Сохраним Тибет > Комментарий к тексту «37 практик Бодхисаттв» дарует геше Лхакдор буддистам России
Комментарий к тексту «37 практик Бодхисаттв» дарует геше Лхакдор буддистам России4 декабря 2010. Разместил: Ing |
3 декабря Дхарамсала уже утратила вид многонаселенного города. Теперь не растекается по улицам городка многотысячная толпа, забивая до отказы кафе, ресторанчики и магазины. Уехали паломники из стран Европы, разъехались по близлежащим селениям местные жители. Отправились в свои монастыри буддийские монахи. Отбыли домой и калмыки. Других наших земляков тепло проводили в паломничество по святым местам. Остались только те, кто хотел бы услышать комментарии доктора философии, профессора досточтимого геше Лхакдора.
Как отметил Верховный лама (шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: « Геше Лхакдор – прекрасный ученый с удивительной манерой изложения буддийского знания. На протяжении 16 лет он был личным переводчиком Его Святейшества Далай-ламы». Сейчас геше Лхакдор является директором Библиотеки тибетских трудов и архивов. В этот день начался курс его лекций по священному тексту Гъялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы». Вот что рассказывал на одном из Учений об авторе этого труда Его Святейшество Далай-лама:«Тогме Сангпо является подлинным воплощением бодхичитты, и наставления его исключительно полезны и благотворны. Бодхисаттв можно безошибочно определить по различным естественным знакам — проявлениям их природы, так же как по дыму можно судить о наличии огня, а, увидев цаплю, понять, что неподалёку водоём. Читая этот труд, мы начинаем понимать, отчего при упоминании имени Тогме Сангпо вполне уместно использование высокого титула “Бодхисаттва”. Тогме Сангпо держал у себя лисицу, которая всегда была с ним рядом, словно домашняя собака. Поскольку сам он был человеком исключительно уравновешенным и добродетельным, эти же качества передались и его домашнему животному. Лиса не причиняла никому вреда и не ела мяса. Ум Тогме Сангпо был настолько чувствителен, что он не мог удержаться от слёз, давая учения. Некоторые ученики говорили, что, получая наставления от Бутона Ринпоче, они всегда делают это смеясь, а на учениях Тогме Сангпо на глаза им невольно наворачиваются слёзы. Получив в ранние годы жизни обширное духовное образование, Тогме Сангпо прославился своей учёностью и оставил после себя несколько комментариев на классические буддийские трактаты. В более поздние годы, сделав бодхичитту центром своей духовной практики, он стал признанным философом и йогином, сфокусировавшим свой ум исключительно на устремлённости к просветлению во благо всех живущих». 3 декабря желающих услышать комментарии к тексту «37 практик Бодхисаттв» досточтимого геше Лхакдора оказалось довольно много, так что зал был переполнен. Задолго до приезда в Дхарамсалу шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче в одном из интервью сказал: «Лично для меня этот текст всегда служил источником величайшего вдохновения. В э том труде объясняется как избавиться от негативной кармы, как стать лучше. И самое главное, как совершать благие деяния ради счастья всех живых существ». Первая лекция стала очень полезной для нашей повседневной жизни. Он посоветовал присутствующим любые важные мероприятия, дела, действия начинать с выражения почтения Будде Шакьямуни, Авалокитешваре - воплощению сострадания всех Будд. Он говорил также о том, что мирянам необходимо быть разборчивыми. Не принимать все на веру. Если у человека монашеское одеяние, это не значит, что он - лама. Ламами называют тех, кто обладает множеством великих достоинств, кто стремится, как можно больше пользы принести всем живым существам. - Гуру, - отметил геше Лхакдор, - человек, обладающий превосходными знаниями, имеющий безграничное сострадание, не ожидающий благодарности. Он прилагает усилия и не устает в своем благом деле. - Вы обратили внимание, - говорил профессор, - как Его Святейшество перед дарованием Учения делает щелчок пальцами. Был звук, и нет его. Так и наша жизнь. Будда сказал, если вы обладаете состраданием, то значит, вы обладаете всеми благими качествами. Ваша основная задача - избавиться от омрачающих эмоций, сострадание определяется действиями в долгосрочной перспективе. Размышляйте о пустоте, о Бодхичитте, смысле текстов. Не забывайте о благоприятных условиях обретения человеческой жизни. Это рождение человеком, в месте, где практикуется Дхарма. Вы должны бережно относиться к своему телу. Заботиться о своем здоровье, так как без здорового тела вам будет нелегко практиковать Дхарму. Сегодня продолжение комментария, и, несомненно будет много вопросов, на которые слушатели получат обстоятельные и интересные ответы. Нина Шалдунова, фото автора Буддизм в Калмыкии Смотрите также: Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов геше Лхакдор и представитель Его Святейшества Далай-ламы Наванг Рабгьял в эфире «Эха Москвы» Видео. Круглый стол «Буддизм и наука» с геше Лхакдором в Москве «Терапия смеха» от Геше Лхакдора Буддийское образование для буддийского сообщества - геше Лхакдор |