Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Лев Толстой. К столетию со дня смерти. Часть вторая10 ноября 2010 | Версия для печати
"Избави бог жить только для этого мира. Чтобы жизнь имела смысл, надо, чтобы цель её выходила за пределы постижимого умом человеческим". Лев Толстой Трансцендентальный мир Толстого "Ехал наверху на конке, глядел на дома, вывески, лавки, извозчиков, проезжих, прохожих, и вдруг так ясно стало, что весь этот мир с моей жизнью в нем есть только одна из бесчисленных возможностей других миров и других жизней, и для меня есть только одна из бесчисленных стадий, через которую, мне кажется, что я прохожу во времени". Многолетние напряженные нравственные и религиозные искания Толстого нашли отражение в огромном количестве писем, эссе, статей и записных книжек. Интуитивные прозрения Толстого ошеломительны для тех, кто знаком только с его художественным творчеством. Вот одно из них: "Каждый поступок ничто в сравнении с бесконечностью пространства и времени, а вместе с тем действие его бесконечно в пространстве и времени". О гениальном осознании великим мыслителем космических законов и глубоком проникновении в сущность природы реальности также свидетельствует, например, такое высказывание: "Мало того, что пространство и время и причина суть формы мышления и что сущность жизни вне этих форм, но вся жизнь наша есть (все) большее и большее подчинение себя этим формам и потом опять освобождение от них". О науке и "ограниченности людей нашего интеллигентного мира" "Ничего нет в жизни верного, кроме ничтожества всего понятного мне и величия чего-то непонятного и важнейшего". - Лев Толстой На первый взгляд, отношение Толстого к науке достаточно парадоксально. Поскольку, по Толстому, "науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет", он пришел к выводу, что “ничто так не препятствует свободе мысли, как вера в прогресс. Не обладая специальными знаниями, он с поразительной глубинной интуицией сказал удивительные слова: "Микроскопические исследования - бесконечность. Астрономические – бесконечность..." Столетие спустя, передовые ученые современности только начинают постигать эту истину. Лев Николаевич часто повторял, что "если бы не было авторитета науки, церкви, люди не могли бы быть так глупы ...Думать и говорить, что мир произошел посредством эволюции, или что он сотворен Богом в шесть дней, одинаково глупо. Первое все-таки глупее". Толстой полагал, что "напрасно такое значение придают разуму человеческому. Пределы его тотчас же видны: бесконечность пространства и времени". Иногда суждения Толстого достаточно жестки, даже беспощадны, но они неизменно вскрывают суть проблемы. Например, "Наука - это богадельня, или скорее поприще успеха среди толпы, открытое для всех самых умственно и нравственно тупых людей. Занимаясь наукой, он может не сознавать того, что он делает, считая букашечки или перечисляя книги и выписывая из них, что подходит под избранную тему, может или ничего не думать, или выдумывать ... какую-нибудь теорию и быть вполне уверенным, что он делает самое важное на свете дело". Толстой недоумевал, почему люди называют прогрессом и гордятся "жалкими механическими изобретениями, благодаря которым люди будут производить всё больше и больше ненужных и вредных, развращающих предметов". Великий русский мыслитель не признает и высмеивает огромное количество придуманных людьми законов: обрядовых, религиозных, "так называемых научных", одним словом, слепую веру современного человечества в социальный и научный прогресс. Одной из главных бед образованных людей Толстой считал их невозможность "освободиться от научного суеверия ... научного гипноза ... " "Как легко усваивается то, что называется цивилизацией... и отдельными людьми, и народами! Пройти университет, отчистить ногти, воспользоваться услугами портного и парикмахера, съездить за границу, и готов самый цивилизованный человек. А для народов: побольше железных дорог, академий, фабрик ... газет, книг, партий, парламентов - и готов самый цивилизованный народ. От этого то и хватаются люди за цивилизацию, а не за просвещение - .... потому что оно обличает ложь цивилизации". Проницательные предвидения Льва Толстого звучат поразительно своевременно, в частности, о том, что наше современное общество в своем развитии дошло до такой стадии, когда "сложные, хитрые и бесполезные умствования привели к такому уровню ненужной запутанности и смятения для того, чтобы замаскировать человеческие бедствия... " Итак, Толстой утверждает, что "главное бедствие очень культурных людей - это их балласт разностороннего и, особенно, эстетического образования. Это больше всего мешает им знать, что они знают, как говорил Лао Цзы (это болезнь)". Другой важной причиной "ограниченности людей нашего интеллигентного мира" Толстой считает "погоню за пошлой современностью, которая исключает всякую возможность серьезного, истинного, нужного знания. А как, казалось бы, ясна ошибка. У нас есть результаты мыслей величайших мыслителей, выделившихся в продолжение тысячелетий из миллиардов и миллиардов людей, и эти результаты мышления этих великих людей просеяны через решето и сито времени. Отброшено все посредственное, осталось одно самобытное, глубокое, нужное; остались Веды, Зороастр, Будда, Лао Цзы, Конфуций, Ментце, Христос, Магомет, Сократ, Марк Аврелий, Эпиктет, и новые: Руссо, Паскаль, Кант, Шопенгауэр и еще многие. И люди, следящие за современностью, ничего не знают этого, а следят и набивают себе голову мякиной, сором, который весь отсеется и от которого ничего не останется". Из глубины веков звучит пророческий голос, описывающий трагическую ситуацию, в которой находятся наши современники. "Нет ни одной проблемы, которую современные люди могут разрешить просто и открыто. Каждый вопрос, будь то экономический, государственный, дипломатический, научный, не говоря уже о религиозных и философских, излагается так искусственно и ошибочно, оказывается обернутым в такой толстый слой сложных, излишних аргументов, изобилующих таким количеством искажений смысла и слов, и такой софистикой и полемикой, что все обсуждения таких вопросов снова и снова идут по кругу безрезультатно, напоминая отсоединенное колесо автомобиля". В эссе Бунина "Освобождение Толстого" читаем: "Умирающий кн. Андрей, Пьер в плену у французов, от. Сергий, сам Толстой... Наиболее заветной художественной идеей его было, думается, это: взять человека на его высшей мирской ступени (или возвести его на такую ступень) и, поставив его перед лицом смерти или какого либо великого несчастия, показать ему ничтожество всего земного, разоблачить его собственную мнимую высоту, гордыню, самоуверенность... Отсюда и "постоянное стремление его видеть и развенчивать то, что таится в душе человека под всеми формами блестящей внешности". Лев Николаевич неоднократно возвращался к идее о том, что "нет ничего более полезного для души, как памятование о том, что мы ничтожная и по времени и по пространству козявка и что сила твоя только в понимании своего ничтожества". Окончание следует Наталья ТЕПЛИЦКАЯ, Великая Эпоха Смотрите также: Лев Толстой. К столетию со дня смерти Л.Н.Толстой – первый биограф Будды в России Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |