Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Меморандум о подлинной автономии для тибетского народа26 февраля 2009 | Версия для печати
I. ВСТУПЛЕНИЕ
С момента возобновления прямых контактов с Центральным правительством Китайской народной республики (КНР) в 2002 году состоялись обстоятельные обсуждения между посланниками Его Святейшества Далай-ламы XIV и представителями Центрального правительства. В ходе этих обсуждений мы ясно изложили чаяния тибетцев. Суть подхода Срединного пути заключается в том, чтобы добиться подлинной автономии для тибетского народа в рамках Конституции КНР. Такое решение является взаимовыгодным и отвечает долгосрочным интересам тибетского и китайского народов. Мы сохраняем твердую приверженность отказу от борьбы за отделение или независимость. Мы стремимся решить тибетский вопрос посредством обретения подлинной автономии, согласующейся с принципами автономии, изложенными в Конституции Китайской народной республики (КНР). Защита и развитие уникальной самобытности тибетского народа во всех ее аспектах отвечает интересам человечества в целом, а также интересам тибетского и китайского народов в частности. В ходе седьмого раунда встреч, который состоялся 1 и 2 июля 2008 в Пекине, заместитель председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета и заведующий отделом Единого фронта ЦК КПК Ду Цинлинь прямо заявил, что китайская сторона готова рассмотреть предложения Его Святейшества Далай-ламы по обеспечению стабильности и развитию Тибета. Заместитель заведующего отделом Единого фронта Чжу Вэйцунь в свою очередь сказал, что они хотели бы узнать нашу точку зрения о степени и форме автономии, которой мы добиваемся, а также услышать наше мнение по всем аспектам региональной автономии в рамках Конституции КНР. В настоящем меморандуме, таким образом, изложена наша позиция по вопросу подлинной автономии, а также соображения о том, как можно удовлетворить потребность тибетского народа в автономии и самоуправлении посредством претворения в жизнь принципов автономии, заложенных в Конституции Китайской народной республики, как мы их понимаем. Его Святейшество Далай-лама убежден, что основополагающие потребности тибетского народа могут быть удовлетворены путем предоставления ему подлинной автономии в составе КНР. Будучи многонациональным государством, КНР, подобно многим другим странам мира, стремится к решению национальных вопросов через предоставление национальным меньшинствам автономии и самоуправления. В Конституции КНР заложены фундаментальные принципы автономии и самоуправления, которые полностью согласуются с потребностями и чаяниями тибетского народа. Региональная национальная автономия позволяет избежать как ущемления прав национальных меньшинств, так и возможных проявлений сепаратизма, отвергая одновременно ханьский шовинизм и местный национализм. Такая автономия способна обеспечить сохранение культуры и самобытности национальных меньшинств через предоставление им возможности самостоятельно вести свои внутренние дела. Реализация конституционных принципов предоставления автономии, как мы их понимаем, может удовлетворить большую часть потребностей тибетского народа. По нескольким пунктам Конституция КНР предоставляет значительные дискреционные права государственным органам в плане принятия решений и проведения в жизнь автономии. Эти дискреционные права могут быть использованы для упрощения процедуры предоставления подлинной автономии тибетцам с учетом специфики Тибета. При применении этих принципов в конечном итоге может возникнуть необходимость пересмотра или изменения законодательства по автономии с тем, чтобы привести его в соответствии со спецификой и потребностями тибетского народа. При наличии доброй воли обеих сторон, существующие проблемы могут быть решены в рамках предусмотренных Конституцией КНР принципов предоставления автономии. Таким образом, будут достигнуты национальное единство, стабильность и гармоничные отношения между представителями тибетской и иных национальностей. II. УВАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ ТИБЕТСКОГО НАРОДА Независимо от того, каково административное деление страны на сегодняшний день, тибетцы принадлежат к единой, пусть и малочисленной, нации. Национальную целостность тибетского народа следует уважать. Такое уважение является отражением духа, смысла и основополагающего принципа, заложенного в конституционной концепции национальной региональной автономии, а также принципа равенства представителей всех национальностей. Тибетцы говорят на одном языке, у них единая культура, духовные традиции, основные ценности и обычаи; они принадлежат к одной этнической группе и обладают ярко выраженным чувством национальной общности. Это непреложный факт. Несмотря на то, что в истории тибетского народа случались периоды политических и административных разногласий, тибетцев всегда объединяла их религия, культура, образование, язык, образ жизни и уникальная природная среда высокогорного плато. В силу того, что тибетский народ живет на единой территории Тибетского нагорья на протяжении тысячелетий, он является коренным народом этой местности. Что же касается принципов региональной национальной автономии, то тибетцы в составе КНР проживают как единая нация на всей территории Тибетского нагорья. Исходя из вышеизложенного, КНР признала тибетцев как одно из 55 национальных меньшинств. III. ЧАЯНИЯ ТИБЕТСКОГО НАРОДА Богатая и уникальная история, культура и духовные традиции тибетского народа являются важной частью всемирного наследия. Тибетцы стремятся не только сохранить собственное наследие, которое чрезвычайно дорого для них, но и продолжать развивать свою культуру, духовную жизнь и знания в соответствии с новыми условиями и потребностями человечества в 21 веке. Быстрое развитие науки и экономики, которое переживает сейчас КНР, может принести огромную пользу тибетскому народу как неотъемлемой части этого многонационального государства. Мы стремимся активно участвовать в этом развитии, внести в него свой вклад. Но при этом мы считаем необходимым обеспечить сохранность национальной самобытности, культуры и основных ценностей тибетского народа, защитить уникальную и хрупкую природную среду Тибетского нагорья, коренными жителями которого являются тибетцы. КНР признает уникальность ситуации в Тибете. Это было отражено еще в «Соглашении из 17 пунктов», а впоследствии получило подтверждение в официальных заявлениях и политике лидеров КНР. Признание уникальности ситуации в Тибете и впредь должно лежать в основе определения масштабов и структуры особой автономии, которой будут пользоваться тибетцы в составе КНР. В Конституции КНР заложен фундаментальный принцип гибкости, позволяющий находить приемлемые решения для учета специфических особенностей и удовлетворения потребностей национальных меньшинств. Его Святейшество Далай-лама ясно и недвусмысленно выражает приверженность поиску решения тибетского вопроса в составе КНР. Эта позиция полностью согласуется с заявлением высшего руководителя КНР Дэна Сяопиня, в котором тот особо подчеркнул, что все вопросы, за исключением независимости, могут быть решены посредством диалога. Поскольку мы со своей стороны признаем и обязуемся уважать территориальную целостность КНР, мы ожидаем от центрального правительства признания и уважения национальной целостности тибетского народа, а также права тибетского народа на подлинную автономию в составе КНР. Мы полагаем, что именно такой подход должен стать основой разрешения противоречий между нами. Он также послужит укреплению единства, стабильности и гармонии в межнациональных отношениях. Для того чтобы тибетцы как самостоятельная нация прогрессивно развивались в составе КНР, необходимо, чтобы экономическое, социальное и политическое развитие в Тибете шло в ногу с развитием в КНР и в мире в целом, сохраняя при этом свои национальные черты. Это невозможно без признания и претворения в жизнь права тибетцев на самоуправление в соответствии с их собственными нуждами, приоритетами и национальными особенностями в местах их компактного проживания по всей территории КНР. Лишь сами тибетцы, и никто другой, способны сохранить и приумножить культуру и национальную самобытность своего народа. Следовательно, тибетцы должны иметь право на самопомощь, саморазвитие и самоуправление. При этом должен быть найден оптимальный баланс между этими потребностями и необходимостью в руководстве и содействии со стороны центрального правительства и других провинций и регионов КНР. Такие руководство и содействие мы можем только приветствовать. IV. ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ТИБЕТЦЕВ Предметы вéдения самоуправления 1) Язык Язык является важнейшим атрибутом национальной самобытности тибетского народа. Тибетский язык - это основной язык повседневного общения, на нем написаны литературные произведения, духовные тексты и научные работы. Тибетский язык не просто находится на одном уровне с санскритом по сложности грамматики, это единственный язык, позволяющий абсолютно точно и без малейших ошибок переводить с санскрита. В силу этого тибетский язык обладает богатейшим и обширнейшим собранием высококачественных переводов. Но этим его достоинства не ограничиваются. По мнению многих ученых собрание литературных произведений, написанных собственно на тибетском языке, также является одним из самых обширных и богатых в мире. Статья 4 Конституции КНР гарантирует представителям всех национальностей свободу «использовать и развивать свой устный и письменный язык…». Чтобы обеспечить право тибетцев на использование и развитие своего собственного языка, тибетскому языку должен быть присвоен статус основного разговорного и письменного языка. Соответственно основным языком тибетских автономных областей должен быть тибетский. Этот принцип нашел свое отражение в статье 121 Конституции КНР, которая гласит, что «органы самоуправления в национальных автономных областях должны использовать в качестве разговорного и письменного языка язык, являющийся общеупотребимым в данной местности». Согласно статье 10 Закона о региональной национальной автономии (ЗРНА), такие органы управления «должны гарантировать представителям национальностей свободу использования и развития собственного разговорного и письменного языка в своих областях…». В соответствии с этим принципом, тибетский язык должен быть признан основным языком в областях проживания тибетцев. ЗРНА (статья 36) также позволяет руководству автономной области решать, какой язык использовать для составления инструкций и на вступительных экзаменах в учебные заведения. Это влечет за собой признание тибетского языка основным языком, на котором ведется обучение. 2) Культура Основной задачей национальной региональной автономии является сохранение культуры национальных меньшинств. Вопросы сохранения культуры отражены в статьях 22, 47 и 119 Конституции КНР, а также в статье 38 ЗРНА. Для тибетского народа тибетская культура неразрывно связана с его религией, традициями, языком и национальной самобытностью, которые сегодня подвергаются опасности на самых разных уровнях. Поскольку тибетцы живут в многонациональном государстве, их уникальному культурному наследию должна быть обеспечена защита в соответствии с положениями Конституции КНР. 3) Религия Религия является основой тибетского общества. Буддизм и национальная самобытность тибетцев неразрывно связаны между собой. Мы признаем важность принципа разделения церкви и государства. Но такое разделение не должно ущемлять свободы и права верующих на осуществление религиозной практики. Для тибетцев личная и общественная свобода неотделимы от свободы вероисповедания, совести и религии. Конституция КНР признает важность религии и защищает право исповедовать свою веру. Статья 36 гарантирует всем гражданам право на свободу вероисповедания. Никто не имеет права принуждать других верить или не верить. Дискриминация по религиозному признаку запрещена. Если подходить к толкованию конституционного принципа с точки зрения международных стандартов, то необходимо рассматривать также свободу способов выражения веры и отправления религиозных культов. Такая свобода подразумевает право создавать монастыри и управлять ими в соответствии с буддийской монашеской традицией. При этом монастыри должны иметь право проводить учения, устанавливать количество монахов и монахинь, а также возраст для поступления в монастырь в соответствии с этой традицией. Эта свобода распространяется также и на проведение публичных учений и посвящений, которые могут сопровождаться большим стечением народа. Государство не должно вмешиваться в отправление обрядов и религиозные традиции, такие как отношения между учителем и учениками, управление монастырями, признание реинкарнаций. 4) Образование Тибетский народ стремится развивать собственную систему образования и управлять ею, координируя свою деятельность с министерством образования центрального правительства. Это стремление полностью согласуется с положениями Конституции КНР об образовании, так же как и желание участвовать и вносить свой вклад в развитие науки и технологий. В последнее время все большее признание получает вклад, который вносит буддийская психология, метафизика, космология и изучение ума, в развитие современной науки. В то время как, в соответствии со статьей 19 Конституции КНР, государство обязано обеспечить образование для всех граждан, статья 119 гласит, что «в национальных автономных областях органы самоуправления независимо принимают решения в том, что касается образования в этих областях...» Этот принцип также отражен в статье 36 ЗРНА. Поскольку степень свободы автономий в принятии решений не совсем ясна, важно подчеркнуть, что само желание тибетского народа пользоваться подлинной автономией в вопросах обеспечения образования представителям своей национальности не противоречит конституционным принципам. Что касается желания участвовать и вносить вклад в развитие научного знания и технологий, такое право четко отражено в Конституции (статья 119) и ЗРНА (статья 39). 5) Защита окружающей среды В Тибете берут начало величайшие реки Азии. Здесь также находятся высочайшие горы на Земле, прорезанные глубокими долинами, нетронутыми человеком. Самые обширные в мире высокогорные плато Тибета богаты полезными ископаемыми, здесь произрастают девственные леса. Сохранению окружающей среды Тибета способствовало традиционное для тибетцев уважение ко всем формам жизни, запрещающее причинять вред любым существам, будь то люди, или животные. Тибет долгое время оставался уникальным естественным природным заповедником. Сегодня природе Тибета наносится непоправимый ущерб. Наибольшему воздействию подвергаются луга и пастбища, пахотные угодья, леса, водные ресурсы и дикие животные. Ввиду вышесказанного и в соответствии со статьями 45 и 66 ЗНРА, тибетскому народу должно быть предоставлено право на самостоятельное природопользование и следование своим традициям охраны окружающей среды. 6) Использование природных ресурсов В отношении защиты и управления окружающей средой и использования природных ресурсов Конституция КНР и ЗРНА упоминают лишь ограниченную роль органов местного самоуправления автономных областей (см. ЗРНА, статьи 27, 28, 45, 66 и Конституцию КНР, статья 118, где сказано, что государство «должно учитывать интересы [национальных автономных областей]»). В ЗРНА говорится о том, как важно, чтобы в автономных областях защищали и развивали леса, пастбища и луга (статья 27), а также о необходимости «отдавать приоритет рациональной обработке и использованию природных ресурсов, находящихся в ведении местных органов управления», но только в рамках государственных планов и юридических положений. В действительности, центральная роль государства в этих вопросах закреплена статьей 9 Конституции КНР. На наш взгляд, сами по себе провозглашенные в Конституции КНР принципы автономии не сделают тибетцев подлинными хозяевами своей судьбы, если к ним не добавить полноправное участие в принятии решений об использовании природных ресурсов, таких как полезные ископаемые, водные ресурсы, леса, горы, луга, пастбища и пр. Право собственности на землю лежит в основе развития природных ресурсов и экономики, налоговых сборов и доходов. Поэтому необходимо, чтобы нация, проживающая в автономной области, обладала в отношении земли, не являющейся собственностью государства, юридическими полномочиями передавать права на землю или сдавать ее в аренду. Автономная область также должна обладать полномочиями независимо формулировать и претворять в жизнь планы развития, согласованные с планами государства. 7) Экономическое развитие и торговля В экономическом плане Тибет является одним из наиболее отсталых регионов КНР. Он нуждается в экономическом развитии, и такое развитие можно только приветствовать. В Конституции КНР указано, что руководство автономных областей может сыграть важную роль в экономическом развитии своих областей, поскольку оно осведомлено о местных особенностях и потребностях (статья 118 Конституции КНР, а также частично статья 25 ЗРНА). Конституция КНР также признает принцип автономии в руководстве и управлении финансами (статья 117 Конституции КНР и статья 32 ЗРНА). В то же время в Конституции КНР говорится о необходимости государственного финансирования и поддержки автономных областей в интересах ускорения развития (статья 122 Конституции КНР, статья 22 ЗРНА). В соответствии со статьей 31 ЗРНА, в компетенцию автономных областей, в особенности таких как Тибет, расположенных на границе с другими государствами, входит ведение приграничной торговли, а также участие в международной торговле. Этот конституционный принцип очень важен для тибетского народа с учетом его близости к зарубежным государствам, с населением которых у него существуют культурные, религиозные, этнические и экономические связи. Содействие, которое оказывает Центральное правительство и другие провинции, может быть полезным в краткосрочной перспективе. Но, если в долгосрочной перспективе тибетский народ вместо того, чтобы обрести экономическую самостоятельность, станет зависимым от других, это нанесет ему большой вред. Исходя из этих соображений, важной целью автономии станет предоставление тибетскому народу экономической самостоятельности. 8) Здравоохранение В соответствии с Конституцией, на государстве лежит обязанность предоставлять услуги в области медицины и здравоохранения (статья 21). Статья 119 признает это зоной ответственности автономных областей. ЗРНА (статья 40) также признает право органов самоуправления автономных областей самостоятельно принимать планы развития у себя в области услуг у области медицины и здравоохранения, способствовать развитию как современной, так и традиционной народной медицины. Существующая система здравоохранения не способна в полной мере удовлетворить потребности тибетского населения сельских областей. В соответствии с указанными выше законами, органы управления областной автономии должны обладать компетенцией и ресурсами для того, чтобы полностью удовлетворить потребности всего населения Тибета в медицинских услугах. Они также должны обладать компетенцией для развития традиционной тибетской медицины и астрологии строго в соответствии с народными традициями. 9) Общественная безопасность В вопросах, касающихся общественной безопасности, важно, чтобы большинство служащих в органах безопасности были представителями местного населения, которые понимают и уважают местные обычаи и традиции. На сегодняшний день в Тибете местные представители власти тибетской национальности не обладают должными полномочиями для принятия решений. Важным аспектом автономии и самоуправления является поддержание внутреннего общественного порядка и безопасности в автономных областях. Конституция КНР (статья 120) и ЗРНА (статья 24) признают важность участия местных властей в обеспечении порядка и безопасности и наделяют их правом с одобрения Государственным Советом организовывать собственную систему внутренней безопасности «в соответствии с государственной системой обороны и практическими потребностями». 10) Миграционная политика Основной задачей национальной областной автономии и самоуправления является сохранение национальной самобытности, культуры, языка и других особенностей национальных меньшинств, а также превращение их в хозяев своего положения. Применительно к конкретной территории, на которой компактно, в рамках одного или нескольких сообществ, проживает национальное меньшинство, поощрение крупномасштабной миграции и заселения этой территории представителями национального большинства ханьской и других национальностей подрывает сам принцип национальной областной автономии. Серьезные демографические изменения в результате такой миграции приведут не к интеграции тибетского населения в ханьскую национальность, а к его ассимиляции и, в конченом итоге, к постепенному исчезновению уникальной тибетской культуры и национальной самобытности. Кроме того, с притоком большого количества ханьских китайцев и других национальностей коренным образом изменятся условия проживания тибетцев, и к ним уже сложно будет применить конституционный критерий предоставления областной автономии, который требует, чтобы национальное меньшинство проживало в «компактных сообществах» на определенной территории. Если бесконтрольный приток мигрантов и переселенцев продолжится, тибетцы уже не будут проживать компактными сообществами на своих землях, а, следовательно, согласно Конституции КНР уже не смогут пользоваться правом на национальную областную автономию. Это станет прямым нарушением самого принципа, которым руководствуется Конституция КНР в подходе к решению национальных вопросов. В КНР есть прецедент, когда было наложено ограничение на перемещение или поселение граждан. Право автономных областей принимать меры для контроля над «временными поселенцами» признается лишь частично. Для нас жизненно важно, чтобы в целях проявления уважения к самому принципу автономии органы самоуправления автономной области имели право регулировать пребывание, проживание и трудоустройство или другую экономическую деятельность лиц, которые хотели бы приехать в Тибет из других частей КНР. Мы не намерены выгонять не-тибетцев, которые поселились в Тибете на постоянное жительство, выросли в Тибете и прожили здесь долгое время. Мы озабочены поощряемым правительством массовым притоком мигрантов преимущественно ханьской, но также и других национальностей во многие области Тибета, в результате которого разрушаются сложившиеся местные сообщества, происходит маргинализация тибетского населения, нарушается хрупкое природное равновесие. 11) Культурный, образовательный и религиозный обмен с другими странами ЗРНА (статья 42) наравне с важностью обменов и сотрудничества между тибетцами и представителями других национальностей, провинций и областей КНР в таких вопросах, как культура, искусство, образование, наука, здравоохранение, спорт, религия, охрана окружающей среды, экономика и т.д., также признает право автономных областей на подобные обмены и сотрудничество с зарубежными странами. V. ВВЕДЕНИЕ ЕДИНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ДЛЯ ВСЕХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТИБЕТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ КНР Для того чтобы тибетская нация могла развиваться и процветать, сохраняя уникальную самобытность, культуру и духовные традиции, посредством осуществления самоуправления в перечисленных выше вопросах, все тибетское сообщество, включая те области, которые КНР относит к тибетским автономным областям, должны быть под единым административным руководством. Существующее административное устройство, при котором тибетские сообщества подпадают под руководство и управление разных провинций и областей КНР, усугубляет фрагментацию и неравномерность развития, ослабляет способность тибетского народа сохранять и развивать свою общую культурную, духовную и этническую самобытность. Эта политика не оказывает должного уважения к целостности нации, но, напротив, усугубляет ее расслоение и попирает сам дух автономии. В то время как другие национальные меньшинства, такие как уйгуры и монголы, осуществляют практически полное самоуправление на территории своих единых автономных областей, к тибетцам относятся так, как если бы они были не единой нацией, а несколькими национальными меньшинствам. Стремление собрать всех тибетцев, проживающих в настоящее время в областях, названных тибетскими автономиями, под управление единой администрации полностью согласуется с конституционным принципом, записанном в статье 4, а также отраженном в ЗРНА (статья 2), который гласит, что «региональная автономия осуществляется в областях компактного проживания представителей национальных меньшинств». ЗРНА описывает региональную национальную автономию как «основную политику коммунистической партии КНР в решении национальных вопросов в Китае». В предисловии к закону также объясняется смысл и назначение национальной автономии: Национальные меньшинства под единым государственным руководством пользуются региональной автономией в областях, в которых они проживают компактными сообществами, и образуют органы самоуправления для осуществления права на автономию. Региональная национальная автономия является воплощением всестороннего уважения государства к правам национальных меньшинств на управление своими внутренними делами, а также гарантией соблюдения принципа равенства, единства и процветания представителей всех национальностей. Очевидно, что тибетцы в составе КНР смогут в полной мере осуществлять свое право на самоуправление и эффективно вести свои внутренние дела только при условии, что управление будет осуществляться через единый орган самоуправления, чья юрисдикция распространяется на весь тибетский народ в целом. В ЗРНА содержится указание на то, что может потребоваться изменение границ национальных автономных областей. Потребность в региональной автономии, сохраняющей единство тибетской нации, отвечает основополагающим принципам Конституции КНР и является абсолютно легитимной. Административные изменения, которые могут понадобиться для ее осуществления, также не нарушают конституционных принципов. Более того, существует несколько прецедентов таких изменений. VI. ПРИРОДА И СТРУКТУРА АВТОНОМИИ Степень, в какой может быть применено право тибетцев на самоуправление и самостоятельное ведение дел по указанным выше направлениям, определяет сам характер предоставляемой Тибету автономии. В этой связи первоочередной задачей будет определение способов регулирования и осуществления автономии с тем, чтобы такая автономия в полной мере отвечала специфике ситуации и базовым потребностям тибетского народа. Предоставление подлинной автономии должно включать право тибетцев на формирование собственного областного правительства, правительственных учреждений и процессов управления, которые бы наилучшим образом отвечали их нуждам и особенностям. Народный конгресс автономной области должен обладать полномочиями осуществлять законодательную власть по всем вопросам, находящимся в компетенции области (что обозначено в приведенных выше положениях), а другие органы автономного правительства должны иметь полномочия автономно проводить в жизнь принятые решения и контролировать их исполнение. Автономия также подразумевает представительство в органах центрального правительства и действенное участие в принятии решений на государственном уровне. Подлинная автономия также должна предусматривать процедуры проведения эффективных консультаций и тесного сотрудничества, или же совместного принятия решений центральным и областным правительствами в сферах, представляющий обоюдный интерес. Жизненно важным элементом подлинной автономии являются закрепленные в Конституции или ином законодательстве полномочия и обязанности, которые предоставлены автономной области и не могут быть аннулированы или изменены в одностороннем порядке. Это означает, что ни центральное правительство, ни правительство автономной области не могут без обоюдного согласия изменять основополагающие характеристики автономии. Параметры и специфика такой подлинной автономии Тибета, отвечающей уникальным потребностям тибетского народа и условиям региона, должны быть достаточно подробно изложены в нормативных документах по предоставлению автономии, как это предусмотрено статьей 116 Конституции КНР (статья 19 ЗРНА), или, если это представляется более уместным, в отдельном своде законов или норм, специально разработанным для этой цели. Конституция КНР, в том числе статья 31, предоставляет возможность применения гибкого подхода к разработке особых законов, отвечающих специфике конкретной ситуации, например, ситуации с Тибетом, при соблюдении установленного в стране социального, экономического и политического порядка. Раздел VI Конституции КНР предусматривает возможность создания органов самоуправления национальных автономных областей и признает их право на осуществление законодательной деятельности. В статье 116 Конституции (статья 19 ЗРНА) говорится о предоставлении им права принимать «отдельные нормы с учетом политических, экономических и культурных особенностей национальности/национальностей, проживающих в данной местности». Подобным образом, Конституция КНР признает полномочия автономной администрации в ряде областей (статьи 117-120), а также право автономных правительств на применение гибкого подхода при проведении в жизнь законов и политики центрального правительства и высших государственных органов власти в соответствии с условиями данной автономной области (статья 115). Вышеуказанные правовые положения накладывают значительные ограничения на принятие решений органами правительства автономной области. Но, тем не менее, Конституция КНР признает, что органы самоуправления вправе принимать решения по законодательству и политике, которые отвечают местным нуждам, и их решения могут отличаться от принятых иными органами, в том числе центральным правительством. Хотя потребности тибетцев по большей части соотносятся с принципами автономии, изложенными в Конституции КНР, как было показано выше, их осуществление затруднено в силу ряда проблем, которые в настоящее время затрудняют или делают неэффективным применение этих принципов. Для претворения в жизнь подлинной автономии, например, необходимо четкое разграничение полномочий и обязанностей между центральным правительством и правительством автономной области в отношении той или иной сферы компетенции. В настоящий момент на этот счет нет ясности, и объем полномочий автономных областей в сфере законодательной деятельности остается непонятным и строго ограниченным. Таким образом, хотя в Конституции КНР признается особая необходимость осуществления автономными областями законодательной деятельности по многим вопросам, затрагивающим их напрямую, содержащееся в статье 116 требование о получении предварительной санкции высшего органа центрального правительства – Постоянного комитета Национального народного конгресса, тормозит претворение в жизнь этого принципа автономии. В действительности, лишь автономные национальные конгрессы нуждаются в получении такой санкции, в то время как конгрессы обычных (не автономных) провинций КНР не нуждаются в получении предварительного разрешения и должны лишь докладывать о принятии тех или иных норм Постоянному комитету Национального народного конгресса «для их внесения в архивы» (статья 100). Автономия также осуществляется в рамках целого ряда законов и норм в соответствии со статьей 115 Конституции КНР. Некоторые из законов в значительной степени ограничивают автономию автономных областей и при этом не всегда согласуются друг с другом. В результате объем предоставляемой автономии остается неясным и не является жестко фиксированным, поскольку может быть изменен в одностороннем порядке при введении тех или иных законов и норм высшими государственными органами и даже изменении политики. Не предусмотрено соответствующих процедур получения консультаций и устранения разногласий, которые могут возникать между органами центрального правительства и регионального правительства в отношении объема и осуществления автономии. Возникающая неопределенность на практике ограничивает инициативы региональных властей и препятствует осуществлению подлинной автономии тибетским народом в настоящее время. На этом этапе мы не хотим вдаваться в подробности в отношении тех или иных препятствий на пути осуществления подлинной автономии тибетским народом в настоящее время, но упоминаем о них в качестве примера с тем, чтобы мы могли в будущем вернуться к их обсуждению в соответствующем порядке и в процессе диалога. Мы продолжим изучение Конституции КНР и других, относящихся к этому вопросу, юридических положений и в надлежащее время будем рады предоставить дальнейший анализ этих вопросов, как мы их пониманием. VII. ШАГ ВПЕРЕД Как мы отмечали в начале настоящего меморандума, нашим намерением было исследовать, каким образом потребности представителей тибетской национальности могут быть удовлетворены в составе КНР, поскольку полагаем, что эти потребности соответствуют принципам автономии, заложенным в Конституции КНР. Как неоднократно заявлял Его Святейшество Далай-лама, у нас нет скрытой повестки дня. У нас нет ни малейшего намерения использовать какое-либо соглашение о подлинной автономии как трамплин для отделения от КНР. Цель Тибетского правительства в изгнании – представлять интересы тибетского народа и выступать от его имени. Поэтому, как только между нами будет достигнуто соглашение [по тибетскому вопросу], в нем [Тибетском правительстве в изгнании] более не будет нужды, и оно будет распущено. В действительности, Его Святейшество Далай-лама подтвердил свое решение не занимать никакой политической должности в Тибете когда-либо в будущем. Его Святейшество Далай-лама, однако, планирует использовать свое личное влияние для того, чтобы обеспечить такому соглашению законную силу, необходимую для его поддержки со стороны тибетского народа. Учитывая эти твердые обязательства, мы предлагаем, чтобы следующим шагом в этом процессе стало достижение соглашения о начале серьезных обсуждений по вопросам, поднятым в этом меморандуме. В целях осуществления эффективной работы мы предлагаем провести обсуждение и прийти к согласию о взаимоприемлемых механизме/механизмах, а также графике работ. Перевод c английского: Наталья Иноземцева, Юлия Жиронкина Английская версия Просмотров: 10539 | Тэги: права человека, тибет
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |