Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Позвольте возразить

16 апреля 2008 | Версия для печати
| Еще
Всеволод Овчинников: «Дивлюсь тому, как наши либеральные радиостанции и газеты смакуют сообщения о том, что "защитники прав человека в Тибете" призывают бойкотировать Пекинскую Олимпиаду». Это из комментария, которым «Российская газета» сопроводила статью самого Всеволода Овчинникова и Николая Долгополого, напечатанную в федеральном выпуске №4633 от 9 апреля - «Игры с огнем. Эстафета олимпийского огня не дает покоя тем, кто решил смешать спорт с политикой». Сегодня мы публикуем открытое письмо кандидата исторических наук, главного редактора журнала «Буддизм России» Андрея Терентьева, в котором он высказал свои возражения авторам статьи в «Российской газете».


Позвольте возразить


Можно понять пожилого человека, в прошлом высокопоставленного советского журналиста, который, вероятно, кроме советских газет 1955 года, впоследствие о Тибете уже ничего не читал. А советские газеты того времени, да и сам господин Овчинников именно это и писали – дружба СССР с Китаем была навек. Но мне странно, что уважаемая газета печатает такого рода статьи без экспертного рецензирования: ну разве можно выпускать в свет настолько исторически безграмотные тексты?

Ведь посмотрите, что пишет Овчинников:

"…Тибет стал частью Китая еще в XIII веке, при внуке Чингисхана - Хубилае. Монгольские правители Поднебесной сочли тогда целесообразным сделать своим наместником в Лхаcе главу буддийского духовенства. Так возник институт далай-лам, совмещающих духовную и светскую власть".

Не Тибет стал частью Китая, а Китай стал частью Монголии, когда монголы оккупировали Поднебесную. Ослабленный к этому времени Тибет (который за несколько столетий до этого и сам захватывал Китай) также подчинился монголам, но когда Хубилай получил посвящение Хеваджры от своего духовного учителя – Пагба-ламы (из тибетской школы Сакья), то в качестве подношения учителю он даровал Пагба-ламе власть над Тибетом, и сакьясские ламы с тех пор два с половиной века мирно и суверенно правили этой страной.

Причём же здесь китайцы? Совершенно не причём, если не принимать всерьёз остроумный манёвр позднейшей китайской историографии, которая сказала так: "но ведь Хубилай потом объявил себя императором Китая! Значит и Тибет был в зависимости от Китая, а не от Монголии!" Но так можно сказать, что и Русь, платившая дань монголам в то время, тоже была частью Китая…

А уж про Далай-лам вообще безграмотно… К институту Далай-лам, возникшему только в 16 веке, история с Хубилаем никакого отношения не имеет. Далай-ламы - а титул этот был придуман Алтан-ханом для своего духовного наставника Сонама Гьяцо в 1578 году - принадлежали к другой школе тибетского буддизма, а именно - к возникшей в начале 15 века школе Гелуг. И тоже к Китаю это отношения не имело.

Далее г-н Овчинников пишет: "Хочу подчеркнуть, что я - единственный в нашей стране журналист, который посетил заоблачную Шамбалу еще в 1955 году. Она являла собой тогда заповедник Средневековья, которым управлял далай-лама. В то время население горного края составляло 1 миллион человек, в том числе - 800 тысяч крепостных рабов, 150 тысяч монахов, 50 тысяч ремесленников и торговцев".

Ну, что Тибет был "заповедником средневековья", это правда. Однако не всё так было ужасно в средневековье, как нас учили в советское время: монастыри обычно были образовательными центрами, тибетская литература, философия, медицина, созданные в этом "заповеднике", сейчас изучаются во всём мире; крестьяне, которых Овчинников называет "крепостными рабами", обладали юридической самостоятельностью, часто подтверждавшейся наличием документов, в которых указывались их права. Крестьяне имели право подать в суд на своих хозяев и обратиться по своему делу в высшие инстанции. Вот, например, бывшая тибетская крестьянка Дондуб Чходон родилась в семье, принадлежавшей к беднейшему слою населения независимого Тибета. Вспоминая в своей книге "Life in the Red Flag People's Commune" жизнь до прихода китайцев, она пишет: "Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы называют тибетскими крепостными... Нас было шестеро в семье... Наш дом был двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже мы держали скотину: четырех яков, двадцать семь овец и коз, двух ослов. Наш земельный надел составлял четыре с половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не было ни одного нищего".

Заблуждается Овчинников и относительно чисел. Он пользуется китайской статистикой, которая основывается на административной реформе проведённой китайцами после аннексии Тибета: "Тибетским Административным районом" китайцы называют только Центральный Тибет, а две другие тибетские провинции – Кхам и Амдо – они ввели в состав соседних провинций КНР. Примерно так же, как в 1937 году в СССР отделили от Бурятии чуть ли не половину территории и причислили к Иркутской и Читинской областям. Поэтому на самом деле в Тибете было порядка 6 млн. жителей, а не 1 млн., как думает Овчинников. И из них, по подсчётам тибетцев, 1млн. 200 тысяч погибли в результате военных действий и голода, последовавшего за китайским вторжением…

"Ныне же население Тибетского автономного района превышает 3 миллиона человек (среди которых лишь 4 процента - китайцы)".

А вот это статистика уже давно устаревшая. Китайцев в Тибете сейчас больше, чем тибетцев. В Лхасе, например, из 250.000 населения тибетцев меньше 50.000.

В некогда поголовно неграмотном краю введено всеобщее начальное образование.

Эх, Овчинников… Не ведает, сколько докторов буддийских наук ("геше-лхарамба") было в "поголовно неграмотном" Тибете, сколько тысяч книг написано… Это так же, как у нас буддийских учёных бурятов и калмыков, писавших сочинения на тибетском языке, совдеповская статистика записывала в неграмотные, потому что русского они не знали. А начальное и прочее образование, кстати, в основном в Тибете ведётся теперь на китайском.

Поэтому мальчиков принимают в монастырь только после шестого класса.

Да китайцы из 6.000 монастырей больше 4.000 разгромили! В последние десятилетия, правда, многие отстроили или тибетцам разрешили отстроить, но мальчиков-то туда принимают не больше, чем при КПСС разрешали в российские буддийские монастыри принимать.

Думаю, достаточно… Мнения, конечно, можно иметь разные, но надо же и основания для этих мнений иметь. Хоть немножко об истории страны почитать, ознакомиться с фактами, которые приводят обе стороны. Писать о современном Тибете по впечатлениям посещения китайских "потёмкинских деревень" 1955 года уже поздно.

Посетившие Тибет совсем наши соотечественники имеют совсем другие впечатления. Вот например:

"Мы, Дюрягина Галина Николаевна и моя дочь Дюрягина Валентина Анатольевна жители города Магнитогорска посещали Тибет в период с 14 июня по 14 июля 2006 года. Приехали с целью пройти вокруг священной горы Кайлас. В поселке Дарчен были задержаны местным полицейским из-за небольшого конфликта с его родственницей, хозяйкой кафе, которая завысила в десятки раз стоимость риса.

При проверке наших документов он обнаружил аккредитацию, данную правительством Далай Ламы, во время обучений 'Калачакра'. Нас задержали представители простой, не эмиграционной полиции за шпионаж на правительство Далай-Ламы. Мы провели семь дней в тюрьме города Али, где нас не кормили, пытали и постоянно избивали. Только благодаря тому, что удалось дозвониться до своих друзей в России, в момент когда дочь оказалась при смерти и ее полицейские увезли в госпиталь, нас на восьмые сутки перевели из тюрьмы в гостиницу под конвоем. Затем семь дней в жестоких условиях, с посадкой в тюрьму в городе Кашгар, нас , как шпионов, депортировали через Урумчи на территорию России.

За все время пребывания в Тибете мы ни разу не видели тибетцев, которые занимали какие-либо посты или занимались торговлей. В основном они были заняты на тяжелых не механизированных работах по укладке дорог в горных пустынях или носильщиками по горным тропам.

В автономном тибетском округе Китая активно уничтожается тибетская культура и язык. Везде надписи только на китайском или английском языках. Тибетцы не могут устроиться на высоко оплачиваемую работу, а дети не могут учиться в школе без знания китайского языка.

Мы активно поддерживаем выступления тибетского народа за независимость от китайского произвола."



С уважением,
А.А. Терентьев, канд. ист. наук, гл. ред. ж-ла "Буддизм России".
Просмотров: 11128  |  Тэги: права человека, тибет

Комментарии:

СК (Гости) | 16 апреля 2008 23:45  
Наконец-то появился аргументированный и совершенно правильный ответ на коммунистические байки Вс.Овчинникова! Это должны знать все, кто читает его растиражированную книгу "Вознесение в Шамбалу"!
Интересно, а на подъеме своей карьеры во времена Н.С. Хрущева и Л.И.Брежнева, когда отношения с КНР были, мягко говоря, другими - он так же восхвалял маоистский Китай, как сейчас?
doc58 (Посетители) | 17 апреля 2008 00:49  
Браво, Андрей!
Россия несется в прошлое семимильными шагами... коммунисты захлебываются от счастья...
Oleg (Гости) | 17 апреля 2008 14:21  
Очень хотелось, что бы ответ А. Терентьева напечатала "Российская газета", хотя не сильно в это верится.
друг (Посетители) | 18 апреля 2008 01:52  
Андрей, спасибо Вам огромное!
Buryadai (Гости) | 18 апреля 2008 11:40  
Низкий Вам поклон, Андрей! То что г-н Овчинников выполняет заказ или это его собственное мнение - на его совести. Бог ему судья! Но то,что он вводит в заблуждение сотни тысяч подписчиков, снабжая их откровенно лживой и лицемерной информацией - это уже акция, требующая сатисфакции. А.Терентьев очень четко и обоснованно ответил Советскому Журналюге-международнику! Sfpienti sat -
друг (Посетители) | 18 апреля 2008 16:08  
Oleg
Там указывается, что Овчинников является обозревателем "РГ". Так что, ответ Андрея никогда там не напечатают.
Андрей (Гости) | 21 августа 2008 15:11  
1) По первому пункту - Хубилай основал в Китае новую династию Юань, после падения которой воцарилась новая династия Минь, но Тибет остался составной частью Китая. Пример с Русью не является аналогичным, т.к. она не теряла своей территориальной независимости, хотя платила дань монголам и участвовала в их военных предприятиях.
2) Как удачно вы подметили - тибетская литература, философия, медицина. Как раз то, что в Европе прилежно изучалось в монастырях после повсеместного принятия христианства (этак с V века). Не испытывала Европа и недостаток и в бабках - ведуньях, апологетах народной медицыны (тибетскую медицину научной назвать не могу). "...в "поголовно неграмотном" Тибете, сколько тысяч книг написано..." - любимое занятие всего духовенства в средние века, но основная часть населения - полностью безграмотна. К середине же 20 века все это выглядело полнейшим анохронизмом.
Крепостные имели свои права? Они их имели в любой стране с феодальным строем. Крепостные могли подавать на своих владельцев в суд? Тогда большая просьба указать количество принятых дел к рассмотрению и указать количество положительных решений в пользу истца. Такой институт существовал и у нас в стране, только толку от него...
Если честно, то ваш образ богатеющих крестьян - крепостных, где даже женщина, не имеющая право получить образование, на досуге пописывает книги (где же она узнала родной алфавит?) и издает их в "демократических" США (судя по названию), не выдерживает никакой критики.
Статистику о численности населения вы взяли также у "дружественной" вам Америки?

Мое мнение, в целом, таково - феодализм есть феодализм, лишь с поправкой на местный колорит. Много лжи как у китайской стороны, так и у проамериканского мира, желающего лишь ослабления Китая. Главное одно - китайцы принесли в Тибет светскую жизнь, от которой подавляющее большинство коренного населения вряд ли откажется (дамаю, что этому большинству плевать на независимость), так же, как жители Советского Союза, при всех недостатках коммунистического строя, не захотели бы переместиться во времена патриарха Никона.
СК (Гости) | 22 августа 2008 14:26  
Андрею | 21 августа 2008 15:11
1) Не "Хубилай основал в Китае новую династию Юань", а Хубилай включил Китай в Монгольскую империю, которую называли государством Юань. Называть это "династией" неверно. Тибет входил в Монгольскую империю, а не в Китай; последний потерял свой суверенитет также, как Тибет. Так что пример с Русью вполне корректен.
2) Мерить все по западным стандартам неверно. Какая часть населения и в чем должна быть грамотной? И в наше время многие безграмотны в истории (например, тов. Овчинников)...
Права крепостных в феодальном обществе были защищены законом и в Тибете, и у нас (вспомните хрестоматийный пример с Салтычихой). А как обстоят дела с судебной защитой от маоистских правителей в КНР?
Неважно, откуда статистика. Важно, насколько она корректна.
Жителей КНР и СССР никогда не спрашивали, хотят они возвращения старых порядков, или нет: понимают, что об этом спрашивать опасно.
Большинству в Тибете не наплевать на независимость. Ни один нормальный человек не хочет разгрома своей страны иностранцами, чтобы насадить там чужое "просвещение".
Андрей (Гости) | 22 августа 2008 14:49  
Во-первых, я не девица. Не надо перекладывать на меня свои фантазии, я - не такой.
Во-вторых, почитай по этому вопросу, что либо окромя западной пропаганды и мемуаров лам в изгнании. Например, по этой ссылочке - http://www.michaelparenti.org/Tibet.html (русский перевод - http://left.ru/2008/6/parenti175.phtml), может быть удастся сбросить розовые очки. "...никогда не победить коммунистам-китайцам..." - ты так думаешь? Если повторятся события 1957-1959 гг. на Тибет произойдет великое переселение китайцев и тибетцы как народ существовать перестанут. "...комфортную жизнь тибетцы и сами бы себе устроили..." - угу, по албанскому варианту. Закрылись бы навечно от остального мира и продолжали бы жить в 17 веке. "..."светская" китайская жизнь - везде одни звёздочки, только что то они часто на небо высыпают, вплоть до летальных исходов." - по излишне ръяным "слугам" Далай-Ламы, проплаченным Штатами. Вот их сам тибетский народ и должен давить, если хочет жить спокойно, ну а если поддался пропаганде, то это твой выбор и незачем пенять на "злобных" китайцев. Или ты в самом деле думаешь, что такие дела делаются по воле народа?
doc58 (Посетители) | 23 августа 2008 02:27  
Хорошо бы в России буддизм стал второй религией, такой же сильной как и православие

А почему второй?
Кирилл (Гости) | 29 сентября 2008 14:47  
Очень интересная и сложная тема. Много дезинформации и достаточно трудно разбираться в чём без своей прочной базы заний по истории этих народов. Исходя из своих знаний я могу сказать, что свобода и суеренитет вероятно очень дорогие вещи(если за них так много людей отдают свои жизни) и похоже эта свобода стоит больше, чем благополучие полученное от других. Наверно каждый народ сам стремиться достичь процветания. И обидно когда целому народу, этносу, великой культуре насильственно что-либо навязывают, даже если это благо. Для всех благо разное.
Начикет (Гости) | 6 февраля 2009 18:03  
но основная часть населения - полностью безграмотна."

Мой дед родился в постфеодальной россии, в 1984 году, в центральной России - под Нижним Новгородом. Образование (начальное) он получил лишь к 1916 году когда хитростью попал в российский флот. И такая ситуация с грамотностью и доступностью знаний был по его рассказам повсеместной. Так что феодализм тут не при чем, любой власти всегда выгодно иметь народ неграмотный, такими легче управлять. Большевистская работа просвещенных марксистов п о внедрению грамотности среди населения проводилась ради того, чтобы народ лозунги мог читать, т.е. это был попагандистский , а не просветительский ход. Не стоит доверять названиям - феодальный, капиталистический, соц - привычка подавлять одного человека другим вшита в человеческую природу независимо от общественно-социальных формаций, онтологически она глубже "продукта социального устройства".
Алексей (Гости) | 21 марта 2009 17:59  
Андрею
Чем читать ту или иную пропаганду, вы бы лучше туда съездили и лично посмотрели как там тибетцам сейчас "хорошо".
С уважением, Алексей. Только что "оттуда".
Владимир (Гости) | 4 декабря 2009 21:00  
Свободу Тибету!
Китайские империалисты - вон из Тибета!
Я верю,что всё-таки этот день настанет и Красный Дракон развалится!
Nessy (Гости) | 8 февраля 2010 00:45  
Андрей, большое спасибо за внятное объяснение и за интересную ссылку. Многое прояснилось! :)
Андрей Викторович (Гости) | 23 октября 2010 20:07  
Самое интересное это то, что большинство критиков Овчинникова не то что китайского, даже английского не знают.
СК (Гости) | 24 октября 2010 00:27  
Андрей Викторович, самое интересное не это. Самое интересное - что некоторые адвокаты Овчинникова сами не понимают, что пишут в комментарии.
Кастусь (Гости) | 8 ноября 2010 01:48  
Китайцы - поразительная нация. Все, кто их завоевывал, становились их частью. В том числе и Тибет.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru