Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Далай-лама: интервью

Далай-лама: вопросы и ответы

Из учений Его Святейшества Далай-ламы в Лондоне, 1999 (часть 1)

Для новичков предотвращение негативных эмоций гораздо эффективнее, нежели прямое столкновение с ними, и, на мой взгляд, это весьма справедливо. Исходя из своего собственного опыта, вы можете составить представление о том, какие обстоятельства могут привести вас к выплеску отрицательных эмоций, и тогда сделаете все от вас зависящее, чтобы этого избежать. Если же сильные отрицательные эмоции, такие как ненависть и гнев, все же проявились в вас, то совладать с ними можно, пока они не полностью овладели вами. Если же это случилось, то тут ничего не поделаешь. В этом случае, наверное, лучше всего кричать что есть мочи! Когда ребенком я жил в летнем дворце Норбулинка в Тибете, то дворцовые слуги частенько советовали мне кусать кулаки, когда я злился на своих партнеров по играм. Оглядываясь назад, я нахожу этот совет довольно мудрым. Ведь чем сильнее вы будете злиться, тем сильнее вам придется кусать кулаки. Это наверняка вразумит вас и напомнит о том, что лучше воздержаться от гнева, ведь иначе вам самому придется терпеть боль от укусов. Кроме того, физическая боль мгновенно отвлечет ваш ум от гнева...
16 декабря 2009 | Просмотров: 3875 | Комментариев: 1      

Далай-лама: вопросы и ответы

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 7)
Если взять мой случай, то, сравнивая сегодняшнее состояние своего ума с тем, каким оно было двадцать-тридцать лет назад, я вижу большую разницу. Но эти изменения происходили постепенно. Я начал изучать буддизм в пять-шесть лет, но тогда у меня не было к нему особого интереса, хотя я и считался высоким ламой-перерожденцем. Затем, лет в шестнадцать, я начал придерживаться более основательного подхода и приступил к серьезной практике. Затем, в двадцатилетнем возрасте, я отправился в Китай и там столкнулся со множеством трудностей. Но и тогда, при всяком удобном случае, я старался получать учения от своего наставника. В отличие от прежних времен, теперь я сознательно прилагал усилия со своей стороны. Затем, когда мне исполнилось тридцать четыре или тридцать пять, я начал размышлять о шуньяте, о пустоте. В результате интенсивной медитации, в основе которой лежали серьезные усилия, мне удалось добиться более живого понимания природы пресечения страданий. Я начал ощущать это: «Да, страдания можно прекратить, такая возможность существует». Это дало мне огромное вдохновение. Однако Бодхичитта на тот момент времени представляла для меня огромные трудности. Бодхичитта восхищала меня, я понимал, что это поистине удивительное состояние ума. Но о настоящей практике тогда, в тридцатилетнем возрасте, еще не было речи. Затем, когда мне уже было за сорок, в основном благодаря изучению текста Шантидевы и некоторых других книг, я, в конце концов, сумел ощутить Бодхичитту. Я по-прежнему не могу сказать, что мой ум в должной форме. Но сейчас мне удалось прийти к убеждению, что, будь у меня достаточно времени, то, оказавшись в соответствующем месте в соответствующее время, я бы сумел развить Бодхичитту. Мне потребовалось на это сорок лет.
20 ноября 2009 | Просмотров: 2928 | Комментариев: 0      

Далай-лама: вопросы и ответы

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 6)
На тибетском языке монастырь обозначается словом «гомпа» (тиб. dgon pa). Если разобраться с этимологией этого слова, то речь идет об уединенном месте, расположенном вдали от города. Из-за этого в Тибете в некоторых монастырях не разрешалось заводить собак, которые своим лаем могли нарушать тишину. Не разрешалось даже звонить в колокольчики в ритуальных целях, играть на тарелках, бить в барабаны и использовать ручные барабанчики, дамару. Допустимыми считались лишь доносящиеся с монастырского двора громкие голоса диспутирующих монахов. В остальном же на любой шум был наложен строжайший запрет. В наши дни, к сожалению, людям порой трудно представить себе монастырь без ритуальной музыки — боя барабанов, звона тарелок и колокольчиков. Это неправильное представление и весьма прискорбное. В монастыре должен царить дух медитации и самодисциплины. Без этого монастырь не отличить от любого другого светского института...
3 ноября 2009 | Просмотров: 3069 | Комментариев: 0      

Далай-лама: вопросы и ответы

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 5)
Если подойти к этому очень серьезно и постараться открыть для себя подлинный смысл практики Дхармы, то важно помнить, что Дхарма — это прежде всего состояние нашего ума, то есть состояние психологическое и эмоциональное. Неверно было бы ограничивать Дхарму действиями на уровне тела и речи — начитыванием мантр или пением молитв. Если вы придерживаетесь такого ограниченного понимания практики Дхармы, то тогда, конечно, вам нужно выделить для нее особое время, потому что вы не можете выполнять домашнюю работу и готовить еду, распевая мантры. Это может раздражать окружающих вас людей. Однако, если вы откроете для себя подлинный смысл практики Дхармы, то вам будет ясно, что Дхарма в первую очередь связана с эмоциональным состоянием человека. А при таком подходе вы можете заниматься практикой все 24 часа в сутки. Например, вы оказались в ситуации, где есть риск нанести обиду какому-то человеку. Вам следует незамедлительно принять меры предосторожности и удержать себя от подобных действий. Или вы чувствуете, что вот-вот потеряете самообладание. Вы должны немедленно взять себя в руки и сказать: «Нет, так не пойдет». Это и есть практика Дхармы. Если смотреть в таком свете, то у нас всегда есть время на практику...
24 октября 2009 | Просмотров: 4065 | Комментариев: 1      

Новые вопросы к Далай-ламе

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 4)
Честно говоря, я впервые слышу выражение «ненависть к себе» и впервые сталкиваюсь с концепцией ненависти к самому себе, так что я весьма удивлен и несколько озадачен. Мне достаточно трудно поверить в ненависть к самому себе, ведь, являясь практикующими буддистами, мы прилагаем большие усилия для того, чтобы преодолеть эгоцентризм и себялюбивые помыслы и мотивы. Поэтому мысль о том, что существуют люди, питающие ненависть, а не любовь к самим себе, представляется мне маловероятной. С буддийской точки зрения, ненависть к самому себе очень опасна, потому что даже уныние и депрессия считаются в буддизме впадением в крайность. И поскольку ненависть к себе — это гораздо более экстремальное состояние в сравнении с простой депрессией, то она очень и очень опасна...
18 октября 2009 | Просмотров: 4374 | Комментариев: 7      

Далай-лама отвечает на вопросы учеников

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 3)
Некоторые неблагие деяния совершаются без какой бы то ни было ненависти, но вследствие неведения. Например, мы едим много рыбы. Когда мы едим рыбу, мы не отдаем себе отчет в том, что рыба — это живое существо. Но ненависти нет. Убийство совершается вследствие неведения. Есть еще один вид убийства — охота ради удовольствия. Опять же, здесь нет ненависти. Думаю, это действие также совершается в основном вследствие неведения и, возможно, отчасти задействована алчность. Однако также есть случаи, когда от убийства или охоты зависит само выживание человека. Так что мы имеем дело со множеством различных ситуаций. Истребление нацистами евреев и других народов в концентрационных лагерях — на мой взгляд, ситуация иного рода. Вполне возможно, что даже в таких экстремальных случаях некоторые вовлеченные в подобные убийства люди на личном уровне не испытывали особой ненависти. Из-за многообразия ситуаций, а также сложной природы человеческих деяний в буддийской доктрине о карме мы проводим различие между четырьмя главными категориями действий...
4 октября 2009 | Просмотров: 10565 | Комментариев: 5      

Компаниям нужно больше думать и прислушиваться к голосу сердца

В интервью немецкому изданию Welt Online накануне визита в Германию Далай-лама предостерегает компании от излишнего стремления к прибыли и призывает не возлагать чрезмерные надежды на государство в вопросах выхода из финансового кризиса.
28 июля 2009 | Просмотров: 2494 | Комментариев: 1      

Далай-лама о гневе и терпении.

Вопросы учеников Его Святейшества Далай-ламы в Аризоне, США (часть 2)
Я думаю, здесь важно понимать, что есть много разных ситуаций. Бывают случаи, когда люди живут с затаенной злобой и обидой из-за какого-то эпизода, который произошел в прошлом. Их обидели, что-то случилось, и они затаили в сердце недобрые чувства. На этот счет у тибетцев есть поговорка — если в морской раковине появилась гниль и она не звучит, то ее надо продуть. Другими словами, если морская раковина загрязнилась, дуньте посильнее и устраните грязь. Я могу представить себе ситуацию, когда лучше выплеснуть гнев, проявить его. Однако, в целом, гнев и ненависть относятся к такому типу эмоций, которые, если не уделять им должного внимания, усиливаются и усугубляются. Чем больше мы работаем с ними, вырабатывая осторожное отношение к ним и сокращая их силу, тем лучше...
23 июля 2009 | Просмотров: 9275 | Комментариев: 0      

Далай-лама XIV: «Думайте о благе других. Думайте об Украине в целом»

В декабре 2008 года группа украинских и русских журналистов отправилась на север Индии, в небольшой городок Дхарамсала. За последние полвека он превратился в место паломничества не только для буддистов, но и ученых, политиков и журналистов со всего мира: здесь находится резиденция одного из самых известных духовных лидеров нашего времени — Тензина Гъяцо Далай-ламы XIV. Далай-лама — воплощение божества для буддистов и враг номер один для Коммунистической партии Китая. Сам себя он называет «простым буддийским монахом». После пресс-конференции Далай-лама признался, что встреча с журналистами ему очень понравилась, поскольку речь шла об основополагающих человеческих ценностях и глобальных проблемах, а не о политике...
4 февраля 2009 | Просмотров: 3534 | Комментариев: 1      

Далай-лама: «Товарищ - это было лицемерие»

Эксклюзивное интервью журналу Russian Newsweek

После беспорядков в марте прошлого года напряжение в Тибете не спадает. Большинство тибетцев по-прежнему против насилия, говорит Его Святейшество Далай-лама XIV, но как долго это продлится, он не знает. Перед самым Новым годом духовный лидер тибетских буддистов встретился с обозревателем Newsweek Леонидом Рагозиным.
13 января 2009 | Просмотров: 4502 | Комментариев: 7      
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100