Сохраним Тибет > Дхарамсальские миниатюры. Часть 1

Дхарамсальские миниатюры. Часть 1


16 января 2011. Разместил: Ing
Когда ваши знакомые слышат, что вы были в Дхарамсале, как правило, они спрашивают: «А где это?». Привычная ситуация? Если да, значит вы один из редких счастливчиков, которым повезло объяснять своим знакомым, чем же замечателен этот небольшой городок в предгорьях Гималаев.

Как проще всего ответить? Я обычно говорю: «Это место, где живёт Далай-лама»! Знакомый диалог? (Говоря откровенно, Его Святейшество живёт скорее в самолёте, чем в своей резиденции, однако это уже нюансы…) Обычно после этого люди понимающе кивают головой и почти всегда засыпают тебя вопросами. Упоминание о Далай-ламе произвело свой обычный эффект!..

Большинство моих друзей и знакомых не имеют к буддизму никакого отношения, однако, стоит упомянуть о Далай-ламе и тут же в глазах зажигается живой интерес. Магия имени. К сожалению, сейчас на планете немного гуманистов такого уровня, ещё не так давно были живы Иоанн Павел второй, мать Тереза, Швейцер. Сейчас у нас есть Далай-лама, и для того чтобы доходчиво объяснить, что же такое Дхарамсала, достаточно просто упомянуть о нём.

Итак, главный и абсолютно самодостаточный повод, чтобы поехать в Дхарамсалу - это поехать на учения, которые даёт Его Святейшество. В последние годы благодаря работе активистов-организаторов состоялось несколько таких учений специально для русскоязычных буддистов, последнее - в ноябре-декабре 2010 года. (За что им отдельное огромное чистосердечное спасибо! Если кто-то из них читает этот опус, то специально для них: «Ребята, вы молодцы!»). Писать отзывы об учениях Далай-ламы или как-то их комментировать, само по себе отдает дурновкусием в стиле многочисленных книг, которые можно подогнать под название «Я и Далай-лама», поэтому хочется остановиться на том, что окружает главное событие.

Что же такое Дхарамсала помимо Далай-ламы? Что, так сказать, мы получаем «в нагрузку»?

Часть первая, нюансы.

Замечательные горные пейзажи. По этому поводу первая миниатюра.

Обычно перед новогодними учениями, в МакЛеодганж (самая живописная, горная часть Дхарамсалы) приезжает много паломников, и найти хорошее жильё становится трудно. Поэтому, если у вас есть время, стоит приехать на несколько дней раньше, чтобы подготовиться к учениям и поселиться без проблем. В один из приездов, мне позвонили друзья, которые должны были прибыть на пару дней позже и попросили забронировать номер, но обязательно «с живописным пейзажем»…

Вы можете взять комнату с видом на стену соседского дома, или на улицу, или на горы… Вначале, этому не придаёшь внимания, ищешь комнату по цене, по комфорту, по близости к месту проведения учений. Но уже со второго приезда начинаешь понимать, что таких гор в окне больше нигде не увидишь. Можно сказать, что пейзаж за окном включён в стоимость комнаты, просто ещё один вид сервиса. Если на ночь оставить окна расшторенными, то перед тем как заснуть, будет лишний повод удивиться, до чего причудлива иллюминация в МакЛеоде – разноцветные огни домов, разбросанных по ближним склонам; а утром разбудит солнце, выходящее из-за дальнего хребта. Некоторое время можно полежать и посмотреть на игру теней в ущельях и на то, как свет постепенно заливает дальние склоны. Можно выйти на балкон с чашкой чая, чтобы погреться на солнышке. В МакЛеодганже это отдельный вид удовольствия, потому что ночи там холодные. И, медленно попивая чай, наблюдать за воздушными боями орлов и ворон на фоне трёх горных хребтов, выглядывающих друг из-за друга.

Это обычный индийский городок, со всеми своими прелестями и «прелестями». По поводу «прелестей» распространяться не буду – все, кто бывал в Индии, их знают хорошо: это и скученность, и мусор, и запахи, и изувеченные нищие, и попрошайки, и т.д. и т.п. и пр.

А вот по поводу интересного миниатюра вторая.

В каждом индийском городке хозяйничают обезьяны. На окраинах они ведут себя так, что закрадывается подозрение – может, это организованная мафия профессиональных вымогателей? Любой путешественник рано или поздно сталкивается с ними. В первый свой приезд я поселился в новом гестхаусе с отличными комнатами, но очень скоро обнаружил одну особенность – каждое утро крупный самец макаки совершал обход балконов. Похоже, он искренне считал их своей вотчиной. И каждый раз он непременно что-то тащил в обратную сторону – незадачливые постояльцы забывали закрыть окна или балконные двери, и всё, что у них было съестного, рассматривалось как законная добыча. Обезьяна вела себя настолько спокойно и уверенно, что было понятно - для него такой способ взимания дани уже устоявшаяся традиция, и он не видит в этом ничего для себя опасного или хотя бы беспокоящего. Каждое утро я наблюдал, как в очередной раз на чьём-нибудь балконе наглец потрошит кулёк с фруктами или буханку хлеба. Иногда всё это сопровождалось возмущёнными криками хозяев, на которые, впрочем, грабитель не обращал никакого внимания.

По соседству со мной жила калмычка, которая была в Индии впервые и, естественно, ей уже пришлось выплатить дань наглой обезьяне. Теперь моя соседка была настороже, и каждый раз перед уходом проверяла изнутри, как закрыты окна и двери, которые, в свою очередь, обезьяна проверяла снаружи - наверное, ей понравилось угощаться в этой комнате.

Однажды я спокойно сидел в своём номере с книгой и блокнотом в руках, как вдруг меня буквально подбросило в воздух от истошных криков. Дверь на балкон была открыта, и из соседнего номера на звенящей ноте неслось «Ом мани падме хум – Ом мани падме хум». Я выскочил на балкон – по перилам соседского балкона в мою сторону приближался вышеописанный наглец с огромным помидором в зубах. За ним на безопасном расстоянии возмущённо крича, следовала соседка с полотенцем в руках, которым она размахивала больше для того, чтобы успокоить себя, чем напугать грабителя. Оказалось, он вошёл в комнату и схватил помидор прямо со стола, не обращая никакого внимания на хозяйку, которая как раз приготовила завтрак. Захватчик совершенно не обеспокоился криками и преследованием, он медленно и спокойно перешёл на перила моего балкона и уселся в метре от меня.

Нужно было что-то делать. Во-первых, проучить и прогнать его, чтобы он прекратил рэкет постояльцев, во-вторых, попробовать отнять добычу, чтобы, опять же, отвадить добывать еду подобным способом, в-третьих, вступиться за достоинство человеческого вида, угнетаемого жестокой обезьяной.

В руках у меня был блокнот, которым я несколько раз махнул перед мордой захватчика. Нельзя сказать, чтобы это не произвело никакого эффекта, конечно произвело. Но только эффект этот был совершенно не тот, которого я пытался добиться – обезьяна смотрела озадаченно и хмуро. Было очевидно, что он даже представить не может, что в подобной ситуации можно чего-то бояться. Ситуация складывалась не в нашу пользу, в моём лице, человечество, как вид, теряло инициативу и проигрывало сражение. Нужно было предпринять более решительные шаги. Я, как типичный горожанин, всегда считал, что нельзя проявлять жестокость по отношению к животным. Поэтому единственное, что мог позволить себе в такой ситуации, это поднести блокнот чуть ближе к морде противника и легко шлёпнуть по удерживаемому помидору. На этот раз я получил колоссальный эффект – глаза обезьяны в прямом смысле полезли на лоб, пасть открывалась всё шире, казалось, он от возмущения проглотит помидор целиком. Поза из расслабленной стала агрессивной – до мерзавца дошло, что кто-то оспаривает его право владения помидором. Наконец, когда помидор почти полностью исчез в пасти (ей богу, я до сих пор не понимаю, как можно было втянуть такой огромный помидор), показались отличные клыки впечатляющей величины, и я понял, что следующее, что попадёт под эти клыки, будет моя рука. Я решил не переводить общение между видами в ещё менее цивилизованной русло и, попятившись с балкона, с облегчением закрыл за собой дверь.

Битву между человеком и обезьяной выиграла обезьяна.

Единственное, что мы могли сделать, это устроить успокоительное чаепитие, осудить всем этажом наглые происки и не поддаваться на провокации.

Что ещё может быть интересным в животном мире МакЛеода, так это неприлично благополучный вид уличных собак. Я это заметил только в последний приезд, и не удивительно – собак ведь и у нас полно. Но что интересно, даже если вы найдёте дхарамсальскую собаку со стройными лапами и вытянутой мордой, и по всем понятиям она должна быть худой и подтянутой, то спина у неё все равно окажется широченной, и собака будет выглядеть очень даже упитанной! Тумбочкообразные какие-то собаки в МакЛеоде! Кроме того, они совсем не боятся людей и очень спокойные, видно им там очень неплохо живётся. Может, потому что их там не гоняют? А может, потому что там и к собакам относятся по-человечески?

Это место где расположено несколько монастырей, и постоянное присутствие монахов на улицах создаёт особую атмосферу города.

Это место проживания довольно большой тибетской общины.

Это место, где расположены офисы Тибетского правительства в изгнании, что вносит политическую компоненту. Обычно её не чувствуешь, но иногда эта сторона становиться доминирующей.

На этих двух пунктах нельзя не остановиться… Частенько мне говорили: «Меня интересует только дхарма, а тибетско-китайский вопрос это политика…». Как-то повсеместно сейчас слышно такое: «Я политикой не интересуюсь, политика – грязное дело, и вообще духовность и политика не совместимы».

Безусловно, политика – грязное дело, если ею занимаются внутренне грязные люди с грязными мотивациями. Если интересоваться политикой для того, чтобы улучшить свою жизнь (например, вступить в политическую партию, набирающую силу, чтобы урвать себе побольше благ и льгот), то такое с духовностью несовместно. И конечно, если вы живёте в Швеции или Дании, то лезть в политику и тратить на это свою жизнь, вместо того чтобы интересоваться духовными дисциплинами, по меньшей мере, предосудительно, если не глупо!

У нас ситуация радикально отличается: в наших странах демократия ещё очень молода. Мы-то живём не в Швейцарии, в наших странах быть аполитичным просто аморально. Получается, что чаще всего, люди, бравирующие своей аполитичностью, просто оправдывают внутреннюю лень. «Зачем мне что-то делать, ведь всё равно ничего не изменишь, там ведь всё куплено» - конечно, не изменишь, если не делать.

Не интересоваться политикой вообще и не интересоваться тибетским вопросом, это, в общем, одинаковые понятия. Если нас не интересует, что творится в нашем доме, то почему у нас должна болеть душа за каких-то тибетцев или сомалийцев?

Меня всегда удивлял такой парадокс: мы живём в благополучных странах, может, не в самых лучших, но уж в относительно благополучных точно! У нас даже есть возможность ездить в Индию. И, тем не менее, мы находим поводы впадать в уныние и постоянно жаловаться на жизнь… И куда же мы едем за помощью? В Дхарамсалу. Я не встречал ещё не одного человека, который по приезду оттуда не сказал бы: «Как мне помогла эта поездка!».

И к кому же мы едем за помощью? К тибетским беженцам! К людям, потерявшим родину, близких, друзей, многие из которых сидели в китайских тюрьмах и трудовых лагерях. После некоторого знакомства с тем, что им пришлось вынести, оставаться в стороне, значит расписываться в собственной чёрствости.

Ведь действительно, странно как перекручено у нас в сознании, вот уж «битый не битого везёт». Получается, что мы, благополучные европейцы, приезжаем за помощью к тибетцам, получаем её, и нас не интересует, а что, собственно, происходит с теми, кто нам так великодушно помог? Может, стоит поинтересоваться хотя бы из благодарности?

Миниатюра третья очень короткая и грустная.

В школах тибетской общины много детворы, родители которых остались в Тибете, но смогли переправить детей в Индию для учёбы. Во время проведения пекинской олимпиады китайские власти учинили расправу над демонстрантами в Лхасе, все мы помним эти события, количество погибших не будет установлено никогда. Фотографии расстрелянных попали в интернет. Помню одну фотографию того периода – тибетские дети стоят перед доской объявлений, на которой вывешены фотографии погибших.

Тогда меня пронзила мысль: они хотят убедиться, что их родителей нет на этих фотографиях. Добавить нечего… Пусть каждый решает для себя, быть или не быть аполитичным.

Это место совершенно нетипичного для Индии климата, и если вы собираетесь туда ехать, то к нему стоит подготовиться заранее.

После 2-3 недель в МакЛеоде, очень хочется попасть домой в наши добрые холода, чтобы отогреться от неласковой индийской «жары». Обычно когда мне говорят: «Тебе повезло, ты был в Индии зимой», то обычно я отвечаю: «Таки да, и это самая холодная на планете страна». Холод в Дхармасале особенного свойства – он повсеместный. Нас, конечно, не испугать температурой от 0 до +10 (при этом с высокой влажностью). Но когда это и внутри комнаты тоже... Когда даже внутри комнаты изо рта идёт пар, и спать иногда ложишься, закутанный как луковица, то начинаешь понимать, что попал совсем не в сказку. В наших домах можно согреться, придя с улицы, дома же в Дхарамсале почему-то все как один очень холодные – тонкие бетонные стены, одинарные окна и двери с большими щелями. Так что, возвращаясь на родину, понимаешь, что самые закалённые люди живут в северной Индии.

Учения обычно проводятся в холодный период, раньше это был февраль-март, последние годы ноябрь-декабрь, так что, собираясь в жаркую Индию, не забудьте пуховик и спальник, поверьте, они будут там не лишними!

Это окрестные летние курорты – Багсу и МакЛеодганж куда состоятельные индийцы приезжают, чтобы спрятаться от летнего индийского зноя.

Это место проживания многочисленной и очень разношёрстной, а местами даже странной толпы «лиц европейской национальности», в том числе и таких, кто явно перепутал буддизм с мистицизмом. И вы встретите самых разных людей из самых разных стран, живущих в Дхармасале десятилетиями. И когда у них спрашиваешь, а почему, собственно, они переехали сюда жить, то можно услышать самые удивительные ответы.

Продолжение следует

Евгений Бульба (специально для www.savetibet.ru)