Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Слеза Будды24 июля 2010 | Версия для печати
Икона Зеленая Тара – уникальный шедевр из коллекции ставропольского музея-заповедника
– Это настоящая жемчужина нашей коллекции, – так начала свой рассказ Елена Елагина, ведущий методист Ставропольского государственного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве. С ней вместе мы подошли к необычайно яркому полотну, остановились, и я невольно почувствовала волнение. Более трех метров в высоту и более двух метров в ширину, полотно поражало своей цветовой гаммой и тонкой ручной работой. Из-за стекла на меня смотрело доброе улыбающееся лицо. Необычная находка …1943 год. Ставрополь уже освобожден от фашистских захватчиков, но ощущение, что война еще близко, осталось. По базарной площади шла женщина. Ее взгляд остановился на человеке, развернувшем странное полотно. Не ковер, нет, скорее вышивка на шелке, потускневшая и потертая. Женщина подошла и спросила, сколько хочет продавец за товар. Сговорились на двух буханках хлеба. Немалая цена для голодного времени. Так благодаря Татьяне Минаевой, бывшей заведующей историческим отделом краеведческого музея, мы сегодня можем любоваться старинной буддийской иконой. – Спасение Зеленой Тары – настоящий подвиг, – считает Е. Елагина. – Эта женщина поистине достойна восхищения. Татьяна Максимовна – знаменитый исследователь, посвятившая жизнь изучению археологических памятников. Она самоотверженно отдавалась любимому делу, проводя в экспедициях большую часть года, с ранней весны до наступления холодов. Во время Великой Отечественной войны в захваченном фашистами Ставрополе Минаева, рискуя жизнью, прятала ценные музейные коллекции. История Богини У спасенного ею полотна примечательная судьба. Вышивалась икона Зеленой Тары к юбилейным торжествам, связанным с 300-летием дома Романовых. К этой дате в Большедербетовском улусе под руководством лучших зурачей – храмовых художников и мастериц-златошвеек – вышивку готовили девочки в возрасте от 10 до 14 лет: гибкие и проворные детские пальцы несколько лет были прикованы к темно-синему шелковому полотну, на котором стежок за стежком рождался удивительный образ Богини. После того как была завершена почти вся картина, возле нее собралось духовенство храма. Отслужили молебен, и только потом ведущим вышивальщицам было разрешено сотворить чудо: завершающим «аккордом» всей работы нужно было «открыть» Богине глаза. Это полотно, входящее в состав триптиха, демонстрировалось на торжествах по случаю открытия памятника Александру II в Башанте. Для Тары специально соорудили защитный балдахин, в тени которого проходили основные богослужения. До 30-х годов прошлого века иконы находились в хуруле, а когда начались погромы, некоторые бесследно исчезли. И Зеленую Тару считали пропавшей навсегда… Долгое путешествие, смена хозяев, безусловно, отразились на состоянии иконы: угасли краски, появились жирные разводы, исчезла «рубашка» – парчовое обрамление, кое-где потерлись нити прикрепа. И тем не менее цветовое и композиционное решение и сегодня приводит в восторг и изумление. Чувство меры, такта в созвучии цветов и рисунка, композиционное изящество здесь гармонично соседствуют с высоким одухотворением, побуждая к той самой философской созерцательности, коей всегда отличался буддизм от других религий… Спасительница В пантеоне северной ветви буддизма божества разделяются на ранги, куда входят и женские персонажи. Тара в переводе с санскрита буквально означает «Спасительница». Она оказывает поддержку тем, кто стремится к Просветлению, и тем, кто ищет в ней защиту. Тара достигла совершенства, но отказалась от ухода в нирвану из сострадания к людям. Она может иметь пять разноцветных обликов: красный, синий, белый, желтый и зеленый. Легенда гласит, что Зеленая Тара появилась из слезинки правого глаза Будды Арьябалы. В далекие времена она была принцессой, известной своим благочестием, совершавшей подношения Буддам. Великие монахи сказали ей, что будут молиться о том, чтобы она в будущем воплощении стала мужчиной и могла проповедовать буддийское Учение. Она же отвечала: «С точки зрения высшей реальности нет ни мужчин, ни женщин». Но она предпочтет переродиться женщиной, и тем самым зримо доказать равенство мужчин и женщин на пути Просветления. А зеленый цвет ее тела символизирует активность и исполнение любой просьбы верующего. У буддистов есть поверье: когда человек моргает, за то время, пока его глаза закрыты, Зеленая Тара тысячу раз облетает вокруг земли, успевая помочь каждому, кто ее об этом попросит. Сидящая на лотосе На вышитой иконе Зеленая Тара представлена достаточно сложной композицией. Вокруг центральной фигуры Тары расположилось 21 изображение Богини в разных формах ее проявления. Каждому воплощению Богини приписываются особые свойства: защита от оружия, воров, бедствий войны, болезней, ураганов, диких животных… Сама Богиня изображена сидящей на лотосе. Ее правая нога как бы спускается, это символизирует готовность Тары прийти на помощь страждущим. Левая же согнута и находится в состоянии покоя. Тара держит стебель синей водяной лилии или цветка утпалы, покачивающегося над ее левым плечом; в правой руке она также держит цветок, совершая обряд дарования блага – поза, используемая в ритуальной практике буддизма. По каноническим правилам под центральной фигурой Тары расположились «гневные защитники веры». В буддизме так называются мифические сверхчеловеческие существа, принявшие устрашающую форму. Их часто изображают танцующими в пламенном нимбе, что имеет совершенно прямой смысл: «гнев – огненная стихия». Нередко они попирают ногами одно или два тела, что означает растаптывание неведения, вожделения, агрессии и других не благих качеств. Словом, каждый композиционный элемент сюжета, изображенного на полотне, являет определенное информационное «сообщение», предназначенное тому, кто видит. Метки прошлого Икона Зеленая Тара – уникальный шедевр, созданный по классическим буддийским канонам, выдающийся памятник прикладного искусства калмыцких вышивальщиц. – После длительного пребывания Тары в частных руках над этим экспонатом пришлось потрудиться нашим умельцам-реставраторам, – рассказывает Елена Елагина. – Для сохранности полотна было решено его «продублировать» – на профессиональном сленге музейщиков это означает нашить на оборотную сторону дополнительную защитную ткань. Реставраторам также удалось безболезненно для раритета убрать с него и нежелательные «метки прошлого» – жирные разводы. И словно в благодарность людям улыбка Тары, возвращенной к жизни, стала словно светлее и еще добрее. Самая значительная выставка с участием иконы Зеленой Тары – «Калмыцкая национальная вышивка» – проходила в 1991 году в Элисте. Сейчас экспонат можно увидеть в выставочном зале отдела этнографии. Ксения Измайлова Ставропольская правда Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |