Сохраним Тибет > Панчен Гьялцен Норбу стал главным проводником «китаизации религии» в тибетском буддизме

Панчен Гьялцен Норбу стал главным проводником «китаизации религии» в тибетском буддизме


8 декабря 2018. Разместил: Editor
Распространенная пекинской пропагандой инициатива «китаизации религии», ставшая уже одним из тех штампов, которыми так часто пользуются чиновники всех уровней, приобретает вполне конкретные очертания.

С целью сокращения количества последователей тибетского буддизма уже введены серьезные ограничения, в частности, решено отсечь тибетских детей от участия в церемониях и запретить молодым людям, получившим партбилет из соображений карьерного роста, проявлять любой интерес к религии. Приказано также убрать из монастырей наставников, учившихся в Индии, и доносить на любого, кто подозревается в контактах с «раскольническими силами» за рубежом.

Панчен Гьялцен Норбу стал главным проводником «китаизации религии» в тибетском буддизме
На симпозиуме этнических групп в округе Лхока. 23 августа 2018 г.

Но это, так сказать, директивы текущего момента, тогда как режиму, базирующемуся на персоналистском правлении, необходима «долгосрочная стабильность». Для этого создается «патриотическая» иерархия тибетского буддизма, которая должна продвигать меры по утверждению единой культуры и нормативного языка. Марионеточный панчен призван исполнять представительские функции, как бы олицетворяя «свободу вероисповедания».

Пропагандистский сайт Tibet.cn пестрит его отчетными фотографиями с разных мероприятий. 29 октября на открытии V всемирного буддийского форума в городе Путянь провинции Фуцзянь он произнес речь, полную дежурных цитат вроде формирования «общей судьбы человечества». Организаторами форума выступили всекитайская ассоциация религиозных и культурных обменов и китайское общество буддистов, где он занимает кресло зампредседателя.

Поприсутствовав на форуме до 6 ноября, Гьялцен Норбу отправился в большую поездку по провинции Фуцзянь, посетив памятники «красного туризма» в городах Фучжоу, Путянь, Лунъянь, Сямэнь и Ниндэ. В заметке Tibet.cn перечислены: мемориальный парк председателя Мао и дом в поселке Гутянь, где 28 декабря 1929 года прошло совещание, на котором Мао Цзэдун был избран партийным секретарем 4-й красной армии; мемориальный зал чиновника династии Цин Линь Цзэсюя, ставшего символом «войны с наркотиками»; бывшая резиденция Янь Фу, считающегося идеологом духовности Китая; а также расположенные по соседству резиденции революционного мученика Линь Цзюэминя и поэтессы Бин Синь (Се Бинсинь в русскоязычной Wikipedia).

11-й панчен посетил также образцово-показательную деревню Чиси города Ниндэ, в которую до него приезжали китайский председатель Си Цзиньпин, в прошлом партбосс города Ниндэ, член правящего политбюро Чжао Лэцзи, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины, и другие высокопоставленные чиновники. В этой деревне, служащей примером кампании по сокращению бедности, Гьялцен Норбу, не бывавший в провинции Фуцзянь 11 лет, выразил «восхищение успехами экономического и социального развития». Наконец, в городе Сямэнь он заехал в четыре монастыря китайского буддизма, в том числе переполненный туристами монастырь Наньпуто.

Совершив рекомендованную провинциальным правительством экскурсию, Гьялцен Норбу вернулся в Пекин, чтобы провести очередной ежегодный семинар по интерпретации буддийской доктрины в китайском центре тибетологических исследований. На открытии семинара 8 ноября он говорил о необходимости переработать тибетский буддизм в духе указаний съезда компартии, о том, что все обязаны «внедрять новую интерпретацию доктрины», которая должна стать «позитивной силой для служения государству и массам».

Столь же неглубокие сентенции выказывались в середине августа, когда 11-й панчен посетил округ Шаньнань (Лхока) Тибетского автономного района, где выступил на семинаре «всех этнических групп» (на фотографиях традиционные наряды соседствуют с костюмами и галстуками).

«Поймите, что люди в Тибете – независимо от каких-либо убеждений, независимо от национальности – обязаны следовать социалистическому пути с китайской спецификой под руководством партии, ее центрального комитета с товарищем Си Цзиньпином как ядром», – цитирует его речь Tibet.cn. Необходимо «продвигать дух патриотизма», чтобы «религия действительно могла стать позитивной силой в служении обществу, служении родному городу, служении родине и народу», повторял он заученные штампы. Не забыл и о призывах и далее «решительно бороться с сепаратистскими силами», «решительно защищать национальное единение», «высоко нести знамя патриотизма».

«Генеральный секретарь Си Цзиньпин и центральный комитет партии очень обеспокоены религиозной работой и работой с национальностями и издали ряд связанных с этим мер», – подчеркнул 11-й панчен на встрече с членами ассоциации буддистов округа Шаньнань 18 августа. Председатель патриотической ассоциации Дава Церинг отчитался о достижениях со времени первого пленарного заседания в 2016 году. В тибетских монастырях осуществлена политика «девяти» (то есть имеются красные флаги, газеты и телевидение), повседневная жизнь следует «национальной и религиозной политике партии» и «четырем стандартам».

Как сообщалось, в тот же день Гьялцен Норбу, не бывший в этом округе 8 лет, посетил священное озеро Лхамо Лхацо в уезде Гьяца округа Шаньнань. Паломничество к этому озеру имеет особое значение для «перерожденного Далай-ламы, Панчена-эрдени и других живых будд», так как в нем можно «увидеть сцены из будущего», подчеркивается в отчете Tibet.cn на китайском.

Заметим, что пропагандистский источник прямо упоминает о реинкарнации Далай-ламы, что свидетельствует о планах правящего политбюро подобрать собственного преемника. Тогда-то и будет выставлен вперед 11-й панчен, который заявит, что узрел в водах озера Рамла (это китайское название), как наступает единение «всех религий, всех национальностей» под сенью компартии и ее «ядра».

Валерий Никольский