Сохраним Тибет > Геше Лхакдор проведет в Москве семинар «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме»

Геше Лхакдор проведет в Москве семинар «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме»


15 октября 2019. Разместил: savetibet
Геше Лхакдор проведет в Москве семинар «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме»Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «СОХРАНИМ ТИБЕТ» под духовным руководством Тэло Тулку Ринпоче приглашает вас принять участие в семинаре «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме», который состоится 15–17 ноября в Институте востоковедения Российской Академии наук.

Семинар проведет директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше (доктор буддийской философии) Лхакдор. Буддийский учитель, на протяжении шестнадцати лет работавший личным переводчиком Его Святейшества Далай-ламы, расскажет о методах раскрытия потенциала сознания на примере духовной биографии Чже Цонкапы. Геше Лхакдор построит свои объяснения на двух сочинениях выдающегося буддийского наставника «Счастливая судьба», «Хвала Будде Шакьямуни за учение о взаимозависимости», а также на наставлениях устной традиции тибетского буддизма.

Трехдневный семинар Семинар приурочен к 600-летней годовщине ухода в паринирвану Чже Цонкапы, которая в этом году широко отмечается буддистами тибетской традиции гелуг. В ознаменование этой даты в главных гелугпинских монастырях, расположенных на юге Индии, запланированы большие праздничные программы с участием Его Святейшества Далай-ламы.

Семинар проводится совместно с Институтом востоковедения РАН, Буддийским центром «Ганден Тендар Линг» (ФПМТ) и Центром тибетской культуры и информации.

Расписание семинара:
15 ноября
19:00–21:00

16 и 17 ноября

13:00–17:00 (две сессии с перерывом)

Место проведения: Институт востоковедения РАН, ул. Рождественка 12/1 (метро Трубная, Кузнецкий мост, Лубянка), главный зал. При себе иметь паспорт.

Для участия в семинаре необходима регистрация.


Геше Лхакдор проведет в Москве семинар «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме»

Геше (доктор буддийской философии) Лхакдор


Геше Лхакдор, чей голос хорошо известен тем, кто посещал учения Его Святейшества Далай-ламы в Индии, родился в Якре, на западе Тибета. В 1959 году, после захвата страны Китаем, он покинул Тибет и ушел в изгнание в Индию. Вскоре он принял обеты монаха-послушника и поступил на обучение в Центральную школу для тибетцев в Далхаузи (Индия). Высшее философское образование он получил в Институте буддийской философии и диалектики в Дхарамсале, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы.

В августе 1989 года геше Лхакдор поступил на работу в Канцелярию Его Святейшества Далай-ламы в качестве советника по религиозным вопросам и личного переводчика духовного лидера буддистов. Он работал на этом посту в течение 16 лет, сопровождая Далай-ламу в его поездках по более чем тридцати странам Южной и Северной Америки, Европы, Австралии, Африки и Азии. В составе делегации Его Святейшества Далай-ламы он посещал Россию в 90-х годах и 2004 году во время краткого визита духовного лидера в Калмыкию.

С 2005 года геше Лхакдор возглавляет Библиотеку тибетских трудов и архивов – крупнейший научный и исследовательский центр по сохранению буддийского наследия Тибета в Дхарамсале (Индия).

Геше Лхакдору присвоен целый ряд почетных званий. Он – советник Института мудрости и сострадания в Лебралинге, Франция; почетный профессор кафедры психологии Делийского университета; почетный профессор Университета Британской Колумбии, Канада; попечитель Фонда всеобщей ответственности, основанного Его Святейшеством Далай-ламой.

Геше Лхакдор принимал участие в переводе и подготовке к изданию многих книг Его Святейшества Далай-ламы. При его непосредственном участии выпущены книги «Путь к свободе», «Искусство жить и умирать в мире», «Пробуждение ума и просветление сердца» и «Ступени медитации». Он автор и переводчик множества статей, интервью и других публикаций о Тибете и буддийской культуре. Готовятся к изданию его переводы книг: Далай-лама Пятый. «Слово Манджушри»; Дагпо Нгаванг Дагпа «Сущность совершенных учений».

ЧЖЕ ЦОНКАПА


Геше Лхакдор проведет в Москве семинар «Методы раскрытия потенциала человеческого сознания в буддизме»Цонкапа (тиб.: Tsong kha pa, также Цзонкапа, Цзонхава; 1357, пров. Амдо -1419) – тибетский буддийский мыслитель и реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелуг родился в семье последователей Ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосан Дагпа (blo bzang grags pa), под которым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буддийское образование в монастырях школ Сакья, Кагью, Кадам, Шалу. Цонкапа продолжил и совершенствовал ту модель развития тибетского буддизма, которая была разработана Атишей (982-1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Бромтоном (1005-1064) и Сакья-пандитой (1182-1251). Развивая учение Атиши, в работе «Три основы пути» Цонкапа сформулировал общую платформу всякой буддийской практики как «отречение, бодхичитта, постижение пустоты», что позволило выделить суть буддийского учения в массе распространившихся в Тибете в его время второстепенных текстов и ритуалов, зачастую не выходящих за рамки бытовой магии. Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов, позволила ему объединить в единое целое учения различных школ тибетского буддизма и послужила методологической основой для создания целостной концепции поэтапного буддийского монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины.

Обучение основным дисциплинам в системе Цoнкапа предполагало освоение пяти последовательных курсов: 1) парчин (санскр. праджняпарамита); 2) цадма (санскр. праманавада – эпистемология); 3) ума (санскр. мадхьямака); дулва (санскр. виная – правила поведения монахов); 5) дзод (санскр. абхидхарма). Полный курс образования занимал около 20 лет, после чего можно было продолжить совершенствование в области тантры. Именно образованность и строгое следование монахов школы Гелуг обетам Винаи (к чему Цонкапа был особенно требователен) стало чертой, снискавшей им уважение тибетцев.

В области воззрения (lta ba) Цонкапа, стремился очистить понимание прасангика-мадхьямаки от всякого рода интерпретаций (в частности доктрины шентонг), искажавших, по его мнению, смысл учения Чандракирти. При этом Цонкапа придавал большое значение и логике Дхармакирти, полагая, что она необходима для правильного познания в сфере относительного уровня реальности, в то время как на абсолютном уровне действует лишь «высший анализ» системы Чандракирти, акцентирующий пустоту любого объекта. При этом оба уровня реальности в определённом смысле одинаково истинны, каждый на своём уровне. Такие воззрения Цонкапы впоследствии вызывали критику других тибетских интерпретаторов мадхьямаки, таких как Горампа Сонам Сенге, Мипам и др. Чрезвычайно важную роль Цонкапа отводил и практике тантры: его главным принципом было соединение высокой образованности и йогического опыта, что было в его время большой редкостью. Сам он провёл в уединённом заворничестве много лет.

Цонкапа является автором 13-томного собрания сочинений, в которое входит ряд его больших работ по буддийской философии. Наиболее известны его два сочинения: Ламрим ченмо («Большое руководство к этапам пути Пробуждения») и Нагрим Ченмо («Большое руководство к этапам пути Мантры»).

Не будучи по своему происхождению связан с какими-либо влиятельными родами, Цонкапа уже при жизни пользовался высочайшим авторитетом, и ему удалось создать теоретический и институциональный базис для объединения тибетского общества в единое культурное и социальное целое. В этом контексте следует рассматривать инициативу проведения новогодних общетибетских молитвенных собраний – монлам, впервые введенных Цонкапой и ставших важнейшим общетибетским праздником. Объединение доктрин различных философских школ, институционального, тантрического и «народного» буддизма, обоснование и структурная конкретизация социального статуса монашества как центрального в тибетском обществе явились главным итогом реформ Цонкапы, послуживших основой для формирования в дальнейшем тибетской буддийской теократической государственности. Осуществляя программу Цонкапы, его прямые ученики Чжамьян Чойчже (1379-1449) и Чамчен Чойчже Шакья Ешей (1354-1435) основали известные гелугпинские монастыри Дэпун (Дрепунг, Брайбун 1416) и Сера (1419) соответственно. Среди других учеников Цонкапы – Кэдуб Чже стал первым Панчен-ламой, а Гендун Дуп (1391-1447) позднее был признан первым Далай-ламой.

С.Лепехов

Литература:
Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Пер. с тиб. А. Кугявичуса под общей ред. А. Терентьева. СПб.: Изд-во «Нартанг», 1994-2000; Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры. Пер. с тиб. А. Кугявичуса под общей ред. А. Терентьева (в печати).

Лепехов С.Ю. Роль Цзонхавы в формировании буддийской культуры и цивилизации // Гомбожап Цыбиков – выдающийся ученый и путешественник. Вып. 1.Улан-Удэ: Изд-во БНЦ. 2008, с. 114-123

Thurman, Robert, ed. Life and Teachings of Tsong Khapa, tr. Sherpa Tulku. Dharamsala, India: Library of Tibetan Works and Archives, 1982.

Фото: Артем Саватеев

Видео по теме:








28 августа 2013 г.
Перевод: Юлия Жиронкина
Видео: Игорь Янчеглов
savetibet.ru