Видео. Дрикунг Чецанг Ринпоче о трехлетнем ретрите. Часть 1
Первая часть эксклюзивного интервью выдающегося наставника современности Его Святейшества Дрикунг Чецанга Ринпоче, взятого накануне его ухода в трехлетний ретрит. В беседе, записанной для официальной страницы учителя в социальных сетях, Дрикунг Чецанг Ринпоче делится глубокими наставлениями по практике в трехлетнем затворе, опираясь на собственный духовный опыт и обширные познания.
С Дрикунг Чецангом Ринпоче беседовала Хуан Чин Я.
Перевод с тибетского: Гьюрме Дордже
Русскую версию готовили:
Перевод с английского на русский: Инна Балтырева
Редактор перевода с тибетского: ачарья Бем Митруев
Озвучивание: Игорь Янчеглов
Фонд «Наланда», 2025 г.
Расшифровка видео
– Для нас большая честь, что Ваше Святейшество согласились дать интервью для YouTube-канала Хуаюй, которое будет загружено в облачную библиотеку главного редактора. Мы очень благодарны вам за то, что вы нашли время побеседовать с нами перед тем, как отправиться в Ладак, в Индию, чтобы провести там заключительную программу по Дхарме в преддверии своего трехлетнего ретрита.
~ Его Святейшество в знак благопожелания произносит священное имя Будды Амитабхи ~
– Сегодня мы хотели бы задать вам вопросы о вашем предстоящем трехлетнем ретрите, и надеемся, что вы сможете дать нам свои наставления.
В линии кагью, как нам известно, высоко ценят традицию ретритов, или затворов. Как уважаемый держатель линии вы по достижении 80-летия приняли решение отправиться в это важнейшее духовное путешествие. В первую очередь мы хотели бы узнать, почему вы пришли к такому решению. Как мы слышали, вы планировали этот ретрит в течение последних 10 лет, и нам хотелось бы из первых уст узнать, почему вы решили уйти в затвор по достижении 80-летия.
– Я буду отвечать по-тибетски. Как вы отметили, линия кагью основывается прежде всего на практике. В древние времена главная резиденция линии дрикунг кагью – монастырь Дрикунг Тхил – был скорее центром практики (sgrub grwa). В нем не было отдельного колледжа для передачи учений по Дхарме (bshad grwa). А ввиду того, что земли было много, центр практики делился на восточную и западную части. Примечательно, что во времена держателя трона Гьялва Кунга Ринчена, в 15 или 16 веке, насчитывалось порядка 300 домиков (mtshams khang), специально отведенных для затворов.
Когда мы говорим, что линия дрикунг делает упор на благословенной практике, это не значит, что мы пренебрегаем изучением философии и размышлением. На самом деле в летние месяцы у нас проходит много учений. К примеру, мы проводим крупномасштабные учения по изложению стадий пути – «Сердечной сущности учений махаяны» и «Драгоценному украшению освобождения». Зимняя практика включает учения по «Шести дхармам Наропы».
Хотя у нас не было отдельного колледжа, последователи традиции все равно занимались слушанием [учений] и размышлением, но основное время все же посвящали практике.
Когда мы смотрим на наставников линий преемственности традиции кагью, мы видим, что они много внимания уделяли затворам. Например, индийский наставник Тилопа медитировал 12 лет в монастыре Сомабури. Еще один пример – Наропа, который служил своему гуру Тилопе и претерпевал тяжелые испытания 12 лет. Что касается Миларепы, то он провел в затворничестве всю свою жизнь.
Вы спрашиваете, почему я решил уйти в затвор на 3 года после того, как мне исполнилось 80? Когда я впервые ступил на индийскую землю, мы вынуждены были приступить к воссозданию колледжей для обучения и центров для практики. Я участвовал во множестве проектов в 70-х годах. И ранее я уже проходил трехлетний ретрит до начала этой деятельности. Но у меня не было возможности, подобно учителям линии кагью прошлого, уйти в 12-летний затвор. У меня всегда было много обязательств в буддийских колледжах и центрах практики. Сейчас большинство моих обязательств выполнено, и я думаю, пришло время последовать по стопам наставников кагью прошлого.
– Следующий вопрос мы зададим с мыслями о наших слушателях, среди которых есть новички, а также те, кто интересуется Дхармой, но еще не приступил к ее глубокому изучению. Могли бы вы объяснить нам, почему так важны ретриты, в чем заключается их глубокая значимость и цель? Какие заслуги можно накопить во время ретрита? И, наконец, могут ли эти заслуги принести пользу не только самому практикующему, но и другим живым существам?
– Во-первых, независимо от того, долгосрочный ретрит или краткосрочный, главная практика, которую выполняют, это медитация. А цель медитации в том, чтобы ограждать свой ум от отвлечений.
Что касается длительности, иногда говорят о «трех годах и трижды по полмесяца». Позвольте мне объяснить, сколько в действительности длится трехлетний ретрит. Его тибетское название подразумевает длительность в «три года и трижды по полмесяца». Некоторые заявляют, что такой ретрит длится три года, три месяца и три дня. Но на самом деле такой ретрит длится три года и полтора месяца, или три года и сорок пять дней.
Почему у него именно такая продолжительность? Ответ на этот вопрос можно найти в Калачакра-тантре. За сутки, то есть за 24 часа, человек делает 21.600 вдохов и выдохов. Некоторые из этих вдохов и выдохов перемежаются с мыслями, а другие сопровождаются периодами безмыслия. Последние считаются ветрами изначальной мудрости (ye shes kyi rlung). Так вот, за 24 часа постоянного дыхания человек переживает 675 таких ветров. Таким образом, за 24 часа в нас проявляется 675 ветров изначальной мудрости. Если человек живет 100 лет, то совокупное время, в течение которого он переживает ветра изначальной мудрости, достигает трех лет и сорока пяти дней. Цель трехлетнего ретрита преобразовать ежедневные 21.600 вдохов и выдохов, которые сопровождаются обыденными мыслями (tha mal gyi rnam rtog), в ветра изначальной мудрости.
Так устанавливается благоприятная взаимозависимость. Так как все явления взаимозависимы, и все буддийские учения основываются на взаимозависимости, мы, исходя из этого, устанавливаем, что длительность ретрита должна составлять три года и сорок пять дней. В общем, цель трехлетнего ретрита заключается в том, чтобы устранить мысли (rnam rtog) и преобразовать ветры в ветры изначальной мудрости.
Разные практикующие имеют разные способности, и не каждый может достичь успеха в такой практике – в практике трудно добиться стопроцентного успеха. По этой причине предшествующие гуру линии кагью проводили 12-летние ретриты или, как Миларепа, к примеру, проводили в затворах всю жизнь.
В традиции ретритных центров практикующие сперва проводят в затворе три года, покидая свои ретритные домики единожды в месяц, чтобы задать вопросы наставнику и получить ответы. Затем они снова возвращаются в затвор и медитируют в течение месяца. Они занимаются каждой предварительной практикой в отдельности и прочим. Так проходит первый трехлетний ретрит. По завершении этого ретрита границы ретрита опечатываются на последующие три года и 45 дней. Мы по сей день придерживаемся такого подхода.
Вы также интересуетесь, каким образом проведение ретрита может принести пользу другим живым существам. Гампопа однажды обратился с похожим вопросом к своему гуру Миларепе: «Вы пребывали в уединении в горах, каков вообще смысл пребывания в горах, какую же пользу это принесло другим?» Миларепа ответил: «Я занимаюсь медитацией в горах ради блага живых существ, благодаря этому многие существа могут освободиться от пут сансары».
Поскольку ваджрная колесница тайной мантры (gsang sngags rdo rje theg pa) принадлежит к махаяне, она по своей сути делает упор на бодхичитте. Владыка Джигтен Сумгон написал в своем сочинении «Великое порождение бодхичитты» (sems bskyed chen mo): «Лучше всего совершать каждый шаг на нашем пути с бодхичиттой в уме».
Вначале любой сессии необходимо принять прибежище и зародить бодхичитту с намерением принести пользу другим. Затем мы занимаемся практикой. Потом в конце мы совершаем посвящение заслуг и возносим молитвы-устремления. Мы можем поддерживать такое намерение, размышляя о том, что проводим практику ради всех живых существ: «Я практикую ради блага всех существ». Так мы приносим благо существам. В своем сочинении владыка Джигтен Сумгон описал три уровня бодхичитты – высший уровень бодхичитты сродни бодхичитте Будды Акшобьи, то есть практикующий совершает каждый шаг, каждое деяние с бодхичиттой в уме.
– Спасибо за разъяснение, Ваше Святейшество. Вы подчеркнули, что главной целью трехлетнего ретрита является зарождение ветров мудрости-безмыслия. Здесь идет речь о поистине глубоком учении. Вы также напомнили нам о необходимости взращивания бодхичитты, чрезвычайно важного состояния ума. Даже если практикующий проводит ретрит в горах, в полном уединении, зарождая бодхичитту, он все равно приносит пользу другим существам. Поскольку вы завели речь о мантраяне, я хотела бы задать следующий вопрос. Тот, кто практикует мантраяну, также делает упор на практике затворов. Это нужно для установления связи с божеством, чтобы таким образом достичь восприятия и постижения пустотности?
Легенды повествуют о созерцателях, которые в результате усердной практики в затворничестве, обретают опыт личной встречи с божествами, получают от них самих благословения или учения. Могли бы вы рассказать подробнее, почему мантраяна подчеркивает важность ретритов? Какие есть на это причины?
– В традиции ваджраяны существует практика приближения, осуществления и действия (bsnyen sgrub las gsum). Во-первых, что касается приближения, для этой практики необходимо найти уединенное место, чтобы окружение способствовало приведению ума в равновесие. Как правило, практика приближения осуществляется в строгом ретрите. Прежде чем приступить к практике какого-либо божества-йидама, необходимо провести затвор по великому приближению (bsnyen chen). Если вначале не совершить великого приближения, то любые последующие ритуалы ваджрной колесницы тайной мантры, такие как ритуалы освящения и огненная пуджа, не дадут желаемого результата. Поэтому правильно выполненная практика приближения и осуществления крайне необходима. В идеале она должна сопровождаться определенными знаками. Например, некоторые практикующие, правильно выполнив практику приближения и осуществления, могут обрести знаки, они могут лично встретиться с божеством, в то время как другие могут увидеть, как в чаше из черепа, капале, закипает нектар, а также получить другие разнообразные знаки. Более того, эти знаки должны быть достоверными.
Если практикующий не может получить такие знаки, он должен, по меньшей мере, совершить необходимое количество начитываний во время приближения и осуществления. Обычно говорят, что необходимо совершить стотысячекратное начитывание каждого слога мантры. Если мантра содержит в себе 15 слогов или меньше, мы умножаем их число на 100 000. Если же в мантре более 15 слогов, тогда считается достаточным начитать ее 100 000 раз. Таково количество начитываний для приближения к божеству. Такое начитывание является приближением, делающим практикующего пригодным для совершения действий (las rung gi bsnyen pa). Если успешно завершить этот этап, то в любых ритуалах и действиях, таких как огненное подношение, во всех мантрических действиях будет присутствовать сила. Если же пропустить этот этап, то силы не будет.
Среди требований к приближению и осуществлению одно требование особенно важно. Практика божества состоит из двух частей: стадии зарождения и стадии завершения. Практиковать эти две стадии можно, только получив соответствующее посвящение. Не получив посвящение, практиковать нельзя.
Стадия зарождения включает последовательность визуализаций. Например, сначала мы визуализируем лотосовый трон, солнечный диск, лунный диск и семенной слог, благодаря чему проявляется божество.
На стадии завершения визуализируется растворение порожденного божества в определенном порядке. Сначала внешний мир растворяется в божествах свиты, божества свиты растворяются в главном божестве, главное божество растворяется в семенном слоге в своем сердце. Если взять в качестве примера слог «хум», то он растворяется снизу вверх: от крючкообразной гласной до верхушки. В конце не остается ничего, и растворение завершается. Таково буквальное объяснение стадий зарождения и завершения в двух частях.
Почему необходимы стадии зарождения и завершения? Какова цель их практики? Всем обычным существам присуща концепция «я», к которой они привязаны. Чтобы устранить цепляние за обыденное восприятие своего тела, мы практикуем стадию зарождения, на которой визуализируем себя в форме божества. Однако выполнив такую визуализацию, мы зачастую попадаем в ловушку привязанности к божеству. Это тоже является препятствием на пути к освобождению. Поэтому мы практикуем стадию завершения, чтобы устранить привязанность к божеству.
Когда люди занимаются практикой божества, некоторые из них могут ошибочно полагать, что их цель – обрести силу божества и использовать ее для подчинения других или достижения мирских целей. Это ошибочная мотивация. В действительности, обычные духовные достижения, сиддхи, обретаемые практикой любого божества, будь то Амитаюс, дарующий долголетие, или Дзамбала, дарующий сиддхи, это лишь некоторые аспекты качеств и действий самого божества, обретаемые попутно.
Высшая же цель выполнения практик, связанных с божествами, – освободиться из сансары. Чтобы достичь освобождения, мы должны осознать, что коренной причиной сансары служит неведение, заставляющее цепляться за «я» и «мое», и избавиться от него. В противном случае, даже если мы сможем преобразовать свое тело в форму божества на стадии зарождения, эта практика не будет полезной.
Суть в том, чтобы преобразовать коренную причину сансары – неведение, заставляющее цепляться за «я» – в сущность божества, не просто мысленно изменив свой внешний облик, но преобразовав само неведение, заставляющее цепляться за «я» и «мое». Преобразование внутреннего ума – это главный ключ, способный открыть дверь к прекращению сансары.
Как этого добиться? Наше тело – это обычное тело. На уровне обычного существа мы обладаем пятью совокупностями: совокупностью формы, ощущения, различения, формирующих факторов и сознания, и нам необходимо преобразовать их в пять владык семейств. Но одного этого недостаточно. Самый важный шаг – это преобразование неведения, заставляющего цепляться за «я», в изначальную мудрость божества.
С этой целью мы осваиваемся с практикой божества, привыкаем к ней, чтобы развить божественную гордость. Если практикующий все еще думает: «Я всего лишь обычное существо с недобродетельными деяниями и завесами», то он не развил божественной гордости. С помощью практики божества человек устраняет обыденное восприятие, обретая непоколебимую убежденность: «Я сам есть божество». Таким образом, освобождение от сансары – это главная цель практики божества.
Поэтому, будь то затворничество на 3 года и 45 дней или любая другая практика медитации, как сказал Владыка Джигтен Сумгон: «Основная цель не в медитации, а в привыкании» (sgom pa ma yin goms pa yin). Это означает, что здесь мы не анализируем и не изучаем. Говорим ли мы о практике божества или любой другой практике, – наша цель заключается в том, чтобы она превратилась в привычку, а не оставалась просто практикой.
Если человек сможет поддерживать практику в течение 3 лет, привычка укоренится глубоко. Для освоения требуется время. Пока вы полностью не освоитесь с практикой, ее польза остается ограниченной. Как только привычка сформирована, она становится естественным пространством опыта (goms pa klong du gyur pa yin). В конечном итоге, практика превращается в непосредственную спонтанную привычку – это и есть цель медитации. Что касается практики стадий зарождения и завершения, в Индии и Тибете с древних времен до наших дней существовали различные подходы.
Некоторые предлагают сначала достичь стабильности на стадии зарождения и лишь затем приступать к работе над стадией завершения. Другие предлагают сосредоточиваться на стадии зарождения утром, а на стадии завершения вечером, разделяя практику на дневную и ночную. Действительно, существует множество различных подходов.
Согласно комментарию Марпа-лоцавы к Коренной тантре Хеваджры, вместо того чтобы практиковать одно за другим, стадию зарождения следует практиковать вместе со стадией завершения. К слову, на стадии зарождения зарождение и завершение идут рядом. Почему так? Независимо от линии передачи, когда мы визуализируем божество, все практики стадии зарождения начинаются с мантры пустоты – Ом свабхава шуддха сарва дхарма свабхава шуддхо хам. Мы сосредоточиваемся на пустоте. Также на стадии зарождения все божества возникают из пустоты.
Таким образом, стадии зарождения и завершения неразделимы. Когда мы медитируем о божестве, оно не похоже на наше смертное тело из плоти и крови. Хотя оно проявляется, оно не обладает присущей природой (snang la rang bzhin med pa). Когда мы медитируем о форме божества, мы медитируем о видимости, неотделимой от пустоты (snang stong dbyer med). Подобным образом, когда мы начитываем мантры, мы сосредоточиваемся на звуке, неотделимом от пустоты (grags stong dbyer med). Мы оставляем ум в состоянии природы явлений. Мы сосредоточиваемся на неразделимости стадий зарождения и завершения. Это особый подход, предложенный Марпа-лоцавой.
– Ваше Святейшество, вы даровали нам очень ясные объяснения. Мы искренне вам благодарны за это интервью.