Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
XXI век – век буддизма. Интервью с Чокьи Ньима Ринпоче4 сентября 2019 | Версия для печати
В июне 2019 года в подмосковном центре тибетской культуры и медитации «Тубтен Линг» состоялись Учения Чокьи Ньима Ринпоче – одного из самых известных буддийских мастеров современности. Ринпоче – наследник линии знаменитого мастера дзогчен Тулку Ургьена Ринпоче, близкий ученик и личный помощник 16-го Кармапы, настоятель монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг в Непале. В насыщенном расписании ретрита у Драгоценного Учителя нашлось совсем немного времени для интервью. Тем не менее в беседе, которая происходила практически «на бегу», удалось затронуть такие важные темы как диалог Далай-ламы и западных учёных, особенности практики Дхармы в России, осознание природы ума и развитие сострадания – kindfulness. Развитию качества kindfulness Ринпоче уделяет особенное внимание в последней книге «Sadness, Love, Openness: The Buddhist Path of Joy», которая готовится к переводу на русский язык в этом году. Представляем вашему вниманию краткую версию беседы.
С досточтимым Чокьи Ньима Ринпоче беседовала Влада Белимова – философ, антрополог, специалист по индийской культуре. – Дорогой Ринпоче, спасибо Вам большое за согласие побеседовать. Сейчас многие на Западе озабочены сохранением тибетской культуры, тибетской духовной традиции. Что для Вас значит призыв «сохраним Тибет»? Что нужно сохранить прежде всего? – Я был рождён в Тибете, но уже довольно давно, живу в Непале. Китайцы, которые имеют политическое влияние на Непал, весьма ревниво относятся к так называемому «тибетскому вопросу». Что именно нужно сохранять? Сохранять нужно, безусловно, самое драгоценное. Что же является самым драгоценным в Тибете? Безусловно, это Учение Будды, буддийский способ мышления – Дхарма. Важно понимать, что Дхарма существует не только для тибетцев, Дхарма – это то, что приносит пользу всему миру. Также важно понимать, что в наше время, когда бурно развивается наука, тибетское наследие также оказывается чрезвычайно востребованным. Можете спросить – почему и как научный прогресс связан с буддийской Дхармой? А связь тут прямая. Дело в том, что буддийский метод объяснения устройства мира не менее разработан и последователен, чем метод европейских наук. Поэтому сейчас чрезвычайно важен и перспективен для развития человечества диалог между буддизмом и наукой. Итак, что же из тибетского наследия нужно сохранять? Тибетский буддизм. Он существует не только для тибетцев – он для блага всего мира! – Вы приезжаете в Россию уже 25 лет. Буддизм – традиционная религия в Калмыкии, Бурятии, Тыве. Но множество людей из европейской части России также глубоко интересуются Дхармой. Необходим ли, на Ваш взгляд, особый подход в обучении Дхарме русских буддистов? – Обучение, в общем, универсально. Кто не хочет постигнуть истину? Кому не интересно увидеть, как в действительности всё устроено? Кто не хочет узнать, что такое подлинное сострадание? Думаю, что не найдётся такого человека на всех континентах! Буддийское Учение объясняет как всё есть на самом деле, и делает оно это последовательно и ясно. Но тем, кто интересуется сутью буддийского учения нужно прежде всего понять истину о непостоянстве: всё непостоянно и взаимозависимо – у отдельных вещей нет самосущего бытия, всё существование иллюзорно. Когда говоришь о таком, то поначалу никому, увы, это не нравится. Никто это знание не принимает сразу же – мы ведь привыкли думать, что всё неизменно… Но постепенно с практикой у всех людей этот подход меняется – ведь всё действительно изменяется, всё рано или поздно заканчивается. – Но есть же какая-то разница в ментальности жителей России и других стран. Проявляется ли это как-то в их подходах к практике Дхармы? – Да, если сравнить буддистов из стран западной Европы с американцами , то у буддистов-европейцев, я бы сказал, вера сильнее, они более серьёзные практики. По сравнению же с жителями западной Европы, русские немного ближе к азиатам, то есть их вера ещё сильнее. Вот, например, здесь в России так верят в благословения! Даже больше, чем западные европейцы – совсем как мы, азиаты. – Также хочется задать еще один вопрос: Есть ли отличие в практике для мужчин и женщин? Считается, что женщины – более эмоциональны, чем мужчины, а наш ум менее стабилен. – Да, женщины более эмоциональны и более чуткие, а также более сострадательные. Но принципиальных отличий в практике нет. – Мне очень близко Ваше наставление о природе Ума, о Присутствии, об Осознанности. Но, к сожалению, в повседневной жизни трудно не то что постоянно пребывать в обнажённой Осознанности – но иногда даже просто помнить о такой возможности! А если и удаётся вспомнить о ней, то остаёшься лишь на уровне ментальных, речевых формулировок. Пребывание в природе ума кажется таким призрачным! – Осознание природы ума – за границей слов. Оно невербально, да… Но в то же время нам, людям, нужны также и слова. Это уровень Речи. Высшее состояние – за границей слов, но слова всё же нужны. Но есть и ещё нечто чрезвычайно важное для подлинной практики – это постоянство присутствия в любящей доброте – kindfulness. Вообще, буддизм – многоплановое явление. Далай-лама предлагает понимать буддизм как своеобразное триединство. То есть, согласно этой идее, буддизм состоит из науки, философии и практики. Что такое буддийская наука? Что изучает? Как связаны между собой эти три составных части буддизма? – Буддийская наука изучает ум. Но как говорить об уме? Для объяснения тонкой феноменологии ума нужен специальный язык. Таким языком оказывается язык философии. Буддийская философия – это способ объяснения феноменологии ума. Без философии трудно будет говорить и об эффективной практике, зато если вы обладаете знанием философии, то для вашей практики это будет очень полезно! – Итак, все эти составляющие важны и формируют, так сказать, «целостный организм» буддизма. Так с чего же следует начинать практику? – Да, важны все три составляющих – буддийская наука, буддийская философия и буддийская практика. Точно не нужно начинать с практики! Прежде нужно понять, что именно практиковать, как устроена практика и зачем она нужна. Прежде вам следует разобраться – хотя бы в общих чертах – с тем, что есть буддийская философия и что есть буддийская наука. – Помимо западных буддистов, увлечённых практиками, существуют также и западные учёные, увлечённые буддийской философией. Западные учёные задают множество вопросов. Что могут сказать им современные буддийские философы? – Начнём с того, что XXI век – это век буддизма… – Почему это так? – Сейчас буддизм и наука становятся ближе друг другу, а вместе с ними сближаются культуры Запада и Востока. Благодаря инициативе Его Святейшества Далай-ламы проводятся диалоги между западными учёными и буддийскими учёными. Эти два вида человеческой способности к познанию, исследованию мира, начинают всё больше уважать друг друга. Например, один из значимых учёных современности – Франсиско Варела. Вы знаете, какими были его последние слова? Варела начинал как учёный в западном смысле. Он был биологом. Но однажды он встретил тибетских лам и начал практиковать… Потом он встретил моего отца – Ургьена Тулку Ринпоче. Варела стал серьёзным практиком. А перед смертью – он был серьёзно болен – он сказал, на мой взгляд, очень важные слова. Обратите внимания на них. Он сказал: «Вся наша жизнь – это исследование». Что это значит? Что он имел в виду? С моей точки зрения, он имел в виду, что природа нашего ума – исследование. – Я знаю, что Варела – один из основателей института Mind and Life, вместе с Мишелем Битболом и Аланом Уоллесом. Именно в рамках деятельности этого института и состоялись первые Диалоги между западной наукой и буддизмом. Что именно может сблизить западную науку и буддизм? – Как человеческие существа мы нуждаемся в том, чтобы исследовать, чтобы подвергать всё сомнению, чтобы задавать вопросы обо всём на свете. Так, буддийское Учение поощряет всех и каждого исследовать и даже – ставить под вопрос слова Будды. Буддийская философия потому обладает множеством инструментов для проведения логических операций, также философы тренируются в дебатах. Всё это по поводу исследования, поиска истины. Итак, если вы действительно сравните науку и буддизм, тогда вы увидите, что у них много общего: исследования, поиск истины, радость открытий. В этом смысле они действительно очень похожи. Философия тибетского буддизма направлена на поиск истины, на исследования. Наука – это также исследование. Я вижу, что наука всё больше интересуется буддизмом. Вероятно, учёным стало интересно, что же эти буддийские учёные исследуют уже более двух с половиной тысяч лет. – Ум? – Да, мы исследуем ум! – В чём, на Ваш взгляд, основной смысл этих встреч, этих диалогов Его Святейшества и западных ученых? – Его Святейшество Далай-лама хочет удивить западных учёных буддийским знанием. Но не только. Действительно, западная наука и буддийская наука говорят об одном – об уме. Да, учёным нравится исследовать и совершать открытия, они никогда не останавливаются на достигнутом, не довольствуются теми знаниями, которыми уже обладают. – Помимо философии в тибетском буддизме, существуют такие во многом культурообусловленные элементы, как мантры, используемые в ритуале священные тексты, перевод которых с тибетского на другие языки – всегда только приблизительный… Возникает вопрос, насколько в целом традиция важна для науки? Множество верующих буддистов на Западе готовы практиковать, рецитируя тибетский текст, даже не понимая, о чём он. Как европейским буддистам взаимодействовать с религиозно-традиционной стороной буддизма? Следует ли начинать с изучения буддийской философии? – Действительно, у буддийских верующих не так много знаний в буддийской философии. Но они верят в причинно-следственную связь, в перерождения… Они понимают ценность буддийских практик – таких как рецитация текстов, начитывание мантр и др. Они хотят практиковать как можно лучше (и как можно больше). Таков их способ практики и способ мышления. Они знают, что практика мантр помогает справиться, например, с фрустрацией, но не знают глубокого значения конкретных мантр. Это необразованные практики буддизма. Образованным практикам буддизма знакомы ритуалы и техники, глубинное значение конкретных мантр, у них есть знание буддийской философии. – Сколько лет нужно, чтобы стать хорошим практиком буддизма? – Это зависит от множества факторов… – В буддизме существуют постепенные и непостепенные пути – такие, например, как Махамудра и Дзогчен. – Да, буддизм очень богат. – Как Вы считаете, западные буддисты в принципе способны понять и практиковать глубокие учения Махамудры и Дзогчена? – К тому всё идёт. – Спасибо Вам огромное за беседу! Беседовала Влада Белимова Другие интервью автора:Музыка — мост между мирами. Интервью с тибетской певицей Дечен Мы все знаем, что встреча цивилизаций не всегда протекает мирно — иногда формы одной культуры подавляют, вытесняют друг друга, но творчество всемирно известной тибетской певицы Дечен Шаг-Дагсай — пример совершенно иного культурного взаимодействия. Оно — образец именно «дружеского» межкультурного диалога в музыкальном мире, где каждая культура «слышит» и, сохраняя свою самобытность, гармонично дополняет другую. Её песни звучат в фильме Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда», она выступает для Его Святейшества Далай-ламы, пишет пластинки вместе с Тиной Тёрнер (Beyond, 2009), а Филипп Гласс приглашает её играть концерты в нью-йоркском «Карнеги-Холл». О философии, встречах с Далай-ламой, карате-до и поэзии. Интервью с Д.И. Дубровским Давид Израилевич Дубровский – специалист в области аналитической философии сознания и методологии науки, главный научный сотрудник Института философии РАН, участник встреч Далай-ламы с российскими учёными в рамках конференций «Диалоги о сознании». Узоры кармы. Беседа с Тэло Тулку Ринпоче Верховный лама республики Калмыкия, официальный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, признанная реинкарнация Тилопы – великого буддийского святого, основоположника линии Кагью. И всё это – один и тот же человек, Омбадыков Эрдни Басан. Он рассказал о том, как формируются кармические связи, о трудностях выбора и фатальных ошибках, которые случаются в жизни, о воспитании гибкости ума, рэп-музыке, вегетарианстве и многом другом. Интереснейшая получилась беседа! Срединный путь в современном мире. Две беседы с Робертом Турманом о теории и практике буддизма С профессором Робертом Турманом мы встретились и поговорили на Учениях Далай-ламы в Риге. Он рассказывал о своём пути, дружбе с Далай-ламой, жизни монаха и жизни мирянина, путешествиях по Индии, карме, социальном неравенстве, положении женщин в современном мире, способе прекратить все войны... Геше Лхакдор: «Полнота буддийского учения не поместится ни в одном манускрипте» О древних манускриптах, работе со сложными эмоциями, сострадании и бесконечном счастье мы поговорили с досточтимым геше Лхакдором. Досточтимый геше Лхакдор — буддийский учитель, на протяжении шестнадцати лет работавший личным переводчиком Его Святейшества Далай-ламы, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов в Дхарамсале (Индия). Место встречи Востока и Запада – буддизм. Интервью с геше Нгавангом Самтеном О традициях буддийского образования в современном мире, точках пересечения философских течений Востока и Запада, теориях и практиках сострадания мы поговорили с геше Навангом Самтеном, известным ученым, ректором Центрального университета тибетологии (Central University of Tibetan Studies). Просмотров: 3238 | Тэги: Чокьи Нима Ринпоче, интервью
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |