Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Чже Цонкапа. Счастливая судьба16 декабря 2011 | Версия для печати
Rtogs brjod mdun legs ma
ОМ! Да будет всем счастье и благо! Склоняюсь к стопам милосердного Гуру, Корня всего счастья и блага, И Кладезя святой мудрости [Манджушри]! Вы ― очи, зрящие [рождение в] высших уделах И свободу просветления; Вы ―обитель отдохновения От утомительных странствий по тропам бытия! Говорят, дабы без усилий накопить Величайшие запасы [заслуг и мудрости], ― Лучше всего радоваться добродетелям других, Что принесёт тебе ещё большую радость. Если же не кичишься прошлыми заслугами, Твои добродетели возрастут безмерно. А когда во исполнение замысла учений Победителя, Видится и множество других насущных целей – Как чудесна, о ум мой, радость твоя! Сперва я то и дело искал обширных знаний, Затем постиг, что все учения ― упражнения [ума]; И, наконец, осваивал их днём и ночью, Молясь о том лишь, чтобы Дхарма возрастала! Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о Кладезь мудрости святой! I. Поиски обширных знаний Если светочем истинного знания Не рассеешь мрак, скрывающий добра и зла основу, То не познаешь даже путь, не говоря уже О вступлении в освобождения высший град! Так, не довольствуясь предвзятостью и общими идеями, Я тщательно изучил все трактаты Непобедимого Владыки Дхармы , И тех [великих мудрецов], что [в Индии] известны Как «Шесть украшений мира» и «Двое высших» (1). Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Особенно для эгоистов, единственные врата В определение точной реальности вещей ― Это трактат о достоверной логике; поэтому усердно И постоянно я постигал его труднейшие моменты. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Хоть много над постижением трактатов Сутры и Тантры я трудился, А также осваивал глубинный смысл и обучал ему, Я понял, что в своём воззрении почти что Ничего не постиг и ничего не знаю. Поэтому затем я тщательно освоил все важнейшие ключи К истинному воззрению, что я обрёл На пути тонкой философии, исследующей глубинное, Особенно в трактатах Нагарджуны; И полностью избавился от всех сомнений! Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Сказано, что к совершенству просветления ведут две колесницы: Колесница Парамит и глубокая Ваджрная Колесница; И тайные тантры многократно превосходят Колесницу Парамит! Их знают все, как солнце и луну. Но иные, под бременем лже-мудрости, Утверждая, будто верят в истину сих слов, И не пытаются исследовать глубинную ту колесницу! Если подобных считать мудрецами, Кого тогда можно назвать глупцом? Увы! Как можно отвергать подобный Превосходный путь, который обрести так трудно?! Поэтому вошёл я в ту глубокую сокровищницу двух видов сиддхи, В высшую колесницу Победителей, Ваджрную Колесницу, Встречающуюся реже Будд; Трудился много я над ней, и долго её изучал. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Ясно увидев, что, если не постигну Методы путей трёх низших Тантр, То моё мнение о превосходстве Высшей Йога-Тантры Останется лишь голословным утверждением, Я глубоко вникал в общие и особые три вида Тантры Действия, такие как «Саманья Видхирамгухьятантра», «Сусиддхи», «Субахупариприччха» и «Дхьяноттара». Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Из второго класса Тантр ― Исполнения, Я изучил основную тантру ― «Вайрочанабхисамбодхи», И всецело познал точную направленность Всех тантр Исполнения. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, О кладезь мудрости святой! Из третьего класса, Тантр Йоги, Я изучил основную тантру ― славную «Таттвасамграху» И её толковательные тантры, такие как «Ваджрасекхара», И насладился пиром Йога-тантр! Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Из четвёртого класса, Высшей Йога-тантры, Я изучил коренную и разъяснительные тантры Отцовской тантры Шри Гухьясамаджи, Почитаемые индийскими мудрецами как солнце и луна; А также тантры Йогини, такие как Самвара и Хеваджра, И Калачакру, тантру Первопроходцев, Чьи методы отличны от прочих Сутр и Тантр, Вместе с её толкованием – «Вималапрабхой». Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, О кладезь мудрости святой! II. Все учения предстают как практические руководства С прочной, сильной и неизменной верой в Манджушри ― Лучшим средством изгнания тьмы из ума ученика, Я молился, чтобы все учения предстали мне как практические руководства, И усердно создавал все нужные для этого причины. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как я благодарен тебе, о кладезь мудрости святой! Трудясь над этим, я обрёл особую убеждённость На этапах пути к Пробуждению В традиции, пришедшей от Нагарджуны и Асанги, И Совершенство мудрости, наилучший труд о глубинном, Явилось мне как практическое руководство. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как я благодарен тебе, о кладезь мудрости святой! В этой северной стране многие говорят в один голос, Изучали они логические тексты, или нет: «В ‘Праманасамуччае’ и ‘Семи логических трактатах’ Нет этапов практики пути к Пробуждению». Но нужно признать авторитетным откровение Манджушри, изрёкшего Дигнаге: «Труд сей в дальнейшем станет оком всех существ!» Итак, постигнув, что [вышеупомянутое воззрение] полностью ошибочно, И особенно, глубоко исследовав структуру [этих сочинений], Я обрёл глубочайшую убеждённость В смысле вводных строф «Праманасамуччаи» О том, что Бхагаван, как воплощение рассудка, Авторитетен для ищущих освобождения В силу его безошибочных слов о возникновения и прекращении, И потому, что его учение ― единственная гавань Для тех, кому предстоит вступить в нирвану. И я обрёл особую радость, Прояснив все ключи к путям обеих колесниц, Изучая их одновременно на пути логики. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Затем, много, кропотливо трудясь над установлением взаимосвязи Между «Бодхисаттвабхуми» и «Махаянасутраламкарой», Я увидел все трактаты непобедимого Владыки Дхармы И последующие источники как практическое руководство. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! В особенности, опираясь на «Шикшасамуччаю», Где поэтапно изложены глубинные и обширные писания, Что даёт уверенность во всех основах пути, Я ясно увидел этапы практики во многозначительности Лучших трактатов Нагарджуны, таких как «Сутрасамуччая». Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Затем, опираясь на ясные практические наставления Буддагухьи О «Дхьяноттаре» и «Вайрочана-абхисамбодхи», Все ключи к пути я увидел как практическое руководство. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Увидев, что основы пути «Шри Таттвасамграхи» Заключены в трёх самадхи, и осознав, Как тяжело объять умом способ созерцания того глубинного смысла, Я опирался на верное разъяснение великого пандита Буддагухьи Коренных, толковательных и объединённых Йога-тантр, А также на правильные толкования в «Стадиях медитации» [Камалашилы] Глубинных практик трёх классов тантр; И мой ум освободился от смятения! Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Наивысшее из всех красноречивых учений Мудреца – Славная Ануттарайога-тантра, А невыразимо глубочайшее из них ― Царь тантр, славная Гухьясамаджа. Высший из философов Нагарджуна сказал о ней, Что «основы пути Коренной тантры Запечатаны в ней шестью пределами и четырьмя способами (2), И посему их следует постичь, выполняя наставления Гуру В соответствии с толковательными тантрами. Считая это самым важным, я глубоко вникал Во все тонкости традиции Арья Самаджи, Наивысшие тайные наставления, содержащиеся в «Пяти стадиях» [Нагарджуны] , «Светильнике собранной воедино практики» [Арьядэвы] , «Уровнях классификаций», и т.д. Опираясь на проливаемый ими свет на Коренную тантру И объединяя пять великих толковательных тантр, Я практиковал с колоссальным усердием. На практике я обнаружил все важнейшие моменты Обеих стадий Самаджи в целом И особенно ключевые положения стадии завершения. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! В силу этого важнейшие значения многих тантр, Таких как Самвара, Хеваджра и Калачакра, Явились мне как практические руководства. Их я полностью разъяснил в других [трудах], А здесь лишь открываю дверь в их различение. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! III. Непрерывная практика и полная самоотдача Итак, наполнившись сокровищами наставлений, Я практиковал, объединяя два пути Махаяны ― Обычный путь [Парамит] И две стадии необычайного пути [Тантры], ― В целостный путь собранных воедино основ. Какая у меня счастливая судьба ― подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! «Все реки Ганг обетов бодхисаттв Входят в обет хранить Святую Дхарму». Поэтому все созданные мною корни добродетели Посвящались распространению Учения Будды. Какая у меня счастливая судьба – подумать только! Как благодарен я тебе, о кладезь мудрости святой! Дабы многократно преумножить собственные добродетели И должным образом указать безошибочный подход Множеству счастливцев, способных к ясному различению, Я рассказал о своих свершениях в обучении. В силу созданного тем самым собрания благих заслуг Пусть все существа, поступая так же, Хранят непревзойдённую нравственность Будды И вступят на путь, радующий всех Победителей! Примечания (1) «Шесть украшений» Индии: Нагарджуна, Асанга, Дигнага, Дхармакирти, Арьядева и Васубандху, а "два высших"наставника Винаи: Гунапрабха и Шилапрабха. (2) Различные способы толкования, используемые для прояснения тантрических трактатов. Шесть пределов: neyārtha, nitārtha, sābhiprāyika, nirabhiprāyika, yathāruta и ayathāruta. Четыре способа: samtāna, samaya, samvara, hetu. Написано восточным бхикшу Цонкапой Лобсанг Дагпэ пэлом в монастыре Гандэн, записал же Кашипа Ринчен-пэл. Пер. с тиб. на англ. А.Берзина, Шерпы Тулку и Глена Муллина. Пер. с англ. М. Малыгиной. ЧЖЕ ЦОНКАПАЦонкапа (тиб.: Tsong kha pa, также Цзонкапа, Цзонхава; 1357, пров. Амдо -1419) – тибетский буддийский мыслитель и реформатор тибетского буддизма, основатель школы Гелуг родился в семье последователей Ньингма. В семилетнем возрасте принял обеты гецула (первая степень монашеского сана) и имя Лосан Дагпа (blo bzang grags pa), под которым впоследствии стал известен. Получил разностороннее буддийское образование в монастырях школ Сакья, Кагью, Кадам, Шалу. Цонкапа продолжил и совершенствовал ту модель развития тибетского буддизма, которая была разработана Атишей (982-1054) и развивалась в дальнейшем его учеником Бромтоном (1005-1064) и Сакья-пандитой (1182-1251). Развивая учение Атиши, в работе «Три основы пути» Цонкапа сформулировал общую платформу всякой буддийской практики как «отречение, бодхичитта, постижение пустоты», что позволило выделить суть буддийского учения в массе распространившихся в Тибете в его время второстепенных текстов и ритуалов, зачастую не выходящих за рамки бытовой магии. Концепция единого поэтапного пути совершенствования при многообразии практик и подходов, позволила ему объединить в единое целое учения различных школ тибетского буддизма и послужила методологической основой для создания целостной концепции поэтапного буддийского монастырского образования, включающего как светские, так и духовные дисциплины. Обучение основным дисциплинам в системе Цoнкапа предполагало освоение пяти последовательных курсов: 1) парчин (санскр. праджняпарамита); 2) цадма (санскр. праманавада – эпистемология); 3) ума (санскр. мадхьямака); дулва (санскр. виная – правила поведения монахов); 5) дзод (санскр. абхидхарма). Полный курс образования занимал около 20 лет, после чего можно было продолжить совершенствование в области тантры. Именно образованность и строгое следование монахов школы Гелуг обетам Винаи (к чему Цонкапа был особенно требователен) стало чертой, снискавшей им уважение тибетцев. В области воззрения (lta ba) Цонкапа, стремился очистить понимание прасангика-мадхьямаки от всякого рода интерпретаций (в частности доктрины шентонг), искажавших, по его мнению, смысл учения Чандракирти. При этом Цонкапа придавал большое значение и логике Дхармакирти, полагая, что она необходима для правильного познания в сфере относительного уровня реальности, в то время как на абсолютном уровне действует лишь «высший анализ» системы Чандракирти, акцентирующий пустоту любого объекта. При этом оба уровня реальности в определённом смысле одинаково истинны, каждый на своём уровне. Такие воззрения Цонкапы впоследствии вызывали критику других тибетских интерпретаторов мадхьямаки, таких как Горампа Сонам Сенге, Мипам и др. Чрезвычайно важную роль Цонкапа отводил и практике тантры: его главным принципом было соединение высокой образованности и йогического опыта, что было в его время большой редкостью. Сам он провёл в уединённом заворничестве много лет. Цонкапа является автором 13-томного собрания сочинений, в которое входит ряд его больших работ по буддийской философии. Наиболее известны его два сочинения: Ламрим ченмо («Большое руководство к этапам пути Пробуждения») и Нагрим Ченмо («Большое руководство к этапам пути Мантры»). Не будучи по своему происхождению связан с какими-либо влиятельными родами, Цонкапа уже при жизни пользовался высочайшим авторитетом, и ему удалось создать теоретический и институциональный базис для объединения тибетского общества в единое культурное и социальное целое. В этом контексте следует рассматривать инициативу проведения новогодних общетибетских молитвенных собраний – монлам, впервые введенных Цонкапой и ставших важнейшим общетибетским праздником. Объединение доктрин различных философских школ, институционального, тантрического и «народного» буддизма, обоснование и структурная конкретизация социального статуса монашества как центрального в тибетском обществе явились главным итогом реформ Цонкапы, послуживших основой для формирования в дальнейшем тибетской буддийской теократической государственности. Осуществляя программу Цонкапы, его прямые ученики Чжамьян Чойчже (1379-1449) и Чамчен Чойчже Шакья Ешей (1354-1435) основали известные гелугпинские монастыри Дэпун (Дрепунг, Брайбун 1416) и Сера (1419) соответственно. Среди других учеников Цонкапы – Кэдуб Чже стал первым Панчен-ламой, а Гендун Дуп (1391-1447) позднее был признан первым Далай-ламой. С.Лепехов Литература: Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути пробуждения. Пер. с тиб. А. Кугявичуса под общей ред. А. Терентьева. СПб.: Изд-во «Нартанг», 1994-2000; Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам пути Мантры. Пер. с тиб. А. Кугявичуса под общей ред. А. Терентьева (в печати). Лепехов С.Ю. Роль Цзонхавы в формировании буддийской культуры и цивилизации // Гомбожап Цыбиков – выдающийся ученый и путешественник. Вып. 1.Улан-Удэ: Изд-во БНЦ. 2008, с. 114-123 Thurman, Robert, ed. Life and Teachings of Tsong Khapa, tr. Sherpa Tulku. Dharamsala, India: Library of Tibetan Works and Archives, 1982. Просмотров: 12402 | Тэги: Чже Цонкапа
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |