Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Люди и животные: отличие лишь в форме

2 ноября 2010 | Версия для печати
| Еще
Лама Сопа Ринпоче

Люди и животные: отличие лишь в формеЖизни существ, движимых восемью мирскими дхармами, мало чем отличаются друг от друга. Бизнесмен может показаться нищему богатым человеком. И хотя при поверхностном взгляде на вещи они живут по-разному, их жизни удивительно схожи. И тот, и другой трудятся исключительно ради счастья этой жизни. Образ жизни обоих негативен; оба живут мирской жизнью. Разницы-то и нет.

В каком-то смысле, жизнь нищего кажется предпочтительней. Бизнесмен зарабатывает на жизнь, обманывая других, тем самым обманывая и себя, так как обман подразумевает под собой хитрость, предательство и мошенничество. Нищий не мошенничает, а значит, его жизнь не столь негативна.

Жизнь ученого не намного лучше. С самого детства он усердно занимается, чтобы с отличием закончить вуз. Но на самом деле он делает это только для того, чтобы устроить свою жизнь. Ему может показаться, что он работает на благо своей страны и во имя мира во всем мире, но в глубине души его главной целью является накопление мирских благ. Именно ради восьми мирских дхарм он тратит тридцать, сорок, а то и пятьдесят лет своей жизни на получение ученой степени.

После защиты он устраивается на работу, опять же с единственной целью приобретения благ. Его ум поглощен восемью мирскими заботами. А ведь через 3-4 года после окончания учебы он может умереть. Что же он возьмет с собой после всех этих лет усердного обучения? Ничего! Деньги, которые скопились на его банковских счетах, после смерти с собой не возьмешь. Так как с момента рождения до самой своей смерти вся его жизнь была посвящена мирским дхармам, все его негативные действия явились причиной сансары, причиной страданий. Всю свою жизнь он создавал причину страданий. Так она и закончилась. В этом заключается страшная трагедия жизни.

В этом отношении ученый ничем не отличается от животного. Корова пасется около своего дома, жует траву и спит. Она не может разговаривать, не знает того, что знает ученый. Она и алфавит-то не изучала! И уж точно не получала ученой степени. Цель всей ее жизни длиной в тридцать-сорок лет заключается в поиске травы получше и воды повкуснее. С рождения и до самой смерти она пытается улучшить качество жизни, так же как и ученый.

Очевидно, что все, чем бы ни занималось животное, мотивировано привязанностью, цеплянием за эту жизнь. Идет оно на поле, возвращается назад, ест, пьет – все, что оно делает, пронизано восемью мирскими заботами. Я никогда не слышал, чтобы животные смотрели телевизор или ходили в кино, но это также возможно.

Говорят, в Соединенных Штатах существуют школы для животных, где их обучают жизни в доме – где спасть, где есть, на каком кресле сидеть, где не гадить. На Востоке люди обучают собак делать простирания, но это не поможет им постичь Дхарму. Простирание для них – всего лишь физическое действие. Делать простирание их заставляет последующее угощение, если они чувствуют голод. По ночам собаки засыпают без единой благородной мысли или чистой мотивации.

Если сравнить ученого и корову, то можно придти к выводу, что в сущности они проживают жизнь одинаково. Жизнь коровы негативна, так же как и жизнь ученого. Жизнь коровы ничем не лучше жизни ученого, а жизнь ученого – ничем не лучше жизни коровы. Несмотря на то, что ученый был рожден человеком, умирая, он не оставляет после себя ничего благостного, так же как и корова.

Каким бы образованным он ни был, какой бы ни была его репутация, погрузился ли он на дно Тихого океана или слетал на Луну, все его действия имеют негативное значение, все они являются причиной страдания, так как были совершены ради получения благ в этой жизни. Взгляд ученого на счастье может несколько отличаться от представлений о счастье коровы, но все же он ничуть не благороднее. Все, что бы ни делали оба, крепко держит их в водовороте сансары.

Их поступки схожи и имеют под собой одну и ту же мотивацию – получение земных благ. И те, и другие обусловлены нечистыми помыслами, исполненными алчности, ненависти и невежества. Несмотря на то, что животные не имеют собственности в отличие от людей, которые могут получить все, чего ни пожелают – дома, машины, одежду, богатства – в действительности, они ничем не отличаются друг от друга. Поступки людей ничем не благороднее или лучше поступков глупых животных.

Единственное отличие в форме тела. Существо одной формы мы называем человеком, существо другой формы – животным. По сути, поступки обоих одинаковы, ум одинаков. Мы с гордостью можем рассуждать о том, насколько мы умнее животных, насколько животные отстают от нас по развитию, но если объективно сравнить наши жизни и их значимость, то можно ужаснуться.

Сколько всего животных живет в этом мире? А сколько людей? Сравните эти цифры и задумайтесь о том, сколько причин страданий создает каждый из них.

Сначала задумайтесь о миллиардах живых существ, населяющих океан, и о том, что происходит в их уме. Вспомните о разнообразных видах рыб, снующих туда-сюда и ищущих лишь наслаждения жизнью. Всю свою оживленную жизнь они рыщут в поисках пищи и уютного места обитания.

А остальные существа? Например, птицы, земноводные, пресмыкающиеся – в глубине души они точно так же стремятся только к наслаждениям этой жизни.

А теперь задумайтесь о человеке. Возьмем, к примеру, Нью-Йорк. Попробуйте понаблюдать за каждым из его жителей и тем, что происходит в их умах. За малым исключением, все их поступки имеют ту же мотивацию, что и поступки пернатых и ползающих. Люди заняты только земными благами. Все те, кто летает в космических кораблях, на самолетах, путешествует на машинах и по воде, поступают одинаково. Их мышление идет в одном направлении. Единственное, что их заботит, это блага и наслаждения жизни. Внимательнее приглядитесь к людям и животным, и вы не увидите разницы между ними. Все заняты своими привязанностями, достижением благ этой жизни.

Люди ходят по магазинам, водят автомобили, занимаются разными делами с утра до поздней ночи. Чем все они занимаются? Зачем они так стараются? Что происходит в их сердце? Все одно и то же –они пытаются получить все наслаждения жизни.

Посмотрите на них. Все они заняты мирскими делами, все они находятся под влиянием своих привязанностей, ищут комфорт. Они слишком заняты, чтобы задуматься о Дхарме, но им всегда хватает времени на неблагие дела. Какое огромное количество страдающих скитающихся существ!

Мы, люди, смотрим на животных сверху вниз, считаем их глупыми и необразованными. Но те, кто понимает Дхарму и знает о карме, не видят между людьми и животными никакой разницы. Тот, кто практикует, видит, насколько мы связаны мирскими заботами, и все, что мы делаем, приносит страдание. Мы живет в полной темноте, мудрость Дхармы для нас затуманена, мы совершенно не осознаем своих поступков.

Некоторые могут поспорить и сказать, что мы осознаем то, что делаем. Мы знаем, где можно вкусно поесть, как заработать много денег, как вести дела и торговаться, какие продукты выбирать. Многие люди, считающие себя образованными, думают, что животные не обладают умом! Для практика же, неважно животные перед ним или люди, и те и другие ведут свою жизнь неосознанно и неизбежно приходят к страданию. Таким образом, все мирские существа для практикующего становятся объектами сострадания.

Отрывок из статьи Ламы Сопа Ринпоче «Как практиковать Дхарму»
по редакцией Гордона МакДагелла, архив Ламы Йеше «Архив мудрости», октябрь 2010.


Перевод Елены Гордиенко
Просмотров: 4069  |  Тэги: Лама Сопа Ринпоче, Гелуг, животные

Комментарии:

Uma (Гости) | 2 ноября 2010 14:53  
Замечательный отрывок, спасибо. Грустно, что целые сонмы таких вот ученых сейчас набросились на буддизм, как на замечательно перспективный и сладкий пирог: как медитация полезна для головного мозгаи т. д.....далее можно гипотетически продолжить - продляет жизнь, улучшает пищеварение и сон... Какое это имеет отношение к Дхарме?
Научно выяснить причины, "откуда берется сострадание, заставляющее жертвовать собой ради других", - вот реальные темы исследований научных коров, выпасающихся на пастбищах именитых университетов.
Хорошо ответил им лама Сопа.
Alex N (Гости) | 3 ноября 2010 08:59  
Я восхищаюсь Ламой Сопай =)
Дарья (Гости) | 3 ноября 2010 11:50  
Да, как научный сотрудник могу подтвердить слова Сопы Ринпоче - всё именно так. Одни ученые работают, искренно веря в то, что они делают все это на благо родины или общества, другие этим себя успокаивают, третьи сознательно прикрываются, а вообще современная наука - это всего лишь ещё один из механизмов перераспределения материальных благ...
Максим (Гости) | 23 декабря 2010 20:25  
Простите, а то, что мы ныне пользуемся услугами интернета разве не является благим последствием деятельности ученых, а медицина или архитектура. Мне кажется не справедливым данное высказывание.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100