Сохраним Тибет > Тибетцев принуждают менять в домах буддийские изображения на портреты партийных лидеров

Тибетцев принуждают менять в домах буддийские изображения на портреты партийных лидеров


26 января 2019. Разместил: Editor
Тибетцам предстоит трудный год: в марте отмечается 60-я годовщина тибетского народного восстания в Лхасе, тогда как чиновники китайской компартии готовятся продемонстрировать успехи кампании по китаизации буддизма к 70-летнему юбилею провозглашения народной республики.

В домах тибетцев буддийские изображения заменяются портретами лидеров компартии, перед которыми требуется делать подношения и выполнять простирания. Зарубежные тибетские издания публикуют фотографию, на которой женщина совершает ритуалы перед домашним алтарем с портретами Мао Цзэдуна и Си Цзиньпина. В подписи на сайте радиостанции Voice оf Tibet с горькой иронией говорится, что партийные чиновники зачистили уезд Дзоге (кит. Жуоэргай, Аба-Тибетско-Цянский автономный округ) от портретов Далай-ламы XIV.

Тибетцев принуждают менять в домах буддийские изображения на портреты партийных лидеров

В уезде Серта (кит. Сэда провинции Сычуань) тибетцев, получающих субсидии правительства в рамках кампании по «искоренению бедности», принуждают убирать из домов изображения Далай-ламы и демонтировать алтари. Вместо них, как подтвердил источник Центральной тибетской администрации (CTA), заставляют выполнять простирания и делать подношения перед портретами лидеров китайской компартии, включая Си Цзиньпина.

Простирания – это традиционная религиозная практика, предназначенная исключительно для Будды, Дхармы и Сангхи. Тибетцы выполняют простирания «только перед этими тремя драгоценностями тибетского буддизма», подчеркнул официальный спикер центральной тибетской администрации Сонам Норбу Дакпо (Sonam Norbu Dagpo). В 2019-м году отмечается 60-я годовщина тибетского народного восстания, после которого Далай-ламе с тысячами тибетцев пришлось уйти в изгнание, добавляет он, и, как показывают сообщения из Тибета, китайская компартия ужесточает подавление религиозных убеждений и религиозной деятельности.

О том, что в уезде Серта (Сертхар) производится демонтаж буддийских изображений, сообщил International Campaign for Tibet бывший политзаключенный Голок Джигме (Golog Jigme), в 2015-м получивший убежище в Швейцарии. Другой источник ICT рассказал, что в новых жилищах для тибетцев, подвергшихся переселению в провинции Кхам, обнаружились небольшие алтари, заранее оборудованные портретами партийных лидеров.

Интернет-журнал Bitter Winter, ссылаясь на ряд интервью в Лхасе, подтверждает, что бедных тибетцев, лишившихся своих земельных участков и средств к существованию, заставляют украшать алтари портретом Си Цзиньпина под страхом потери минимальных пособий по бедности. По словам одной женщины, она боится совершать кору (обход храма) и поклоняться Будде, так как с 9 утра до 9 вечера за ними следят специально нанятые квартальные надзиратели. Это связано с объявленным в мае предупреждением правительства, что те, кто получает пособия от государства, не должны участвовать в религиозных церемониях.

По словам еще одного источника ICT, который часто ездит по Тибету, бедные семьи опасаются потерять субсидии, если не поставят портреты партийных лидеров, но во многих монастырях и домах по-прежнему сохраняются фотографии Далай-ламы.

Напомним, что в ноябре 2017 года марионеточный панчен Гьялцен Норбу, вице-председатель патриотического общества буддистов, призвал включить в разъяснение доктрины новую руководящую идею компартии: «Идея Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи может стать путеводным маяком для буддизма в процессе приспособления к социализму с китайской спецификой и дальнейшего развития». Этот призыв мог подразумевать введение обрядов поклонения пожизненному «вождю» компартии.

Перечень подкорректированных традиций будет дополнен еще и некими церемониями перед статуями китайских чиновников, с 1727 года представлявших в Тибете династию Цин (1644–1911). Предложение воздвигнуть в Лхасе статуи или барельефы чиновников, носивших маньчжурский титул «амбань», было формально принято на второй сессии политического консультативного совета Тибетского автономного района.

14 января об этой инициативе, выдвинутой под предлогом сохранения традиционной культуры региона, сообщил сайт China News Service на китайском и в тот же день ее изложил англоязычный таблоид Global Times. Несмотря на расхождение с фактами, монумент призван подкрепить фиктивную версию истории Тибета, якобы всегда находившегося под властью китайских императоров.

Между тем 21 декабря в Лхасе состоялось торжественное награждение 70 из «образцовых» монастырей с участием 200 кадровых работников. В фотоотчете пекинского сайта Tibet.cn на сцене выставлены плакаты с изображениями партийных лидеров, а среди отмеченных красной лентой в зале не только религиозные работники в монашеских одеяниях, но и кадры в штатском и в форме.

70 управляющих комитетов, в распоряжении которых 7034 монаха и монахини, были награждены почетными званиями за хорошее и отличное воспитание с соблюдением «четырех стандартов» и «стремление стать образцовыми монастырями для передовых монахов и монахинь». Как известно, соблюдение «четырех стандартов» обозначает следующее: занимать ясную и твердую политическую позицию, требовать от монахов и монахинь успехов в учебе, быть морально устойчивыми, а также готовыми играть «активную роль в критических ситуациях».

Одной из «критических ситуаций», когда среди тибетцев вспыхивает особое возмущение, выглядит предстоящая демонстрация огромного полотнища с изображением Мао Цзэдуна и солдат китайской армии, выполненного в технике тибетской тханки.

Пока неясно, когда пройдет эта пародия на буддийский ритуал, но в публикации пекинского сайта о Тибете 10 декабря отмечено, что длина тханки 49,1 м указывает на дату провозглашения народной республики 1 октября 1949 года. В проекте создания полотнища шириной 1,21 м, на который было выделено 4 млн юаней, участвовали 12 тысяч человек. Таким путем тханка, признанная частью нематериального культурного наследия, послужит «продвижению революционного духа и реализации мечты о великом возрождении китайской нации», подчеркивает Tibet.cn.

На священной тханке, которую в ходе фестиваля «Шотон» тибетцы разворачивают на склоне возле монастыря Дрепунг в Лхасе, изображается Будда Шакьямуни. Фотографии этой впечатляющей церемонии, которая ежегодно проводится во второй половине августа, регулярно публиковались в репортажах о «фестивале йогурта» на русском языке.

Валерий Никольский