не была повреждена», – подчеркивается в отчете Синьхуа. Но золотая крыша снята – вдруг случится обрушение или повторное возгорание. Вокруг статуи установлены подпорки и щиты. Как заявляет управление по памятникам культуры, «все находящиеся на территории комплекса 6510 объектов древности и основной корпус не были повреждены пламенем».

Пламя вспыхнуло в вентиляционной камере, которая была построена еще в конце 1980-х. Никаких реликвий внутри камеры не хранилось.

«Монастырь открылся для публики на другой день после пожара в обычном режиме», – продолжает Синьхуа на английском, ссылаясь на неназванных местных чиновников. Тогда как в том же отчете на китайском приводятся тибетские имена, в том числе заместителя председателя городского правительства, сотрудника управления по делам культуры, работника пожарной бригады, а также монаха монастыря.

Видео, на которых языки пламени вздымаются высоко над золотой крышей и слышны крики очевидцев, цензура поспешно удалила. Управление общественной безопасности пригрозило наказаниями за «распространение слухов». Все это явно сделано для повышения доверия к официальному отчету, но обнаруживаются нестыковки, которые трудно оспорить.

Тибетская активистка Церинг Осер (@degewa) запостила в Twitter уведомление китайского министерства общественной безопасности от 18 февраля, размещенное на сайте института знаний и технических средств пожаротушения при технологическом университете города Нанцзинь. В нем говорится, что «пожарная бригада Лхасы получила сигнал о возгорании в монастыре Джокханг в 19:06». К месту инцидента были срочно отправлены 37 машин и свыше 200 пожарных. Уже в 19:07 пожарные добрались до главного зала монастыря Джокханг и бросили все силы на тушение и спасение артефактов. В 20:05 огонь на площади 50 квадратных метров был потушен. Министр общественной безопасности Чжао Кэчжи приказал местным чиновникам выяснить причину пожара и обеспечить «работу по социальному контролю», что показывает стремление Пекина как можно быстрее замять этот инцидент.

Если сравнить с отчетом Синьхуа, от начала пожара до вызова пожарных странным образом пропало около получаса. На пропагандистском сайте Tibet.cn есть репортаж со снимками, датированными 18 февраля. На одном партбосс Тибетского автономного района У Инцзе на площади перед монастырем Джокханг поздравляет с новогодним праздником представителей всех «этнических групп» (как в фотошопе, тибетцы в монашеских одеждах смотрят куда-то в сторону). Снаружи и внутри монастыря Джокханг не видно никаких следов пожара, статуя Джово Ринпоче выглядит «неповрежденной». Однако источник Radio Free Asia (RFA) отметил, что желтые занавеси позади статуи повешены только что, а на второй этаж храма подниматься не дают.

Влиятельный эксперт по Тибету Роберт Барнетт (@RobbieBarnett) обращает внимание, что на фотографии отсутствуют фигуры по бокам статуи и резные украшения. Колонны, прежде увитые узором с драгоценными камнями, стали гладкими. Новая корона, установленная несколько недель назад, заменена старой. Он разбирает и другие вбросы с подписью «после пожара», в частности, видео из социальной сети WeChat, в котором монахи подкрашивают золотую статую Джово Ринпоче, без одеяния и в старой короне. «Резные украшения, фигуры по бокам, колонны с драгоценными камнями, паломники – это до пожара, картинка фальшивая», – написал он в Twitter.

«Налицо целый процесс, когда капля за каплей определенным лицам скармливается критическая информация, анонимно, без ссылок», – констатировал он в интервью Los Angeles Times. – «Эту информацию получили ведущие тибетологи, эти отчеты получили ключевые иностранцы в Китае. Но никто не знает, откуда она приходит, какие фотографии и рассказы являются подлинными».

«Что бы мы ни думали о присутствующем здесь управлении информацией, считаем ли мы ее точной или нет – это оказалось весьма эффективным приемом успокоения людей вне Тибета, – продолжает Барнетт. Тогда как людям в Тибете отлично известно, добавляет он, что «туда никто не может попасть и никто не может ничего сказать», а значит, новости распространять крайне опасно.

Эми Хеллер (Amy Heller), эксперт по Тибету и историк искусства в Париже, также скептически оценивает отчет китайского госагентства. «Что касается вопросов ущерба от дыма, от воды, ущерба от химикатов в огнетушителях, мы по-прежнему ничего не знаем», – заключает она.

Валерий Никольский