Сохраним Тибет > Сакья Тризин Ринпоче. О верном и неверном подходах к практике Дхармы

Сакья Тризин Ринпоче. О верном и неверном подходах к практике Дхармы


17 мая 2010. Разместил: savetibet


Сакья Тризин Ринпоче. О верном и неверном подходах к практике Дхармы

В первой строчке учения сказано: « Если у вас есть привязанность к этой жизни, вы не являетесь практиком Дхармы». То есть, чтобы быть настоящим практиком Дхармы, нужно, по меньшей мере, не иметь привязанности к этой жизни. Ведь эта жизнь мимолетна, лишена сути, подобна миражу. Если считать мираж озера источником воды, то так и не утолишь жажду.

Подобным образом, если мы будем цепляться за эту жизнь, то не сумеем исполнить своих желаний. Чем бы мы ни занимались, какую бы практику Дхармы ни выполняли, будь то изучение Дхармы, размышление или медитация, с таким цеплянием наша практика будет средством достижения процветания в этой жизни, не подлинной Дхармой.

Великий индийский наставник Васубандху говорил: «Основываясь на чистом нравственном поведенном поведении, слушай Дхарму, размышляй и медитируй». Это порядок, общая структура практики, которой придерживаются во всех традициях: Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне.

В первой строчке, где сказано: «Если у вас есть привязанность к этой жизни, вы не являетесь практиком Дхармы», напрямую объясняется, что значит придерживаться верного подхода к практике Дхармы, и что значит — неверного.

Неверным подходом будет испытывать привязанность к этой жизни, считать ее значимой; у вас остается привязанность, пусть даже вы и практикуете Дхарму. На внешнем уровне вы соблюдаете нормы нравственного поведения, изучаете Дхарму, размышляете, практикуете, но у вас все равно остается привязанность. И потому практика становится для вас средством достижения процветания в этой жизни, а не подлинной Дхармой, подлинной практикой.

Здесь также излагается и верный подход к практике Дхармы. В чем он состоит? Минимальное требование, которое следует соблюсти, чтобы называть себя настоящим практиком Дхармы, состоит в том, чтобы отказаться от привязанности. Потому что эта жизнь мимолетна в том смысле, что не длится дольше 100 лет. Мало кто доживает до ста. Это не слишком долгий срок. Кроме того, что бы вы здесь ни обрели: богатство, влияние, власть, славу, — все это в конечном итоге будет утрачено. Даже если вы станете вселенским монархом, все равно, когда наступит час смерти, не будет никакой разницы между тем, как умирает нищий и как умирает вселенский монарх. Все происходит одинаково — вы теряете все свои обретения. Вы можете жить в богатстве, но с наступлением смерти вас не отличить от нищего-попрошайки.

Когда час пробил, и пришло время умирать, то никому вас не спасти, каким бы богатым вы ни были, каким бы влиятельным вы ни были, каким бы умным вы ни были, каким бы ученым вы ни были. Все это вас не спасет.

А потому все эти мирские достояния: власть, богатство, слава не имеют никакого смысла, лишены сути. Но если ради них вы практикуете Дхарму — чтобы обрести славу, богатство, учеников, — то это неверный подход к практике Дхармы.

Возьмем нравственное поведение. Нравственное поведение играет очень важную роль. Подобно тому как земля служит основой всех внешних и внутренних элементов, нравственное поведение служит основой любых качеств. Но если вы соблюдаете нормы нравственного поведения с мирской мотивацией, то это становится причиной страдания и не приносит пользы. Это верно и для изучения Дхармы, размышления и медитации, любой, выполняемой нами практики. Но обычному человеку легко говорить об этом, но трудно на самом деле избавиться от привязанности. Но, когда мы занимаемся практикой Дхармы, нужно постараться отказаться от привязанности к этой жизни. По меньшей мере, практика не должна выполняться нами ради целей этой жизни. По меньшей мере, мы должны выполнять ее ради своих будущих рождений.

Вот так определяются верный и неверный подходы к практике Дхармы. До 12:58

Сакья Тризин Ринпоче. О драгоценном человеческого рождении

Все живые существа обладают природой Будды в том смысле, что между подлинной природой нашего ума и подлинной природой изначальной мудрости Будды нет различия. Подлинная природа нашего ума никогда не была запятнана омрачениями. Таким образом, в каждом из нас есть зерно, и, при условии наличия правильных методов, у каждого из нас появляется шанс стать полностью просветленным Буддой. У людей шансов больше, потому что человеческий ум обладает большей силой, нежели умы других существ. Человеческий ум обладает огромной силой — он способен творить прекрасное, способен вершить дурное. Сила человеческого ума велика. Поэтому у людей наилучшие шансы. Для того чтобы преодолеть страдания самсары, нужно практиковать Дхарму, потому что единственный способ преодолеть страдания самсары — это практика Дхармы. Для того чтобы практиковать Дхарму, вам нужна основа. И здесь, опять же, у людей наилучшие шансы, и потому человеческую жизнь очень трудно обрести, по многим соображениям.

Во-первых, с причинной точки зрения. Обрести человеческое рождение, в особенности человеческое рождение, наделенное 18 необходимыми условиями, очень и очень трудно. Это трудно, с причинной точки зрения, ведь для того чтобы обрести такое рождение, нужно совершать добродетельные деяния, и, прежде всего, соблюдать нормы нравственного поведения. Под соблюдением норм нравственного поведения понимается воздержание от неблагих деяний и совершение благих.

Даже в рамках нашей собственной жизни, если мы проследим, с утра и до вечера, сколько проявляется в нас негативных мыслей и негативных эмоций, и сколько — позитивных, добродетельных, если мы попробуем их сосчитать, то окажется, что позитивных очень мало, а негативных даже за короткий промежуток времени может проявиться огромное количество.

Кроме того, если посмотреть на других существ, то мы найдем великое множество существ, совершающих неблагие деяния, и очень мало людей, очень мало существ, которые совершают благие деяния. И даже если взять тех, кто совершает благие деяния, то у многих из них практика совершения добродетели носит поверхностный характер. Но таких, кто бы совершал добродетельное с необходимой чистотой, с правильной мотивацией, с правильным выполнением и правильным завершением — то есть, кто бы совершал добродетельные деяния со всеми их компонентами, очень мало.

И поскольку причины встречаются редко, то и следствия — рождения в человеческом теле, в особенности рождения, наделенные 18-ю необходимыми условиями, тоже очень и очень редки. Итак, с причинной точки зрения можно сказать, что рождение в человеческом теле — большая редкость.

Второе: с точки зрения количественной. Конечно, в нашем мире очень много людей. В действительности, налицо перенаселение планеты. Однако, если вы проведете сравнение с другими живыми существами, то люди уступают им в количественном отношении. Легко сосчитать, сколько людей проживает в одной стране, но крайне трудно сосчитать — сколько бактерий населяет пусть даже маленький уголок земного шара. Поэтому в сравнении с другими живыми существами людей очень мало. А если к тому же говорить о человеческой жизни, наделенной 18-ю необходимыми условиями, то очевидно, такую жизнь обрести чрезвычайно сложно.

В сутрах сказано, поскольку большинство существ совершает недобродетельные деяния, то великое множество существ спускается из высших миров — в низшие, и ничтожное число существ поднимается из низших миров — в высшие».

Поэтому и с этой, с количественной точки зрения, человеческое рождение является трудно достижимым.

Кроме того, если судить по приводимым сравнениям… Существует множество сравнений. Например, если бросить пригоршню горошин на глиняную стену, то, ударившись о стену, все горошины тотчас же упадут на землю. Ни одна из них не пристанет к стене.
Обрести человеческое рождение столь же трудно, как горошине остаться на отвесной стене.

Смотрите также:

Сакья Тризин — сорок первый патриарх линии Сакья
Его Святейшество Сакья Тризин о себе и своих учителях
Его Святейшество Сакья Тризин о карме и буддийской практике. Часть 1
Его Святейшество Сакья Тризин о карме и буддийской практике. Часть 2
Интервью с Его Святейшеством Сакья Тризином