В Дрепунг Гоманге была поговорка: “Без знания монгольского языка невозможно диспутировать”
6 сентября 2009 10:42

«Маленький монастырь на моей родине был вотчиной Гоманга в том смысле, что преподавание там велось по системе, которую составил 32-ой настоятель монастыря Гоманг великий Кункьен Джамьянг Шепа», - рассказывает учитель. Пройдя многолетнее обучение, Йонтен Дамчо сдал экзамены на высшую докторскую степень буддийской науки - геше-лхарамба, но и до этого преподавал многие предметы монахам.
По словам Геше Йонтена Дамчо, настоятель Гоманга избирается сроком на шесть лет по результатам голосования всех учащихся. Монастырские выборы не похожи на политические: здесь не принято выставлять кандидатуры. На место настоятеля может встать любой уважаемый, опытный лама, которому было отдано наибольшее число голосов. «Обычно после сбора бюллетеней выявляется шесть-семь кандидатур, которые рассматриваются по возрастному критерию», - рассказывает геше. Имена четырех старших монахов представляются Его Святейшеству Далай-ламе, который путем медитации решает, кто будет настоятелем.
Геше поделился воспоминаниями по поводу избрания: никаких особенных переживаний, признается Йонтен Дамчо, он не испытывал. В списке, который был подан Далай-ламе, значились два ринпоче, и он не думал, что назначат его.
«Выбранный монах вправе отказаться от предложенной должности, - говорит геше Йонтен Дамчо, - но я не стал этого делать по двум причинам: во-первых, я помнил о своих учениках, которые выбрали меня. Во-вторых, я подумал о том, что та работа, которую я буду выполнять, не является даже миллионной долей той сложной деятельности, которую ведет Его Святейшество Далай-лама: перед ним стоят тяжелейшие задачи, ради которых он претерпевает невероятные трудности, как с точки зрения религиозной, так и с политической, чтобы помогать своему народу. Я избран на шесть лет и сделаю все, чтобы оправдать доверие Его Святейшества».
С тех пор, как монастырь Гоманг был заново отстроен в Индии, полномочия наставника на новом посту делятся на дхармические и административные. Во времена же, когда Гоманг находился в Тибете, настоятель выполнял главным образом религиозные обязанности. Наиболее важные вопросы решаются с Далай-ламой, который почти каждый год проводит в монастыре учения или церемонии.
По словам наставника, сейчас в монастыре Дрепунг Гоманг, в котором более двух тысяч послушников, учатся около 15 монахов из Калмыкии, около 40 из Бурятии и примерно 20 - Тувы; монгольских студентов больше всего - приблизительно 120 человек. По словам настоятеля, из них не много ребят-старшекурсников, и все они учатся довольно хорошо. Геше Йонтен Дамчо является их лектором.

Такие известные ламы, как геше Вангьял, геше Яндак, геше Ярпель были выходцами из Калмыкии: они сначала обучались, а затем преподавали в монастыре. Лама Йонден Дамчо встречался с ними лично. По его словам, геше Ярпель занимал одну из важных должностей в монастыре Дрепунг Гоманг.
«В Дрепунг Гоманге до изгнания было и четыре геше из Бурятии: Агван Нима, который был одним из настоятелей Дрепунга в Индии, геше Лигден, геше Тубтен Нима, который был в должности настоятеля 1958-1959 годах, когда мы уходили из Тибета, и геше Шивалха, - сообщает Геше Йонтен Дамчо. - Были также два геше из Монголии».
Получив базовые знания по буддийской философии в известном монгольском монастыре Да-хурэ, монахи из Монголии отправлялись в Тибет, чтобы углубиться в понимании Дхармы. «Как сейчас Америка знаменита своим материальным прогрессом, так и Тибет был известен как обитель духовности, чьи священнослужители знают тонкости буддийской философии», - говорит геше.
По сообщению геше Йонтена Дамчо, еще до китайского вторжения в Тибет в Гоманге было так много монахов из буддийских регионов России и Монголии, что в монастыре даже ходила поговорка: «Без знания монгольского языка в Гоманге невозможно диспутировать». В связи с трагическими событиями число монголоязычных монахов резко уменьшилось, но из тех, кто на тот момент находился в Гоманге, большинство имели степень геше, либо уже читали лекции молодым монахам.
«Исторически сложилось так, что у монгольских народов именно с Дрепунг Гомангом сложились крепкие, я бы сказал необычайные отношения, - отмечает геше Йонтен Дамчо. - Учебники по философии Джамьянг Шепы, которого называли всеведущим, сыграли огромную роль в распространении буддийского знания: монгольские монахи, обучаясь по ним в Дрепунг Гоманге, по возвращении на родину, опирались на эту систему в своем преподавании». Многие монахи монголоязычных народов были учениками Кункьена Джамьянга Шепы, который сам в свое время посещал Монголию и давал философские учения. Далай-лама XIII писал, что когда однажды посетил Монголию (какое-то время он находился там в изгнании), то отметил две вещи: удивительную веру монгольских народностей в учение Будды и богатое наследие, оставленное деяниями Кункьена Джамьянга Шепы.
Настоятель Дрепунг Гоманга геше Йонтен Дамчо дарует калмыцким буддистам учение о сущности четырех философских школ буддизма, а затем отправится в Бурятию, Туву и Монголию.
О подробностях визита читайте на сайте
Буддизм в Калмыкии
Смотрите также:
Философия без футбола. О жизни в тибетском монастыре
Настоятель крупнейшего тибетского монастыря Дрепунг Гоманг прибыл в Россию
К 400-летнему юбилею монахи Дрепунг Гоманга подарят Калмыкии благословение шести мандал
Далай-лама встретился с монахами и паломниками из России и Монголии
Фоторепортаж: «Монахи из Калмыкии, на которых возлагает надежды Далай-лама»
Новое тувинское общежитие в монастыре Дрепунг Гоманг готово принять молодых монахов из Тувы