Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Станислав Кучер. Наука просветления11 мая 2018 | Версия для печати
В индийском городе Дхарамсала прошла конференция «Понимание мира». Это уже второй опыт общения российских экспертов, изучающих природу сознания, и буддийских монахов во главе с Далай-ламой XIV в рамках проекта «Фундаментальное знание. Диалог российских и буддийских ученых». Главный редактор проекта «Сноб» Станислав Кучер, принявший участие в конференции, объясняет, почему об этом событии полезно знать и верующим, и атеистам.
Фото: Игорь Янчеглов Где еще можно встретить под одной крышей 68-летнего российского академика-физиолога и 28-летнего миллионера – алгоритмического трейдера из Калифорнии? Пионера блокчейна, совладельца дюжины hi-tech проектов из Латвии и буддийского йогина, бежавшего из Тибета в Индию через Гималаи? Легендарного ученого, ветерана Великой Отечественной, и Его Святейшество Далай-ламу XIV? Именно эта невероятная концентрация выдающихся землян – светил нейронауки, философии, владельцев высокотехнологичного бизнеса и мастеров тантрической медитации – превращает проект «Фундаментальное сознание» в совершенно уникальное мероприятие, чуть ли не готовую съемочную площадку для голливудского блокбастера о том, как лучшие умы планеты собрались вместе, чтобы спасти мир или на худой конец смоделировать его ближайшее будущее. «У меня до сих пор в голове не укладывается, что о таких материях, как происхождение сознания, работа мозга, соотношение квантовой теории и буддийского тезиса о пустотности мы спорим не в конференц-зале пятизвездочного отеля, а в главном буддийском храме города, в какой-то сотне метров от резиденции его Святейшества! Вы можете представить нечто подобное в православной или католической церкви?!» – шепотом делится со мной один из приехавших на встречу профессоров МГУ. Шепотом – потому что в этот момент в храм заходит Тэнцзи́н Гьямцхо́, он же Далай-лама XIV. Далай-лама XIV. Фото: Игорь Янчеглов «Некорректное сравнение! – на прекрасном русском с улыбкой шепчет ему через мое плечо буддийский монах. – Буддизм – не религия, а наука об уме, так что Его Святейшество в первую очередь не монах, а ученый». В справедливости этого утверждения в течение двух дней диалога имели возможность убедиться член-корреспондент РАН, ведущий российский ученый Константин Анохин, академик Святослав Медведев, научный руководитель Института общей генетики РАН академик Николай Янковский, профессор Института философии РАН Давид Дубровский, один из основателей Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ Дмитрий Волков, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Павел Балабан, руководитель лаборатории эволюционной геномики Института общей генетики профессор Евгений Рогаев, глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ профессор Александр Каплан, а также еще пара десятков молодых российских ученых и предпринимателей. Фото: Игорь Янчеглов Всех этих людей объединяет любовь к современной науке, желание как можно больше знать о возможностях собственного сознания и, как бы сие ни пафосно звучало, стремление изменить себя и мир к лучшему. Ну, а в конкретном месте – штаб-квартире Далай-ламы в Дхарамсале – их собрали неравнодушные энтузиасты из московского Центра тибетской культуры и информации, фонда «Сохраним Тибет», а также Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ и Института философии РАН. Около года назад, после первого диалога российских и буддийских ученых в Дели, я имел честь беседовать с Далай-ламой. Он сформулировал задачу таких встреч предельно ясно: «В основе всех проблем, создаваемых человеком, – беспокойный ум, гнев, жадность и другие мешающие эмоции конкретных людей. Современная наука должна помочь распространению светской этики, доказав: сострадательное мышление приводит к спокойствию ума и, как следствие, к общему оздоровлению человеческого организма. Если мы объединим усилия, мирная жизнь на планете может наступить уже в ближайшие 30 лет». Далай-лама приветствует Константина Анохина. Фото: Игорь Янчеглов Тогда, в августе 2017-го, у меня создалось ощущение, что наши ученые и буддисты говорят на разных языках. Для Далай-ламы и буддийских ученых цель – уменьшение количества страданий в мире, а современная наука – лишь инструмент, способный эту цель приблизить, в то время как для ученых наука и есть цель. Если российские профессора и академики стремились убедить своих собеседников в том, что первичен мозг, и именно он производит сознание, то буддисты, убежденные в первичности сознания, предлагали не ломать копья в спорах, а вместе сделать это самое сознание спокойнее, добрее, человечнее и далее по списку. Вместе доходчиво распространять «простой тезис» о том, что любовь, доброта, гармония с собой и ближними – не столько красивые слова и моральные императивы, сколько жизненно необходимые моральные категории. А путь к осознанию этого лежит через работу над собой и изучение того самого ума, который не суть от мозга ли или сам по себе, но от которого точно – и горе, и гнев, и радость, и счастье. Фото: Игорь Янчеглов Уж не знаю, завербовал ли тогда Его Святейшество российских ученых, или в пространстве произошел какой-то катаклизм, но на сей раз я не обнаружил на конференции (ни в составе российской делегации, ни среди иностранных гостей) ни одного человека, который бы с этими утверждениями спорил. Точку зрения о том, что прогресс сам по себе, без этических и нравственных ориентиров никому не нужен, разделяли на встрече в Дхарамсале все, а потому главные дискуссии развернулись по другим вопросам. Дмитрий Волков, сооснователь Московского центра исследования сознания и один из организаторов диалогов, интересовался у Далай-ламы, пропишет ли он буддистам таблетку для сострадания, и ставил не самые комфортные для буддистов вопросы вроде перспектив развития искусственного интеллекта. Нейробиолог Константин Анохин пытался понять, на чем основано утверждение тибетской медицины о том, что человеческий зародыш в возрасте 25 недель способен помнить свои предыдущие жизни. Глава лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биофака МГУ Александр Каплан делился опытом совмещения медитативных техник и компьютерных технологий с целью лечения больных с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. Отдельной приятностью для буддистов, смею утверждать, стало выступление профессора Давида Дубровского, в котором тот популярно объяснил, как современные исследования подтверждают многие тезисы книги Далай-ламы «Вселенная в одном атоме». Впрочем, как не заметил только слепой, у Дубровского и Его Святейшества особые отношения сложились еще во время их первой встречи в прошлом году. Тогда, узнав о том, что 86-летний Дубровский успел повоевать на фронтах Второй мировой, 82-летний лидер тибетских буддистов предложил публике кланяться прежде всего не ему, Далай-ламе, а Давиду Израильевичу и просить благословения именно у него. Давид Дубровский и Далай-лама XIV. Фото: Игорь Янчеглов Впрочем, самые провокационные вопросы участников и гостей конференции лично я услышал все же не в буддийском храме, а на мероприятиях вроде чаепития у бассейна в отеле. – А вы принимали ЛСД? – поинтересовался в первый же день диалогов у монаха по имени Санал латвийский бизнесмен, евангелист криптовалют и совладелец десятка мегауспешных бизнесов Гатис Эглитис. – Нет, – без тени сожаления или раздражения ответил Санал. – А как же тогда вы изучаете возможности сознания? Ведь буддизм подразумевает непосредственный личный опыт! – Мой непосредственный личный опыт говорит, что медитация позволяет достичь таких состояний сознания, по сравнению с которыми рассказы людей, употреблявших ЛСД, просто неинтересны. Кстати, вы пробовали всерьез медитировать? Лучше многих, на мой взгляд, о практической пользе диалогов российских и буддийских ученых высказался уже упоминавшийся тут предприниматель и философ Дмитрий Волков: «Диалог ученых и буддистов позволяет еще раз проверить фундаментальные научные установки: о физической природе сознания и памяти, о надежности объективных методов исследования. Готовность российских нейрофизиологов исследовать достоверность буддийских убеждений, в частности, о перерождениях и возможности помнить прошлые жизни, говорит об открытости науки к новым фактам и даже смене парадигм. Вряд ли эти гипотезы подтвердятся, но само отношение мне кажется очень важным». Наивно было бы утверждать, что после двух встреч российских ученых с буддийскими монахами в отечественной, а тем паче мировой науке случится парадигмальный сдвиг. Однако то, что сознание светил нашей нейронауки и философии, а вслед за ним и сознание их молодых учеников уже никогда не будет прежним, – факт. Как и факт, что, например, лично в моем сознании навсегда останутся слова, написанные на каменной стене одного из домов у дороги в резиденцию Далай-ламы: «Мы все ищем счастья и хотим избежать страданий. Осознание единства способно принести счастье всем. Давайте развивать это чувство». Snob.ru Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |