Сохраним Тибет > О первом дне учений Далай-ламы по «Введению в мадхьямаку»
О первом дне учений Далай-ламы по «Введению в мадхьямаку»16 сентября 2022. Разместил: Editor |
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 15 сентября 2022 г. – Сегодня утром, когда Его Святейшество Далай-лама занял свое место на троне в главном тибетском храме Дхарамсалы Цуглакханге, группа буддийских монахов из Таиланда читала Мангала-сутту на пали. Затем на китайском языке прозвучали «Сутра сердца» и молитва о сути практики Дхармы, которую китайцы произносят после этой сутры:
В начале первого дня учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Юго-Восточной Азии монахи из Таиланда читают «Мангала-сутту» на пали. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 сентября 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). Да устраним мы три яда, Да будет свет мудрости освещать нам путь. Да одолеем мы все преграды И вступим на путь бодхисаттв. Его Святейшество прочитал строфу выражения почтения, которая встречается в конце трактата Нагарджуны «Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-карика): Я простираюсь перед Гаутамой, Который из сострадания Преподал святую Дхарму, Избавляющую от искаженных воззрений. «Поскольку мы страдаем из-за неведения, – объяснил духовный лидер, – нам необходимо устранить все искаженные воззрения и развить правильное воззрение. Для этого нужно изучать буддийскую философию, размышлять о смысле изученного и медитировать о том, что мы поняли». «Когда я впервые услышал о пустоте, я подумал, что это полезное воззрение, однако убежденность в этом я обрел лишь после того, как изучил “Коренные строфы о срединности”, “Введение в мадхьямаку” и автокомментарий к нему». «Если хорошенько поразмышлять, становится понятно, что явления не существуют сами по себе. Как разъяснили квантовые физики, явления не существуют так, как нам представляется. Они вообще не существуют объективно». Его Святейшество Далай-лама дарует учения по просьбе буддистов из Юго-Восточной Азии. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 сентября 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Когда я был маленьким мальчиком, я выучил наизусть “Украшение из постижений” (Абхисамаяланкара) и “Введение в мадхьямаку”. В “Украшении из постижений” говорится в основном о путях и ступенях бодхисаттв, о таком аспекте пути, как метод. “Введение в мадхьямаку” повествует о мудрости постижения пустоты. Искаженные воззрения невозможно устранить с помощью чтения мантр – необходимо добиваться понимания. Есть несколько видов логических доводов, опровергающих объективное существование явлений: довод, известный как “ваджрные осколки”; довод, опровергающий существующие или несуществующие; довод, опровергающий четыре крайности возникновения и прекращения; довод, отрицающий существование как “единичное и множественное” и великий довод взаимозависимого возникновения». «Строфа, которую я процитировал в начале, очень полезна, поскольку ясно показывает, что Будда преподал учение, дабы помочь существам устранить искаженные воззрения. Размышляя о пустоте, я сосредоточиваюсь на трех строфах шестой главы “Введения в мадхьямаку”, повествующих о логических неувязках, которые возникли бы, если бы явления существовали объективно». Далай-лама отметил, что Будда посвятил шесть лет аскетическим практикам и обнаружил, что однонаправленное сосредоточение само по себе не поможет преодолеть искаженные воззрения. Позже такие наставники, как Нагарджуна, исследовали его учение в свете логики и обоснования. Они разъяснили, что явления не существуют так, как нам кажется. Их исследования дали начало традиции Наланды, которая сохранилась до наших дней. «У нас, людей, есть возможность изучать Дхарму, понимать ее и обретать соответствующий духовный опыт, – заметил Его Святейшество. – Когда я был молод, я запоминал важные тексты, слушал, как их объясняют мои наставники, и глубоко размышлял об их смысле. Находясь в вынужденной эмиграции, я смог по-настоящему осмыслить изученное ранее, и с этой точки зрения эмиграция стала для меня скрытым благословением. Преобразования происходят через изучение буддийской философии, размышления и медитацию». «Не могу утверждать, что обрел истинный духовный опыт, но я убежден, что благодаря своим усилиям достиг покоя ума. Я совершенно спокоен. Главное – обуздывать эмоции, исследуя, например, как, возникает гнев и как с ним можно справиться. Не стоит стремиться к всеведению или переживать о следующей жизни. Нужно учиться обуздывать отрицательные эмоции здесь и сейчас». Буддисты из Юго-Восточной Азии слушают учения Его Святейшества Далай-ламы. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 сентября 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Опираясь на наставление Будды о том, что явления не существуют объективно, и развивая бодхичитту, альтруизм, мы можем достичь внутренних преобразований. Мы можем научиться не вредить другим, а помогать им – мы можем научиться быть добросердечными». Его Святейшество приступил к объяснению «Введения в мадхьямаку» и автокомментария к нему. Он отметил, что их автор, Чандракирти, был главным учеником Нагарджуны. Далай-лама упомянул, что передачу коренного текста получил от своего наставника Линга Ринпоче, а передачу автокомментария – от Сакья Кхенпо Кунги Вангчука. По словам духовного лидера, в начале своего трактата Чандракирти воздает хвалу великому состраданию, словно отсылая к тому, что будды становятся пробужденными благодаря сочетанию возникающей из сострадания бодхичитты и прозрения в пустоту. Его Святейшество заявил, что сострадание, любовь и доброта очень важны, ведь если мы развиваем эти качества, жизнь становится намного лучше. Когда мы появляемся на свет, забота наших матерей позволяет нам впервые соприкоснуться с этими качествами. Однако мы, кажется, утрачиваем к ним интерес, когда оказываемся в школьных стенах, ведь там им уделяют мало внимания. Далай-лама упомянул, что намеревается обсудить с педагогами, как вернуть в систему образования понимание ценности любви и сострадания. Напомнив, что Махатма Ганди прославил многовековой принцип ахимсы, то есть ненасилия и непричинения вреда, Его Святейшество подчеркнул, что сегодня миру необходимо научиться состраданию. Далай-лама начал читать первую главу с 12-й строфы, повествующей о даянии. Дочитав главу до конца, он отметил, что бодхисаттвы полностью посвящают себя благополучию других. Он дочитал до четвертой строфы второй главы и объявил, что хотел бы познакомить собравшихся с практикой всеобъемлющей йоги. Его Святейшество Далай-лама во время первого дня учений по трактату Чандракирти «Введение в мадхьямаку» и автокомментарию к нему. Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. 15 сентября 2022 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Если вы думаете только о себе, то вы, по сути, заботитесь лишь об одном человеке, – заявил он. – Поскольку все остальные живые существа так же, как и вы, хотят избежать страданий и обрести счастье, то подобное мышление очень узко. Более мудрый подход к удовлетворению личных интересов состоит в том, чтобы заботиться о других существах, стараться не причинять другим вреда и помогать им, когда возможно». «Размышляйте о том, что явления не существуют объективно, независимо. Чандракирти описывает это постижение следующим образом: Так, озаренный лучами светоносной мудрости, Бодхисаттва видит изначальную нерожденность трех миров Столь же ясно, как ягоду амлы у себя на ладони, И благодаря силе относительной истины приходит к прекращению» (6.224). «Далее он рассказывает, как бодхисаттва, подобно царю лебедей, летящему во главе стаи своих совершенных собратьев, расправляет два крыла: относительной и абсолютной истины. Подгоняемый попутным ветром добродетели, он пересекает океан и достигает дальних берегов добродетели пробуждения» «Если вы проанализируете, кто вы, то увидите, что вы – это не ваше тело и даже не ваше сознание. И все же вам присуще сильное стремление заботиться о себе. Неважно, направляетесь ли вы куда-то или просто отдыхаете, вы не можете указать ни на свое тело, ни на свое сознание и заявить, что это вы. Размышляя так, вы придете к выводу, что “я” – это просто обозначение, наложенное на психофизические совокупности». Его Святейшество призвал слушателей представить, будто бодхичитта превращается в сияющий лунный диск в их сердцах, а учение об отсутствии независимого бытия становится белой ваджрой, стоящей на лунном диске. Также он попросил собравшихся трижды прочитать мантру «ом сарва йога читта утпадайя». По словам Далай-ламы, он увидел в себе изменения благодаря тому, что много лет, просыпаясь по утрам, в первую очередь размышлял о бодхичитте и пустоте. Духовный лидер призвал своих последователей поступать таким же образом, быть счастливыми и делиться своим опытом с другими. Перевод: Инна Балтырева. Фоторепортаж о событии |