Сохраним Тибет > Далай-лама: «Чтобы спасти этот мир, мы должны действовать сообща»
Далай-лама: «Чтобы спасти этот мир, мы должны действовать сообща»12 июля 2020. Разместил: Editor |
Фото: Tenzin Jigme/CTA. Эта планета – наш единственный дом. По мнению экологов, в течение нескольких следующих десятилетий глобальное потепление достигнет такого уровня, что многие водные ресурсы истощатся. Поэтому очень важно заботиться об окружающей среде и бороться с глобальным потеплением. Например, моя страна, Тибет, служит крупнейшим в Азии источником пресной воды. Многие реки, в том числе пакистанский Инд, индийские Ганг и Брахмапутра, китайская Хуанхэ, а также Меконг, берут начало на Тибетском нагорье. Мы должны уделять больше внимания сохранению хрупкой природы Тибета, поскольку это в интересах не только шести миллионов тибетцев, но и всех жителей Азии. В прошлом, пролетая над Афганистаном, я видел, что на месте существовавших здесь некогда озер и ручьев осталась лишь пересохшая земля. Боюсь, что Тибет может постичь та же участь. Что касается тибетской политики, я ушел в отставку и больше не занимаюсь этими вопросами. Но я по-прежнему полностью привержен делу сохранения природы и богатейшей культуры Тибета. Мы, люди, наделены блестящим интеллектом. Но большинство проблем и неприятностей на планете возникает именно из-за нас. Нам следует сочетать свой интеллект с состраданием и заботой о других. Поэтому я считаю распространение общечеловеческих ценностей одним из своих обязательств. С самого рождения мы нуждаемся в заботе других людей, особенно наших матерей. С момента появления на свет каждый из нас целиком и полностью зависит от общества, ведь мы социальные животные. Источник нашего счастья – общество, а это значит, что мы должны заботиться о его благе. В наши дни все человечество стало одним большим сообществом. Живем ли мы на востоке, западе, севере или юге, все мы зависим друг от друга. У современной экономики нет государственных границ. А потому нам нужно осознать единство всех семи миллиардов человеческих существ. Многие проблемы прошлого возникали вследствие того, что мы слишком много внимания уделяли различиям между нами, в том числе национальным и религиозным. На сегодняшний день такое мышление устарело. Сейчас мы должны заботиться обо всем человечестве, обо всем мире. Мы должны прислушиваться к ученым и экспертам. Их знания и мнения очень важны. Религиозным людям следует уделять более пристальное внимание научной мысли, а не только заниматься молитвами, ритуалами и обрядами. Древнеиндийская традиция Наланды, которой придерживаемся мы, тибетцы, ничего не принимает на веру, а ставит все под сомнение и подвергает анализу. У нас есть право опровергнуть даже слова самого Будды, если мы обнаружим и логически докажем противоречия в них. С самого детства я принимал активное участие в философских диспутах. Наше мышление основывалось не на вере, а на логических доводах. Будда родился не в стенах дворца, а под деревом. В паринирвану он тоже ушел на открытом воздухе, под деревом. Одно из правил во время наших ежегодных ретритов в сезон дождей гласит, что мы не должны уничтожать растения. Это доказывает, что сам Будда очень трепетно относился к природе. Время не стоит на месте: часы, минуты, секунды мчатся неумолимо. И мы часть этой природы. Прошлое важно, но оно уже в прошлом. Однако будущее в наших руках, поэтому мы должны думать об экологии в глобальном масштабе. Составлено по материалам интервью Далай-ламы из серии TIME 100 Talks (9 июля 2020 г.). |