Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама принял участие в диалоге между современной и буддийской наукой18 ноября 2018 | Версия для печати
Йокогама, Япония, 16 ноября 2018 года – Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама присоединился к экспертам на сцене Национального зала собраний, Юко Ямагучи поприветствовала участников обсуждения и пять тысяч зрителей и произнесла несколько вступительных слов. Затем она пригласила к микрофону Его Святейшество.
Его Святейшество Далай-лама выступает со вступительным словом в начале диалога между современной и буддийской наукой, организованного в Национальном зале собраний. Фото: Тензин Джигме. «Вот уже много лет я веду обсуждения с американскими, европейскими и индийскими учеными, среди которых, например, Ричард Дэвидсон и Вольф Сингер. Древняя индийская наука, представленная в традиции Наланда, опирается на обоснованный подход, особенно в сфере сознания и эмоций. Наш диалог длится уже более 30 лет и идет на пользу как современной, так и буддийской науке. Буддийские ученые-философы и созерцатели многое узнали о физическом мире и, в свою очередь, знакомят современных ученых с характеристиками сознания. Благодаря этим обсуждениям родился институт “Ум и жизнь”, который теперь проводит конференции и семинары. У нашего диалога две задачи. На протяжении веков блестящие умы ученых были сосредоточены на исследовании физического мира. Но человек это не только физическое тело. У нас есть также чувства и сознание. Поэтому ученым полезны сведения о внутреннем мире сознания и эмоций. Во-вторых, наш мир испытывает эмоциональный кризис, о чем свидетельствует непрекращающееся насилие. Минувший век стал свидетелем двух мировых войн, на Японию дважды сбрасывали атомные бомбы, в кровопролитных конфликтах погибло около 200 миллионов человек. Если бы в результате наш мир стал лучше, это насилие хоть как-то можно было бы оправдать, однако насилие с неизбежностью вызывает лишь страдания. Поскольку все еще немало людей, которые полагают, будто самый действенный метод решения проблем – это применение грубой силы, нам грозит повторение ошибок 20-го века. Поэтому мы не должны жалеть сил, чтобы построить в 21-м веке эру мира. Его Святейшество Далай-лама выступает со вступительным словом в начале диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Чойджор. Нужно просвещать людей о том, что применение грубой силы безнадежно устарело. Мир во всем мире станет возможным, когда каждый из нас разоружится внутренне. Согласно данным научных исследований, постоянные гнев и враждебность разрушают наше здоровье. Ученые, к которым прислушиваются повсюду в мире, должны внести свой вклад в просвещение широкой общественности. До сих пор наши встречи с учеными проходили преимущественно в странах с иудео-христианской культурой. И я очень рад, что сегодня современная и буддийская науки встретились в Японии, исконно буддийской стране. Что касается космологии, в буддийской литературе описывается возникновение, пребывание и растворение вселенной, что вполне согласуется с теорией Большого взрыва. Йогические знания о нервной системе человека могут обогатить современную нейробиологию. Ученые говорили мне, что обнаружили в трудах Нагарджуны идеи, очень схожие с воззрениями квантовой физики. В то же время древняя индийская психология, с ее так называемой картой эмоций, содержит богатейшие сведения об обуздании разрушительных эмоций и взращивании благих, таких как умение прощать и любящая доброта». Японский нейролог Ирики Ацуши начал свой доклад словами о том, что хотел бы понять, что такое человек и как он связан с окружающим миром. Он провел грань между растениями и животными, указав, что последние наделены нервной системой, позволяющей обрабатывать информацию. Ученый обратил внимание, что органы чувств животных расположены, как правило, впереди, ближе к макушке головы – тому месту, где находится головной мозг. Японский нейролог Ирики Ацуши выступает с докладом в ходе диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Джигме. Ацуши рассказал об исследованиях обезьян, которые ведутся в его лаборатории. Этих животных, как и людей, можно научить пользоваться различными инструментами, что указывает на высокую степень адаптивности их мозга. Мозг воспринимает инструмент как продолжение руки, точно так же, как бинокль становится продолжением наших глаз. Уже через две недели после того, как обезьяну начинают обучать новым навыкам, заметны изменения в ее головном мозге. Они отличаются от изменений, которые происходят в процессе эволюции. Последние требуют значительно больше времени, и их невозможно исследовать в лаборатории. Его Святейшество заметил, что тоже верит в эволюцию, но считает крайне важным изучение сознания и эмоций. Практически до конца 20-го века ученые даже мысли не допускали, что сознание может быть чем-то большим, чем просто функция головного мозга. Однако сегодня, такие ученые как Ричард Дэвидсон, полагают, что существует нечто отличное от мозга, что способно влиять на него. Его Святейшество рассказал о случаях, когда тела умерших людей, в основном опытных практикующих, после зафиксированной клинической смерти оставались свежими на протяжении недель. Останавливалось сердце, прекращалось кровообращение, умирал мозг, и все же тело не разлагалось и оставалось свежим. Ученые пока никак не могут объяснить это наблюдаемое явление, но уже начат проект по его исследованию. Согласно объяснениям буддийской науки, это происходит, потому что в теле все еще остается тончайшее сознание. Как только оно покидает тело, тело начинает разлагаться. Его Святейшество Далай-лама комментирует доклад японского нейролога Ирики Ацуши во время диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Джигме. Его Святейшество упомянул о различных по тонкости уровнях сознания. Он обратил внимание, что тренировки в сосредоточении происходят на уровне ментального сознания, которое отличается от сознания, обрабатывающего ощущения органов чувств. Он еще раз повторил, что верит в эволюцию. Сначала было пустое пространство, в котором возникли элементы ветра, огня, воды и земли. По мере их эволюции появились условия для поддержания сознания. Чун-Сунь Чу, квантовый физик из Тайваня, признался, что хотел бы понять, как устроена вселенная. Он знает, что устройство мира красиво и его можно постичь. Весьма примечательно, что законы физики не нарушаются, вопреки обширному разнообразию масштабов и размеров наблюдаемых объектов. Однако на субатомном уровне мир ведет себя по-другому, и это описано в квантовой физике. Там царят волны и частицы. Он рассказал о принципе неопределенности, квантовой запутанности (которую проиллюстрировал на примере круглых и квадратных пирогов), теории струн и квантовой геометрии. Чун-Сунь Чу, квантовый физик из Тайваня, выступает с докладом об устройстве вселенной во время диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Джигме. Когда на экране появилась фотография Земли и Луны и прозвучало замечание, что ничто не существует так, как нам кажется, Его Святейшество заметил, что Луна состоит из частиц, однако когда мы их исследуем, мы должны задаться вопросом: «А где же Луна?» Психолог Йошико Сакико из Киотского университета представила молодого исследователя Фуджино, которого встреча с Его Святейшеством и прохождение курса обучения випашьяне вдохновили на изучение медитации и мозга. Он исследует, есть ли различия в мозге людей, практикующих две разные формы медитации – шаматху, которая подразумевает развитие навыков однонаправленного сосредоточения, и випашьяну, или, как назвали ее ученые, медитацию открытого наблюдения. Практикующие шаматху сосредотачиваются на дыхании, а медитация открытого наблюдения подразумевает наблюдение за тем, что происходит в нашем сознании в настоящий момент времени. Семнадцати участникам эксперимента после медитационной сессии делали МРТ головного мозга. Анализ полосатого тела показал усиление избирательного внимания у практикующих сосредоточение (шаматху) и ослабление избирательного внимания у практикующих открытое наблюдение (випашьяну). Ученых интересует также, как медитации влияют на память и повторное переживание эмоций. Психолог Йошико Сакико из Киотского университета рассказывает об исследованиях медитации во время диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Джигме. Его Святейшество пояснил, что предпочитает называть шаматху и випашьяну однонаправленным сосредоточением и аналитической медитацией. Неотъемлемая часть аналитической медитации – взращивание благих эмоций, таких как сострадание, поэтому прежде, чем приступать к медитациям, стоит узнать, что такое сострадание и как его взращивать. Когда сторонний наблюдатель исследует субъективные переживания другого человека, им обоим очень важно оставаться непредвзятыми, добавил Его Святейшество. На вопрос, можно ли быть и ученым, и практикующим одновременно, Его Святейшество ответил, что, с его точки зрения, Нагарджуна был классическим примером и того, и другого. Некоторые тибетцы полагают, будто логика – это лишь инструмент, позволяющий одержать верх над своими оппонентами. Думать так, произнес Его Святейшество, большое заблуждение. Логику необходимо применять в ходе собственного анализа. Неведение искореняется с опорой на обоснование и мудрость, и здесь не помогут молитвы или однонаправленное сосредоточение как таковое. А устранение неведения важно, поскольку в нем коренятся все разрушительные эмоции. Отвечая на вопросы зрителей, Его Святейшество сказал, что для того, чтобы ознакомиться с основополагающим умом ясного света, будет полезным развивать осознанность в состоянии сновидения. Медитируя во сне, когда сознание органов чувство отключено, мы достигаем более тонких уровней сознания. Одна из слушательниц задает вопрос Его Святейшеству Далай-ламе во время диалога между современной и буддийской наукой. Фото: Тензин Джигме. Его Святейшество еще раз подчеркнул, что современное образование необходимо дополнить наставлениями о внутренних ценностях и устройстве сознании. Точно так же, как детей обучают правилам физической гигиены для поддержания здоровья тела, нам нужна гигиена эмоций, знания о том, как обуздывать возникающие в нас разрушительные эмоции. Он призвал в полной мере использовать свои умственные способности для укрепления основополагающих человеческих достоинств, таких как любящая доброта. Невозможно переоценить также важность идеи о единстве всего человечества. В завершение прозвучали слова благодарности. Перед тем, как покинуть сцену, Его Святейшество напомнил зрителям об изречении Будды, гласящем, что мы сами хозяева своей судьбы. «Преобразовывая сознание и эмоции, самое главное сохранять решимость и оптимизм. Великие учителя прошлого пользовались возможностями, которые у них были. Они обрели счастье. И нам это под силу. Японцы очень трудолюбивый народ, но не отдавайте все свои силы одной работе. Поразмышляйте обо всем, что услышали за последние пару дней. Преобразование сознания требует времени, и если вы не отступитесь, то станете счастливее». И снова Его Святейшество помахал рукой зрителям, затем замер на несколько мгновений со сложенными у груди руками, словно молился об их благополучии, и покинул сцену. Завтра в Токио Его Святейшество прочтет публичную лекцию для молодежи на тему «Мы едины – мы одна семья». Перевод: Ольга Селезнева. Фоторепортаж о событииСмотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |