Сохраним Тибет > Аруначал: Индия не стремится раздувать пламя конфликта вокруг населенного коренными тибетцами штата

Аруначал: Индия не стремится раздувать пламя конфликта вокруг населенного коренными тибетцами штата


19 октября 2009. Разместил: savetibet

Статуя Будды Шакьямуни в монастыре Таванг в штате Аруначал-Прадеш
Индия призвала к диалогу в связи с бурным конфликтом, возникшим из-за протестов Китая, отчетливо продемонстрировавших его претензии на территорию населенного коренными тибетцами Аруначала, который с 8 по 15 ноября намерен посетить духовный лидер Тибета Далай-лама.

Премьер-министр Индии Манмохан-Сингх и премьер-министр Китая Вэнь Цзябао должны 23 или 24 октября встретиться в кулуарах саммита АСЕАН в Таиланде, чтобы вновь потвердить взаимное стремление двигаться в направлении мирного и переговорного урегулирования пограничной проблемы. Затем последует визит министра иностранных дел Китая в Бангалор на трехсторонний саммит, где министр иностранных дел Индии С.М. Кришна будет также принимать российского министра Сергея Лаврова.

Зачинщиком в новом витке затянувшегося пограничного конфликта выступил Пекин, выразив официальный протест по поводу визита премьер-министра Манмохана Сингха в Аруначал-Прадеш, состоявшегося в канун выборов в ассамблею штата. «Китай не имеет никаких оснований вмешиваться во внутренние дела этого приграничного штата», ― резко заявил в ответ главный министр штата Доржи Кханду. Прошедшие 13 октября выборы, в которых приняли участие 72% избирателей, снова подтвердили его неоспоримую популярность в округе Мукто расположенного на самой границе с Китаем дистрикта Таванг. Доржи Кханду и на этот раз, как в двух предшествующих кампаниях по выборам в ассамблею, в 1999 и 2004 годах, одержал победу заранее, в силу отсутствия соперничающих кандидатов. С такой же победой пришли на выборы еще два тибетца, представляющие партию Индийский национальный конгресс, ― действующий депутат Цеванг Дхондуп (Tsewang Dhondup) из округа Таванг и новичок Джамбей Таши (Jambey Tashi) из округа Лумла.

14 октября правительство Индии, как писала местная Tribune, отплатило Пекину его же монетой. «Аруначал-Прадеш является неотъемлемой частью Индии, и только что завершившиеся выборы доказали, что он подчиняется индийской конституции», ― заявил 14 октября в Калькутте министр финансов Пранаб Мукерджи (Pranab Mukherjee). «Мы никогда не упоминали о том, что Китай развивает инфраструктуру и авиабазы в Тибете, ― сказал в Нью-Дели заместитель командующего ВВС Индии П.К. Барбора. ― Пусть они тоже помолчат». Картину наступления дополнил министр внутренних дел Паланьяппан Чидамбарам (Palaniappan Chidambaram), который, находясь в Шринагаре, подчеркнул, что китайские рабочие смогут въезжать в Индию только по рабочим визам, но не по бизнес-визам. «Мы собираемся выдавать рабочие визы только высококвалифицированным рабочим ― это относится не только к рабочим из Китая, но также из других стран. И мы не собираемся выдавать визы неквалифицированным и малоквалифицированным рабочим, поскольку таких у нас в Индии полно», ― сказал он журналистам в Шринагаре.

Пожалуй, самым радикальным образом отреагировали на заявление Пекина представляющие землячество Аруначала студенты Института информационных технологий для племен Индии (ITITI) в городе Дехрадун, столице штата Уттаракханд, выступившие с меморандумом о создании «Батальона Аруначала» для предотвращения нападений со стороны Китая и защиты «Матери-Индии». «Мы, студенты из Аруначал-Прадеш, хотим выразить обеспокоенность и решительный настрой всего народа Аруначала в связи с высокомерными, разжигающими войну претензиями Китая, который объявил Аруначал своей территорией. Мы и наши родители хотим передать китайскому народу и его экспансионистскому правительству: нет Индии без Аруначала и нет Аруначала без Индии. Мы в первую очередь индийцы, а уж потом все остальное», говорится в обращении, направленном главному министру штата Уттаракханд.

Однако в пятницу, 16 октября, министерство иностранных дел (МЕА) решило смягчить напряженность, отметив со ссылкой на «независимых наблюдателей», что нет никаких свидетельств того, что на реке Цангпо, как называется в Китае Брахмапутра, воздвигается дамба. «Мы не можем возражать, если Китай реализует этот проект на реке со своей стороны границы», ― сказал один из высокопоставленных индийских чиновников, добавив, что любой стране позволено строить сооружения, не изменяющие направление водного потока.

Эта реплика прозвучала в связи с заявлением министерства иностранных дел Индии, в котором выражалась обеспокоенность по поводу публикаций о начале работ по утвержденному 16 марта гигантскому гидропроекту Nagmu 540MW. О планах строительства плотины высотой в 116 метров и длиной в 389,5 м на реке Брахмапутра стало известно три года тому назад, после чего в ноябре 2006 года обеими сторонами была учреждена проверяющая инспекция под названием Expert-Level Mechanism.

«Индийская сторона уже получала сообщения о строительстве крупной плотины или проекта поворота вод на реке Брахмапутра с китайской стороны», ― сказал 15 октября официальный представитель МИД Индии Вишну Пракаш (Vishnu Prakash). «Индийская сторона также выражала надежду, что Китай не станет реализовать проект таких масштабов или поворачивать течение Брахмапутры», ― подчеркнул он, добавив, впрочем, что Китай «категорически отрицает» план такого строительства на одной из крупнейших рек Азии, русло которой на протяжении 1625 км пролегает через Тибетский автономный район, затем еще 918 км идут по территории Индии, и ― до впадения в Бенгальский залив ― 363 км через Бангладеш.

Далее, отмечает информационно-аналитический сайт DNA, источники в правительстве Индии напомнили, что позиция Китая относительно Аруначала как «спорной» территории отнюдь не изменилась. Пекин выступал с возражениями еще в 1982 году, когда команда Аруначал-Прадеш прошла под флагом Индии на Азиатских играх в Нью-Дели, и в 1986-м, когда Аруначал-Прадеш стал штатом (до этого он считался союзной территорией).

И, наконец, в сентябре официальный представитель МИД КНР Цзян Юй озвучила протест китайской стороны по поводу разрешения на пятую поездку Далай-ламы в Аруначал-Прадеш, где духовный лидер планирует посетить Таванг, Бомдилу и Итанагар. В интервью All India Radio, вышедшем в эфир 15 октября, глава отдела международных связей МИД Индии Нирупама Рао вновь подтвердила официальную позицию: «Мы всегда ясно заявляли, также и Китаю, что Его Святейшество Далай-лама является духовным, религиозным деятелем, и что он не участвует в политической деятельности на территории Индии; он ― наш гость в Индии и волен посещать любую часть страны».

Хорошо зная вкусы дипломатической кухни Москвы и Пекина ― Нирупама Рао занимала пост вице-посла в Москве, а в 2006-м стала первой женщиной-послом в Китае, она подчеркнула, что конфликты следует решать путем диалога. «Я помню, как наш первый премьер-министр, ныне покойный Джавахарлал Неру, выступая перед парламентом в 1962 году, сказал: «Мы не можем идти маршем на Пекин», ― эти слова я и процитирую», ― заметила она.

«Как бы там ни было, мы должны придерживаться реалистической точки зрения там, где имеются расхождения ― и расхождения есть, когда речь идет о восприятии линии действующего контроля в приграничных областях. Есть также расхождения в толковании конфликтных территориальных претензий», ― констатировала Рао, добавив, что это «один из самых сложных вопросов о границе, существующих где-либо в мире».

Валерий Никольский


Смотрите также:


«Без кивка из Пекина». Правительство Индии одобрило визит Далай-ламы в Аруначал-Прадеш

Далай-лама посетит Таванг в индийском штате Аруначал-Прадеш

Буддийские монахи проводят молебны за успешный визит Далай-ламы в Таванг