Сохраним Тибет > Свет, озаривший путь
Свет, озаривший путь13 марта 2018. Разместил: Editor |
13 марта 2012 года ушел из жизни драгоценный учитель – досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда, который внес большой вклад в благородное дело возрождения буддийских традиций в Калмыкии. В течение недели учитель находился в состоянии посмертной медитации тугдам, после чего покинул земной мир. 11 марта, в 25-й лунный день, в Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в память о геше Дугде состоялся ритуал цог.
Геше Тензин Дугда родился в 1938 году в Центральном Тибете в местечке Тшумо. В возрасте 20 лет он вслед за Его Святейшеством Далай-ламой XIV покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг Гоманг, учился в нем, защитил звание геше-лхарамбы. В 1995 году по поручению Его Святейшества Далай-ламы геше Дугда прибыл в Калмыкию, где неустанно передавал знания монахам и мирянам, делился с ними своим бесценным опытом. Одной из первых учениц и переводчиком геше Тензина Дугды стала Кермен Менкенова, ныне старший преподаватель, заместитель директора по воспитательной работе ИКФВ Калмыцкого государственного университета. Памяти своего учителя Кермен Менкенова посвятила статью, которую мы представляем вашему вниманию. Девяностые годы в истории нашей республики и всей Российской Федерации были очень неспокойными, политический строй в стране изменился, что с одной стороны вызывало тревогу о будущем, а с другой предоставило возможность вернуться к своим национальным обычаям и вероисповеданию. В это сложное время в нашей родной республике активно обсуждался вопрос о необходимости возрождения буддизма, это было не только веянием времени, но и искренним стремлением изголодавшегося духовно народа. Для решения этой сложной задачи из монастыря Дрепунг Гоманг, с которым калмыки имеют особую духовную связь, были направлены буддийские монахи. Среди этих монахов был лама, который носил высокое звание геше-лхарамбы – Тензин Дугда. О себе он рассказывал, что стал монахом в 15 лет по собственному желанию, в Тибете. Когда ему исполнилось 19 лет, Тибет был оккупирован, и он, как и многие тибетцы, был вынужден бежать в Индию, где им приходилось по утрам работать на полях, чтобы прокормиться, днем строить монастырь, а ночью учиться. Вопреки всем тяготам и лишениям Тензин Дугда сумел выучиться и получить высшую степень геше-лхарамбы. В 1993 году он был выбран мастером дисциплины монастыря Дрепунг Гоманг, который является одним из крупнейших буддийских монастырей Индии. Он прибыл в Калмыкию в 1995 году, в смутное и тяжелое время для республики, и с самого первого дня своего пребывания в республике геше-лхарамба Тензин Дугда все свои силы посвящал передаче своих познаний в области буддийской философии калмыцким монахам и мирянам. Слава о мудрости и необычайной духовной силе «старого ламы» быстро разнеслась по калмыцкой степи и далеко за ее пределами. К нему за советом, с простой просьбой помолиться о благе своих родных, даровать прибежище в трех драгоценностях, даровать наставления, благословения и посвящения, приезжали верующие, как из самых отдаленных поселков республики, так и из других городов: Астрахани, Волгограда, Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Улан-Уде, Кызыла и т.д. Геше-лхарамба Тензин Дугда трижды даровал калмыкам подробный комментарий на сакральный трактат великого буддийского ученого Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути Пробуждения» (Ламрим ченмо). Объяснению этого трактата он посвятил несколько лет своей жизни, считая своим долгом отозваться на просьбы верующих, чтобы помочь им обрести путь, ведущий к самосовершенствованию и самопознанию. Также он даровал объяснение таких сакральных буддийских сочинений как «Драгоценные четки философских воззрений» Кунтанга Ринпоче, «Путь ботхисаттвы» Шантидевы, «Три аспекта пути» Чже Цонкапы, «Джатаки» и многие другие. Каждая его лекция была наполнена искренним желанием донести до простых людей духовные ценности и идеи о том, что необходимо развивать в себе такие благие качества, как любовь и сострадание ко всем живым существам. Чтобы все слушающие хорошо поняли суть сакральных текстов, он часто объяснял все на примере разных историй и жизнеописаний буддийских мастеров, которых он знал очень много. Для людей, получивших тантрические посвящения Ваджрайогини, Ямантаки, Махакалы и других божеств, геше-лхарамапа Тензин Дугда даровал пояснения к ним, чтобы помочь практикующим заниматься этими сложными практиками без ошибок и сомнений. Для тех, кто не получал тантрических посвящений, чтобы и они имели возможность накопить заслуги, геше-лхарамапа Тензин Дугда многократно проводил совместное стотысячное начитывание мантры «Ом мани падме хум». Видя растущий интерес к буддийской философии, геше подготовил и обучил переводчиков. Геше участвовал во всех больших молебнах Центрального хурула, участвовал в ритуалах освящения ступ и хурулов по всей республике. Во время засухи выезжал в районы и неоднократно проводил ритуалы призывания дождя. Калмыцким юношам, выбравшим духовную стезю, геше-ла даровал монашеские обеты, для того чтобы в Калмыкии возродилась древняя традиция монашества. Во время буддийских праздников Зул и Цаган Сар даровал мирянам однодневные обеты «соджонг» и проводил ретриты. Как истинный буддийский монах до конца своих дней он сохранял в чистоте свои обеты гелонга и всегда помогал всем, кто к нему обращался, даже по индивидуальным вопросам. Всегда жизнерадостный и энергичный, достопочтимый Тензин Дугда любил дарить окружающим не только советы по духовному росту, но и просто хорошее настроение, поэтому много шутил и смеялся. Серьезный практик, суровый наставник и одновременно радушный человек, таким он запомнился многим. Хотя со стороны некоторые видели в нем лишь простого пожилого священнослужителя, но его собственное видение отличалось от обычного. Геше-лхарамба Тензин Дугда, несмотря на языковой барьер, с легкостью распознавал любую ложь и видел все недостатки и достоинства каждого человека, представавшего перед ним, поэтому каждому своему ученику он даровал разные советы и наставления, соответствующие его уровню. Геше Тензин Дугда часто повторял, что в прошлой жизни он был калмыком и поэтому оказался здесь, чтобы помочь возродить буддизм. Даже его уход в 2012 году стал наставлением для его учеников, он показал, что можно продолжать практиковать и в момент смерти. Его тело оставалось нетленным в течение целых семи суток, после того как врачи констатировали смерть, что стало еще одним доказательством высокой духовной реализации великого наставника. Для многих верующих нашей республики геше-лхарамба Тензин Дугда стал светом, озарившим для них путь, ведущий к сокровищнице буддийской мудрости. Светлой памяти моего Учителя геше-лхарамбы Тензин Дугда, переводчица Кермен Менкенова В память о геше-лхарамбе Тензин Дугда:Музыкальное сопровождение: фрагменты совместного альбома Антона Батагова и Верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче «Бодхичарья-аватара» Фотографии геше-лхарамбы Тензина Дугды Константина Мамышева Досточтимый геше Тензин Дугда: «В прошлой жизни я был калмыком» Когда же я прибыл в республику, то я почувствовал невероятное. Я отнюдь не сентиментальный человек и многие скажут вам, что я строгий. Но когда я увидел степные калмыцкие тюльпаны, у меня защемило сердце, а на глаза навернулись слезы. Я прожил в Калмыкии много лет и, порою размышляя над своей жизнью, я прихожу к выводу, что в своем прошлом рождении я был калмыком-кочевником. Наверняка, я здесь был когда-то в прошлых жизнях... Буддизм в Калмыкии |