Сохраним Тибет > Его Святейшество Сакья Тричен (41-й Сакья Тризин) дарует посвящение Будды Шакьямуни

Его Святейшество Сакья Тричен (41-й Сакья Тризин) дарует посвящение Будды Шакьямуни


2 ноября 2021. Разместил: Editor
Его Святейшество Сакья Тричен (41-й Сакья Тризин) дарует посвящение Будды Шакьямуни

7 ноября (воскресенье) в 17:30 (мск) или 16:30 (Киев, Рига) Его Святейшество Сакья Тричен (41-й Сакья Тризин) дарует посвящение Будды Шакьямуни.

Организатор: Sakya Kalden Ling (Германия) в сотрудничестве с сообществом «Друзья Сакья».

Для участия в трансляции с русским переводом (как и на английском/тибетском) необходима РЕГИСТРАЦИЯ.

Продолжительность – около 1,5 часа.

О ШКОЛЕ САКЬЯ И БИОГРАФИИ САКЬЯ ТРИЧЕНА

Школа сакья своими корнями восходит к тем же учениям Будды Шакьямуни, что и другие тибетские школы, а основное отличие, по словам Е.С. Сакья Тричена, лишь в линиях передачи учений.

Его Святейшество Сакья Тричен Нгаванг Кунга (41-й Сакья Тризин) наряду с другими лидерами школ тибетского буддизма считается одним из самых почитаемых духовных лидеров тибетцев, воплощением Будды мудрости – Манджушри.

Возглавив сакья еще в Тибете, он остается старшим духовным наставником этой школы буддизма, хотя в 2017 году титул Сакья Тризина («держателя трона») Его Святейшество передал следующему поколению.

Теперь сорок первый патриарх школы сакья называется Сакья Триченом («великий трон»). Сакья Тризинами будут становиться поочередно на 3 года все квалифицированные наследники рода Кхон, а не только один (и до конца жизни) старший сын одной из двух линий, «дворцов», этого рода, как было ранее. Отложенное из-за пандемии возведение на трон 43-го Сакья Тризина – Гьяна Ваджры Ринпоче – планируется провести в Индии в 2022 г. Введение с 2017 года этой реформы управления школой была поддержано Его Святейшеством XIV Далай-ламой. А саму концепцию реформы еще в Тибете выдвинул Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро (следующее воплощение Джамьянга Кхьенце Вангпо – основателя движения риме – и предыдущее воплощение Дзонгсара Кхьенце Норбу Ринпоче).

Название сакья («серая земля») происходит от пейзажа холмов вокруг тибетского монастыря Сакья. Его построил в 1073 г. Кхон Кончог Гьялпо (1034–1103), сын которого, Сачен Кунга Ньингпо (1092–1158), стал первым Сакья Тризином.

Одной из особенностей школы сакья стало то, что ее руководителями являются наследники древнего тибетского рода Кхон, преимущественно ламы-миряне. Семейство Кхон сначала придерживалось религии бон, затем после принятия буддизма – первой тибетской буддийской школы – ньингма. Исторически известные корни этого рода идут от двух ближайших учеников Падмасамбхавы: мирянина Дордже Ринчена и монаха Луи Вангпо – одного из семи первых тибетских монахов. От них в сакья идет прямая линия передачи ряда практик, например, Ваджракилаи, полученных от Гуру Ринпоче. Важную роль в оформлении традиции Сакья как одной из трех «школ новых переводов» сыграли тибетские переводчики, которые в ХІ–ХІІ веках обучались в Индии и приносили в Тибет важнейшие линии передачи учений сутры и тантры.

Другой особенностью школы сакья стала значительная роль женщин. Специальное духовное воспитание и титул «джецунма» («досточтимая») получают все женщины, обретающие рождение в роду Кхон. Многие из этих женщин считались эманациями Ваджрайогини и в силу их особых духовных реализаций высоко почитались тибетцами. Например, тётя Е.С. 41-го Сакья Тризина Пема Тринлей (1874–1950) носила особый титул «кьябгон» («объект Прибежища»). Родная сестра Его Святейшества джецунма Кушок Химей Людинг (р.1938 г.) с 12 лет начала даровать посвящения, а в 18 лет на протяжении трёх месяцев даровала десятилетнему Сакья Тризину и собранию монахов устную передачу и объяснения по главному сакьяпинскому учению об этапах пути – Ламдре («путь-плод»), истоки которого восходят к индийскому махасиддхе Вирупе.

В школе сакья также есть свои тулку (великие ламы, которые после смерти перерождаются в новом теле с целью продолжить свою духовную работу). Так, Его Святейшество 41-й Сакья Тризин распознал многих тулку, среди которых – Дзонгсар Кхьенце Норбу Ринпоче (р. 1961 г.). Кроме того, дочь 42-го Сакья Тризина Ратна Ваджры Ринпоче – джецунма Кунга Трилей (р. 2007 г.) распознана Его Святейшеством Далай-ламой как реинкарнация ньингмапинской йогини и тертона – Кхандро Таре Лхамо (1938–2003). При этом Его Святейшество 41-го Сакья Тризина тоже называют реинкарнацией отца этой йогини, которым был великий тертон Апам – Оргьен Тринли Лингпа (1895–1945), сын Дуджома Лингпы. Говорится, что дакини предсказала тертону Апаму, что он будет занимать трон Сакья в своей следующей жизни.

Е.С. 41-й Сакья Тризин родился в 1945 году и получил санскритское имя Аю Ваджра, что означает «ваджра долгой жизни». Это стало началом традиции давать санскритские имена сыновьям рода Кхон. Аю Ваджра начал говорить на диалекте голок, на котором говорил тертон Апам, а в госте, приехавшем из Восточного Тибета, маленький мальчик узнал своего ученика из прошлого воплощения и к всеобщему удивлению называл его по дополнительному имени Тубтен, которое было известно только в очень узком кругу, в т.ч. тертону Апаму.

Будущий 41-й Сакья Тризин также узнал в другом госте из Восточного Тибета своего сына из прошлого воплощения. Однако сын тертона Апама сразу же заявил родителям мальчика: «Великий тертон намеренно родился в сакьяпинской семье Кхон, чтобы поддерживать учение сакья. Я не собираюсь требовать его возвращения [в традицию ньингма]». Подробнее (на английском).

Когда Его Святейшеству было пять лет, он потерял мать и отца. Дальнейшим воспитанием и организацией его обучения у величайших мастеров Тибета занялась тётя – Дагмо Тринлей Паджор. В 1951 году будущий Сакья Тризин совершил паломничество в Лхасу, где Его Святейшество XIV Далай-лама подтвердил назначение его держателем трона Сакья. Предварительная церемония возведения на трон прошла в 1952 г., а полная при участии представителей тибетского правительства в начале 1959 г., непосредственно перед уходом из Тибета.

Юный Сакья Тризин получил многие важнейшие учения и посвящения в Тибете, а затем в Индии. Он вспоминает: «Моим основным Гуру был Кхангсар Кхенпо, от которого я получил Ламдре. А также мой отец [Дачен Кунга Ринчен], Кхьенце [Чокьи Лодро] Ринпоче, Кхангсар Шабдрунг Ринпоче, лама Нгаванг Лодро Ринчен и Сакья Кхенпо Джампал Зангпо. И далее, в меньшей степени, Пхенде Кхенпо, Друбчен Ринпоче и многие другие».

В частности от мастера Сакья и представителя внесектарного движения риме Джамьянга Кхьенце Чокьи Лодро (1893–1959) он получил полный цикл учений Лонгчен Ньингтиг из линии ньингма, а также многие учения школы сакья.

Подробнее в материале «Его Святейшество Сакья Тризин о себе и своих учителях».

В возрасте восьми лет 41-й Сакья Тризин даровал свое первое посвящение – ванг долгой жизни Амитаюса в монастыре Нгор. В девять лет, одновременно с сестрой, завершил семимесячное затворничество по практикам Хеваджры.

В 1954 г. китайские лидеры пригласили многих лам в Лхасу на подготовительную конференцию по поводу создания Тибетского автономного района. Несмотря на совсем юный возраст, Е.С. Сакья Тризин удивил всех своим выступлением. Мальчику среди прочего запомнился добрый жест Его Святейшества 16-го Гьялва Кармапы, который пронёс его на руках через толпу и позволил отдыхать на своих коленях во время конференции.

Весной 1955 г. десятилетний Сакья Тризин даровал свое первое крупное посвящение – Ваджракилаи, получить которое прибыли более тысячи человек.

Услышав о том, что Его Святейшество XIV Далай-лама отправился в изгнание в Индию в марте 1959 г., Сакья Тризин также покинул Тибет. Сперва он находился в Сиккиме, где его тепло приняла королевская семья. Вскоре Е.С. Сакья Тризин прибыл в Индию, где он продолжил получать учения от выдающихся мастеров сакья и других традиций, а также приступил к воссозданию монастырей сакья. Параллельно Его Святейшество начал ездить по всему миру и даровать учения в центрах сакья, которые стали создаваться в странах Европы, Америки и Азии. К примеру, в США Е.С. 41-й Сакья Тризин выступил с лекцией «Как справиться с трудностями», предваряющей посвящение Калачакры (перевод на русский – Юлия Жиронкина).

С 1970-х годов Его Святейшество Сакья Тризин вместе с Кхенченом Аппеем Ринпоче (бывшим настоятелем известного тибетского монастыря Нгор) приступили к созданию учебных программ и строительству ряда учебных заведений. Так, колледж Сакья в Дехрадуне (1972 г.) стал первой школой такого рода в Индии и Непале для тибетцев, в первую очередь монахов. Международная буддийская академия, созданная в Непале в 2001 году, открыла двери для изучения Дхармы и тибетского языка для заинтересованных мирян из всего мира.

Контакты сообщества «Друзья Сакья»:

Эл. почта: sakyadruzya@gmail.com
Страница в Фейсбуке

Информация предоставлена организаторами